Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

Постановлением Временного правительства  о введении смертной казни и об учреждении "Военно-революционных  судов" (12 июля 1917 г.) были восстановлены военно-полевые суды под названием "военно-революционные суды", состоящие из офицеров. Они учреждались в дивизиях с полномочиями рассмотрения дел: - о сопротивлении исполнению боевых приказов и распоряжений начальников; - об участии в восстании и о подстрекательстве к нему; - о военной и государственной измене. Они не были связаны с действующим законодательством и получили право назначения смертной казни. Приговоры приводились в исполнение немедленно.

Административный суд был создан для рассмотрения дел по конфликтам между органами самоуправления и  комиссарами Временного правительства. Назначенные в суды старые судебные работники не разбирали конфликт по существу, а проверяли лишь законность действий должностных лиц.

Полиция после февральской революции  была реорганизована в земскую и  городскую милицию под общим  руководством Главного управления по делам милиции.

Практически Временное правительство  сохранило действие старого законодательства. Таким образом, Государственный  аппарат временного правительства,в  т.ч. и суды,были в руках буржуазии  орудием давления на народные массы  и расправы над революционно настроенными рабочими и солдатами.

В целях усиления борьбы с революцией 6 июля было принято постановление по которому "виновный в публичном призыве к убийству, разбою, грабежам, погромам и другим тяжким преступлениям, а также к насилию над какой-нибудь частью населения или публичном призыве к неисполнению "законных распоряжений властей" наказывался заключением в крепость до 3-х лет или в тюрьму. Постановлением от 30 мая и 6 июля строго наказывалось антивоенное выступление армии. Виновных в призыве во время войны офицеров, солдат и прочих воинских чинов к неисполнению законов и распоряжений воинских властей наказывали как за государственную измену.

С 12 июня 1917 года была восстановлена смертная казнь на фронте и создают "военно-революционные" суды. Эти меры были направлены, прежде всего, против партии большевиков, революционных масс и их организацией.

Широко применялась внесудебная  расправа. 26 июля Министр внутренних дел и военный министр получили право заключать под стражу лиц, действие который представляется им особо угрожающими внутренней безопасности и обороне государства. Они имели право без суда высылать лиц, действия которых кажутся им или их представителям на местах опасными.

   38.     2 Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.

       Второй Всероссийский  съезд Советов рабочих и солдатских  депутатов, состоялся 25—27 октября  (7—9 ноября) 1917 в Смольном в  Петрограде, сыграл всемирно-историческую  роль и открыл эру социалистической  революции. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, съезд взял власть в России в свои руки. Для управления страной съезд образовал Рабоче-крестьянское Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Съезд передал власть на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле и другие постановления и обращения.

   Декрет о земле, один  из первых декретов Советской  власти, принятый Вторым Всероссийским  съездом Советов рабочих и  солдатских. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о земле. Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. е. переходила в исключительную собственность государства.

Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет народных Комиссаров.

Таким образом, 2 ВСС юридически оформил  свержение власти буржуазии и  помещиков и установление диктатуры  пролетариата. Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного механизма. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права. Следовательно, со 2 съезда Советов начинается история советского государства.

   39.Советский государственный аппарат (октябрь 1917года - первая половина 1918г).

   Государственный аппарат  - это система органов, практически  осуществляющих государственную  власть и функции государства. 

В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти — Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре — вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров. Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.

Огромное значение в этом строительстве  имела деятельность Военно-революционного комитета Петроградского Совета (ВРК

После победы революции ВРК создавал различные отделы и комиссии. ВРК должен был подразделяться на отделы: 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) рабочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы.

Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование  преступлений против революции, но и  оперативную работу по задержанию противников  революции и заключению их в тюрьму.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.

В дальнейшем, по мере упрочения центральных органов отраслевого управления, Петроградский ВРК постепенно передавал им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.

Военно-революционные комитеты явились  теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих  условий для перехода власти в  руки Советов, чем содействовали  упрочению нового государственного аппарата.

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский  съезд Советов принял декрет  «Об учреждении Совета Народных  Комиссаров», сформировав, таким  образом, первое в мире рабоче-крестьянское  правительство, председателем которого  был избран В. И. Ленин. Этот  декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов — актов законодательного характера.

Руководство отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК.

Наркоматы наследовали функции  прежних министерств. Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:

40. Всероссийское Учредительное собрание

    Накануне отречения от  российского престола император  Николай II направил 26 февраля 1917 г. председателю IV Государственной Думы манифест объявляющий о перерыве в занятиях Государственной Думы. Собравшийся 27 февраля Совет старейшин Государственной Думы предложил избрать Временный комитет Государственной Думы, который в тот же день и был утвержден.

   Временный комитет выполнял  функции российского правительства  до 2 марта 1917 г. В ходе переговоров  между Временным комитетом Государственной  Думы и членами исполнительного  комитета Петроградского Совета  рабочих и солдатских депутатов, была согласована Декларация о создании Временного правительства, его составе и задачах. Согласно п. 4 данной Декларации Временное правительство обязывалось начать «Немедленную подготовку к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны».

    Являясь исполнительно-распорядительным  органом, Временное правительство  выполняло и законодательную  функцию. 6 октября Временное правительство  приняло решение о роспуске IV Государственной Думы. Мотивировалось данное решение начавшимся производством по выборам в Учредительное собрание.

   Однако, несмотря на громадную  популярность в российском обществе  и практически у всех политических  партий идеи созыва Учредительного собрания, Временное правительство не спешило с реализацией п. 4 Декларации от 3 марта 1917 г.

20 декабря 1917 г. Временное советское  правительство постановило открыть  Учредительное собрание 5 января 1918 г.

Первым актом принятым Учредительным  собранием был «Основной закон о земле. Закон устанавливал, что «Право собственности на землю в пределах Российской республики отныне и навсегда отменяется. Распоряжение всей землей и ее недрами, лесами и водами принадлежит республике в лице ее центральных органов и органов местного самоуправления на основаниях, установленных настоящим законом».

Следующим актом Учредительного собрания был «Закон о мире», согласно которому Учредительное собрание должно было:

1. «Вместе с союзниками приступить  к совместному определению точных условий демократического мира».

2. «Немедленно созвать международную  социалистическую конференцию в  целях всеобщего демократического  мира».

Третьим решением Учредительного собрания стала Резолюция, которая фактически установила конституционную формулу Российского государства.

Впервые в истории России 6 января 1918 г., учредительной властью было установлено федеративное государственно-территориальное  устройство страны.

41. Создание Советской  судебной системы (декреты о суде № 1,2,3).

      Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность – одна из функций государственного управления. Советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями.

Судебные уставы 1864 года провозгласили  такие принципы судоустройства и  судопроизводства, как выборность некоторых  категорий судов, независимость  судей от администрации, гласность  и состязательность процесса, равенство  сторон перед судом, право обвиняемого на защиту. Однако указанные принципы были в значительной мере декларативными. Воспользоваться ими могли, главным образом, представители имущих классов. Суд состоял преимущественно из представителей этих классов. Для кандидатов в мировые судьи был установлен имущественный, национальный, возрастной и образовательный ценз.

Не был осуществлен и принцип  независимости судей от администрации.

Не был полностью проведен в  жизнь и принцип несменяемости  судей, ибо в условиях формального  действия этого принципа правительство всегда имело возможность устранить любого судью, деятельность которого не соответствовала его политическим целям.

Не было, конечно, и равенства  граждан перед судом и законом. В той или иной мере были ограничены и другие принципы судоустройства и судопроизводства, провозглашенные Судебными уставами 1864 года.

    Первый законодательный  акт Советской власти о суде  – декрет №1 - ,был принят 23 ноября 1917 года, то есть спустя почти  месяц после победы Октябрьской  революции. Повсеместно суды создавались на началах коллегиальности: один постоянный судья и несколько временных судей- заседателей. В отдельных местах были учреждены только революционные трибуналы, которые рассматривали все уголовные и гражданские дела.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"