Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

Судебные палаты являлись апелляционной  инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных  заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные  преступления в качестве суда первой инстанции.

Дознание проводилось жандармерией, предварительное следствие —  членом судебной палаты.

 

Сенат являлся высшей кассационной инстанцией для

 

всех судебных органов.

 

 

  Вопрос 37

Военная реформа: изменение системы военного управления, комплектования и обеспечения Вооруженных  Сил. Устав о воинской повинности 1874 г.

Военно-судебная реформа 1867 г

 

Военное управление подверглось также  преобразованиям.

 Уже в начале царствования  уничтожены были военные поселения.  Были отменены унизительные телесные  наказания.

 Обращено было особое внимание  на поднятие уровня общего  образования офицеров армии посредством  реформ военных учебных заведений.  Были созданы военные гимназии  и юнкерские училища с двухгодичным  сроком обучения. В них принимались  лица всех сословий.

 В январе 1874 года была провозглашена  всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по  этому поводу говорилось: «Защита  престола и Отечества есть  священная обязанность каждого  русского подданного….». По новому  закону, призываются все молодые  люди, достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и по жребию  берет из призывников только  это число (обычно на службу  призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный  сын у родителей, единственный  кормилец в семье, а также,  если старший брат призывника  отбывает или отбыл службу. Взятые  на службу числятся в ней:  в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет  в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной  службы и 3 года в запасе. Для  получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается  до 4-х лет, окончивших городскую  школу — до 3-х лет, гимназию  — до полутора лет, а имевших  высшее образование — до полугода.

 Таким образом, результатом  реформы стало создание небольшой  армии мирного времени со значительным  обученным резервом на случай  войны.

 Подверглась коренным изменениям  система военного управления, чтобыусилить  управление по местам расположения  войск. Результатом этого пересмотра  явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных  управлениях». На основании этого  «Положения» устроено первоначально  девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

 К концу XIX века численность  русской армии составляла (на 130 миллионов  населения): офицеров, врачей и чиновников  – 47 тысяч, нижних чинов –  1 миллион 100 тысяч. Затем эти  цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал  сохранялся.

 В 60-е годы по настоянию  военного министерства были построены  железные дороги к западным  и южным границам России, а  в 1870 году появились железнодорожные  войска. В течение 70-х годов  в основном завершилось техническое  перевооружение армии.

 Забота о защитниках Родины  проявлялась во всем, даже в  мелочах. Допустим, более ста лет  (до 80-х годов XIX века) сапоги шились  без различия правой и левой  ноги. Считалось, что при боевой  тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую  ногу.

 Особое отношение было к  пленным. Военнослужащие, взятые  в плен и не бывшие на  службе у противника, по возвращении  домой получали от государства  жалование за все время нахождения  в плену. Пленный считался лицом  пострадавшим. А тех, кто отличился  в боях, ждали воинские награды.  Ордена России ценились особенно  высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение  человека в обществе.

 Наконец 1 января 1874 г. закон  о воинской повинности был  утвержден Александром 2. По принятому  положению воинской повинности  подлежали все без исключения  лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

 

 В «общих основаниях» сказано,  что «защита отечества составляет  священную обязанность каждого  русского гражданина».

 Нанимать за себя охотников  или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

 Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

 «Милютин обратил дело защиты  родины, — писал А. Ф. Кони, —из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».

 Общий срок службы по новому  закону устанавливался в 15 лет,  из них 6 лет на действительной  службе и 9 лет в запасе, на  флоте – 10 лет, из которых  7 приходилось на действительную  службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения,  могли поступать вольноопределяющимися  на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование  срок службы устанавливался в  6 месяцев (14 лет в запасе), для  призывников с начальным образованием  – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались  отсрочки до окончания образования  и сокращение срока действительной  службы.

 В 1876 г. срок действительной  службы был сокращен до 5 лет,  позже он неоднократно изменялся  – то сокращался (до 3-4 лет), то  увеличивался (до 5 лет).

 От военной службы освобождались  только лица, имеющие физические  недостатки. Льготы устанавливались  также и по семейному положению:  не призывались единственные  сыновья и единственные кормильцы  семьи. По уставу запрещалась  замена и найм.

 В принципе обучения солдат  предусматривалось, что сила государства  не в одной численности войск,  но и в нравственных и умственных  качествах этого войска.

 В армии стали развивать  солдат, обучать, возвышать нравственно.  Были ограничены телесняе наказания  и кулачная расправа. Новый закон  имел большое значение и для  повышения народного образования.

 В рескрипте Александра 2, оценивавшем  заслуги Д.А. Милютина, говорилось: «Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях».

 Новый закон оказал влияние  и на состав армии, сделав  ее более молодою, вследствие  сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних  чинов.

 Введение всесословной воинской  повинности позволило увеличить  численность армии, создать обученный  резерв до 550 тыс. человек, необходимый  для развертывания армии в  военное время, а также способствовало  превращению вооруженных сил  России в современную массовую  армию.

 В государственное ополчение  должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной  службы, а также и выслужившие  положенное число леи (действительной  службы и запаса). Предельный возраст  пребывания в ополчении устанавливался  в 40 лет. Позже он был увеличен  до 40 лет.

 Вместе с тем закон не  был до конца последователен. Значительная часть «инородческого»  населения устранялась от воинской  повинности (уроженцы Средней Азии,Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

 Данные, показатели призыва  в течение первых семи лет  после принятия закона о всесословной  воинской повинности, представлены  в таблице.

 Из приведенных данных видно,  что процент призываемых, получивших  льготы по семейному положению,  составлял в среднем 51,5%.

 

Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции  продавались правительством по числу  вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным  семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

 

Характерно, что с каждым годом  увеличивалось число лиц, которым  были предоставлены отсрочки по образованию.

 

 Вопрос 38

Корректировка реформ в области суда и мсу  в 80-90г 19в. Положение о мерах к  охранению гос порядка и общественного  спокойствия 1881г Положение о земских  участковых начальниках 1889. Положение  о губернских и уездных земских учр-ях 1890г. Городовое положение 1892г

 

 

  КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-Х ГГ.В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о «противозаконных сообществах» и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени.Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869г. мог производиться на дому.В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».В 1889г. вступает в действие «Положение о земских участковых «начальниках», разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе.В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земские начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.В 1890 г. было пересмотрено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — земских начальников, губерземское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно «не соответствовало общим государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного населения».

 

 

  Вопрос 39

Русская революция 1905 года или Первая русская революция — название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи.

Толчком к началу массовых выступлений  под политическими лозунгами  стало «Кровавое воскресенье» —  расстрел императорскими войсками в  Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником  Георгием Гапоном 9 (22) января

 

1905. В этот период стачечное  движение приняло особенно широкий  размах, в армии и на флоте  произошли волнения и восстания,  что вылилось в массовые выступления  против монархии.

 Итогом выступлений стала  октроированная конституция —  Манифест 17 октября 1905 года, даровавший  гражданские свободы на началах  неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и  союзов. Был учреждён Парламент,  состоящий из Государственного  Совета и Государственной Думы.

 За революцией последовала  реакция: так называемый «Третьеиюньский  переворот» от 3 (16) июня

 

1907. Были изменены правила выборов  в Государственную думу для  увеличения числа лояльных монархии  депутатов; власти на местах  не соблюдали декларированные  в Манифесте 17 октября 1905 года  свободы; наиболее существенный  для большинства населения страны  аграрный вопрос не был решён.

 Таким образом, социальное  напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

 

 Причины революции

 Развитие форм деятельности  человека в новую инфраструктуру  государства, возникновение промышленности  и видов деятельности при хозяйствовании, радикально отличающихся от видов  хозяйствования XVII—XIX столетий, влекло  обострение необходимости реформирования  деятельности власти и органов  власти. Прекращение периода существенной  значимости натурального хозяйства,  интенсивная форма прогресса  промышленных методов, уже для  XIX века потребовали радикальных  новаций в администрировании  и праве. Вслед за отменой  крепостного права и преобразованием  хозяйств в предприятия промышленности — требовался новый институт законодательной власти и нормативные правовые акты регулирования правоотношений.

 Крестьянство

 Крестьяне составляли самое  многочисленное сословие Российской  империи — около 77 % от общего  населения[1]. Быстрый рост численности населения в 1860—1900 годах привел к тому, что величина среднего надела сократилась в 1,7-2 раза[2][3], в то время как средняя урожайность за указанный период выросла всего в 1,34 раза.[4] Результатомэтого дисбаланса стало постоянное падение среднего сбора хлеба на душу земледельческого населения и, как следствие, ухудшение экономического положения крестьянства в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"