Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

     В 1923  г. была  произведена реорганизация РКИ:  ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации. Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось  идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.

     Резолюцией «О советском  строительстве»,  принятой VIII  съездом Советов,  определялась  организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы:  управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия и др. В 1920  г ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено  советской системы. Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные  органы — революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и  поддержания «революционного порядка». В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего  порядка,   проведение  мобилизации.    Ревкомы  наделялись  правами  реквизиций  имущества,  принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.

     Вооруженные силы  были главным органом государства  в его защите от внешних и внутренних  врагов.

            47. Первый Советская кодификация.

Первым и наиболее радикальным  переменам подверглось семейно-брачное  право. Законы отменили всякие ограничения, ввели гражданскую форму брака, отменив венчание, и установили полную свободу развода. Брачный возраст остался прежним (18 и 16 лет), провозглашалось право свободного выбора фамилии супругами. На всех граждан России распространялся принцип единобрачия, снимались ограничения на количество браков. Кодекс расширил также круг лиц, между которыми могли заключаться браки, и включил в их число двоюродных братьев и сестер, дядьев и племянниц, тёток и племянников.

Равноправие мужчин и женщин подчёркивалось также решением вопроса о гражданстве супругов. Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха и невесты. Жена не была обязана следовать за супругом в случае перемены им места жительства. Но сохранялся принцип раздельной собственности супругов.

Расторжение брака проводилось  по заявлению одной или обеих  сторон. При обоюдном согласии его оформляли отделы ЗАГСа, при одностороннем желании – суд.

Кодекс приравнял всех внебрачных детей к детям, рожденным в  браке. В спорном случае отец внебрачного  ребенка мог быть установлен в  судебном порядке.

    На майской сессии  ВЦИК IX созыва проект УК обсуждался  на четырех пленарных заседаниях, а также на трех заседаниях комиссии, специально созданной сессией для доработки УК.

1 июня 1922 г. УК РСФСР вступил  в силу. Это был самый краткий  из всех известных мировой  истории кодекс: всего 218 статей. Одну четверть занимали нормы Общей части. Общая часть УК имела следующую систему: раздел I - пределы действия Уголовного кодекса; II - общие начала применения наказания; III - определение меры наказания; IV - роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; V - порядок отбывания наказаний.

Преступление определялось как  общественно опасное действие или  бездействие, опасное не для абстрактной  системы благ, а для рабоче-крестьянского  правопорядка. В дефиниции преступления, можно сказать, присутствует и правовой признак - противоправность, ибо говорится об опасности преступлений правопорядку, т.е. порядку, охраняемому правом.

Система наказаний включала: а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы со строгой  изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискацию имущества, полную или частичную; е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. Смертная казнь не включалась в систему наказаний, что подчеркивало ее исключительный и временный характер "вплоть до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом".

Максимальный срок лишения свободы  устанавливался в десять лет, что  крайне гуманно вообще, а для государства, где еще продолжалась гражданская война, существовала экономическая разруха, преступность оставалась на высоком уровне, особенно.

Самое легкое наказание - общественное порицание - заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т.д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу или опубликовании приговора в печати за счет осужденного либо без опубликования.

Установив минимальный возраст  уголовной ответственности в 14 лет, УК 1922 г. в том же году претерпел  дальнейшие изменения в сторону гуманизации.

Таким образом, основными положительными чертами первого советского Уголовного кодекса являются: а) ясное раскрытие  социальной природы советского уголовного законодательства, его задач, понятия  преступления, обстоятельств, исключающих  уголовную ответственность, целей наказания; б) реализация принципа вины восстановлением (сравнительно с Руководящими началами) норм об умысле и неосторожности; в) гуманность и справедливость системы наказания.

48. НЭП и советская политическая система в начале 20-х годов.

Новая экономическая политика (новая  по отношению к «военному коммунизму») была провозглашена Ленинской резолюцией X съезда РКП(б) в марте 1921 г. Цель нэпа заключалась в проведении частичных экономических преобразований, призванных вывести страну из разрухи и кризиса, в которые ее ввергли гражданская война и «военный коммунизм». Суть нэпа – при сохранении режимом командных высот (политической власти, крупной промышленности, собственности на землю) возврат в экономической сфере ко многим дореволюционным структурам и механизмам: рынку, частному предпринимательству, хозяйственному договору, налоговой системе и пр.

1. Нэп начинался с замены продразверстки  продналогом. Необходимо было  повернуть лицом к советской  власти крестьянина, полностью  разочаровавшегося в ней в предшествующие годы. В. И. Ленин понимал, что поднять страну из разрухи мог только «предприимчивый мужик». Продовольственный налог был в 2 раза меньше заданий по продразверстке, известен заранее, взимался дифференцированно, что создавало стимулы для крестьянского предпринимательства.

2. Разрешалась частная торговля. Сначала крестьянам, излишками своей продукции в обмен на потребительские товары, затем частная торговля вообще, заменившая натуральный обмен.

3. В сфере производства промышленных товаров разрешалось частное предпринимательство, в связи с чем проведена денационализация мелких и части средних предприятий.

4. Разрешена аренда земли и  наем рабочей силы – батраков, а в городах в связи с  отменой трудовой повинности  открыты биржи труда.

5. Часть советских предприятий  передавалась в аренду частным  лицам или сдана в концессию  иностранцам. Стал развиваться  такой сектор экономики, как государственный капитализм.

6. Замена натурального обмена  свободной торговлей вызвала  коренные изменения в финансовой политике. На предприятиях вводился хозрасчет, промысловый налог, налог с оборота. В октябре 1921 г. открылся Государственный банк, а в 1922 г. – промбанк, банк потребительской кооперации, муниципальные, а затем и частные банки. В 1922 г. введена устойчивая валюта в виде червонца, обеспеченная золотом, облигациями и другими ценными бумагами.

Это были основные параметры нэпа, вызвавшие серьезные изменения  и гражданско-правовой сфере. Однако нэп продержался недолго и, несмотря на некоторые успехи (крестьянам, в частности, удалось накормить страну), был сломан, когда утвердившийся в стране сталинский тоталитарный режим перешел в 1927–1928 гг. к форсированному строительству основ социализма.

Для продолжения нэпа надо было идти вперед и в политике, развивать демократию, ослаблять и снимать государственный контроль над частным сектором экономики. Необходимо было снимать ограничения в правах для нэпманов, которые были лишены избирательных прав и не могли быть членами профсоюза. Надо было развивать органы самоуправления, вовлекая народные массы в общественную жизнь. Да и в экономике требовалось вести более гибкую политику, прежде всего, в области цеп, ликвидируя возникшие «ножницы» между заготовительными ценами на хлеб и ценами на промышленные товары. Первые были чрезвычайно низкими, что не способствовало росту покупательной способности деревни и вызывало кризис в сбыте промышленных товаров.

Переход к нэпу расширил сферу гражданско-правовых отношений и активизировал разработку гражданско-правового законодательства. Наличие многоукладной экономики потребовало изменений в источниках права. Революционное правосознание приобретает новое значение — метода, восполняющего пробелы в законе. Потребность в законе, однако, неизмеримо возрастает. Для защиты установленного государством правопорядка потребовалось выработать систему соответствующих норм. 1920-е годы стали периодом интенсивной кодификационной работы. Уже в 1922 -— 1923 гг. были приняты и вступили в действие 7 кодексов: Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессу-альный, Кодекс законов о труде, Лесной. В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс, в 1926 – КЗАГС.

49. Укрепление законности в связи с переходом к НЭПу.

Переход к нэпу вызвал необходимость  реорганизации юстиции. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В составе Наркомюста учреждалась государственная прокуратура во главе с Прокурором Республики (он же Нарком юстиции), а на местах - губернские (позднее «областные») прокуроры и их помощники. Прокуратура осуществляла функции надзора за законностью действий всех органов власти, за деятельностью следственных органов и ОГПУ. Ей поручалось также поддержание обвинения в суде и наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре функции сохранятся за прокуратурой в продолжение всего советского времени.

Одновременно вошло в действие и Положение об адвокатуре СССР. Коллегии защитников, состав которых  утверждался губернским исполкомом, создавались при губернских (позднее «областных») отделах юстиции. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде. С 1922 г. стали действовать нотариат (регистрация юридических актов) и арбитражные комиссии, принимавшие на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В 1922 г. была создана и единая судебная система в РСФСР, состоящая из 4 инстанций: народный суд в составе  постоянного народного судьи, народный судья и два народных заседателя, губернский суд. Верховный суд РСФСР и его коллегии. Верховный суд являлся надзорной инстанцией для всех судов, кассационной – для губернских, а по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией. Продолжали действовать и специальные суды (военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии и т.п.).

Судьи и заседатели избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих, имеющих стаж ответственной работы. Предварительное следствие вели народные следователи (при губсудах), действовавшие под наблюдением прокуратуры.

В правоприменительной деятельности использовался, как и ранее, принцип  целесообразности, что приводило  к расширению права суда толковать закон. При этом элементы правового нигилизма сочетались с тенденцией усилить репрессивную уголовную политику. Тем не менее, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. закрепил публичность и гласность в качестве принципов производства по уголовным делам, кроме тех, которые содержали государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Суд не ограничивался формальными доказательствами, но сам осуществлял их отбор. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, введенный в действие в сентябре 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства», – гласила 4 статья ГПК. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни сторон» дело могло слушаться в закрытом заседании. Преобразования в процессуальной сфере могут быть расценены как частичный возврат к прежним дореволюционным нормам.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений с возможной отменой приговора или прекращением дела, или возвратом его на новое рассмотрение.

С созданием в 1922 г. Союза Советских  Социалистических Республик (СССР) кодексы РСФСР стали основой для кодификационной работы в других национальных республиках. Они же послужили основой союзного законодательства. Однако срок действия им был отведен незначительный. Утверждение в стране тоталитарного режима, отказ от нэпа привели и к отказу от зафиксированных в кодексах правовых норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"