Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

    Первые советские суды  решали дела, руководствуясь революционной совестью и революционным правосознанием. Они выносили приговоры, не ограничивая себя законами свергнутых правительств. Обвиняемый мог поручать защиту своих интересов доверенным лицом, как в период предварительного расследования, так и на суде.

В Москве после издания декрета  №1 о суде Наркомюст РСФСР на основании  постановления Московского Совета образовал третейский суд для  разбора крупных гражданских  дел; был назначен супер-арбитр этого  суда.

    В РСФСР дальнейшее  развитие общей судебной системы получило законодательную рекомендацию в декрете №2 о суде от 7 марта 1918 года. Этот декрет был издан в развитие и дополнение первого декрета о суде. Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружных народных судов предполагалось по этому декрету учредить областные народные суды, обслуживающие несколько окружных судов. Для достижения единообразия кассационной практики намечалась организация Верховного судебного контроля.

Указания в декрете №2 о суде о том, что члены Верховного судебного контроля могут быть переизбраны и отозваны Советами, что отменять решения

Декретом №3 о суде от 20 июля 1918 года было проведено разграничение  подсудности дел между местными и окружными народными судами. На местные народные суды было возложено рассмотрение большинства дел о преступлениях.

В декрете №1 о суде было сказано, что о порядке судопроизводства будет издан особый декрет.

Декрет №2 о суде коснулся лишь некоторых вопросов судопроизводства, главным образом, следствия, доказательств, подсудности, участия сторон в процессе, кассации.

Декрет №3 о суде в части процессуальных правил рассматривал вопрос о подсудности.

42. Становление России как федеративного государства. «Декларация прав народов России».

    Буржуазия, находившаяся  у власти с февраля по октябрь 1917 г., заявляла, что коренные вопросы жизни общества - политический, военный, рабочий, крестьянский, - может решить только Учредительное собрание. Но выборы в Учредительное собрание откладывались до окончания войны. Но уже в первый день революции, 26 октября, Советская власть в своих первых документах - "Декрет о мире", "Декрет о земле" - решила те вопросы, которые откладывались до созыва Учредительного собрания. После этого в глазах многих солдат и крестьян идея Учредительного собрания потеряла смысл.

   Но поскольку идея Учредительного собрания все еще была популярна среди населения, то большевики решили его созвать. 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание, к которому столько стремилась российская интеллигенция.

  6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный III Всероссийским съездом Советов. Разгон большевиками Учредительного собрания не нашел особого отклика у населения.

   Важную роль в процессе создания советской государственности сыграл III Всероссийский Съезд Советов, проходивший 10-18 января 1918 г. Большевики попытались придать съезду характер Учредительного собрания и вынесли на обсуждение важнейшие вопросы "строительства новой грядущей жизни".

     Съезд принял следующие важнейшие решения:

     - утвердил "Декларацию  прав трудящегося и эксплуатируемого  народа";

     - о слиянии Советов  рабочих и солдатских депутатов  с Советами крестьянских депутатов. 

Проект Декларации был написан  Лениным, и 3 (16) января 1918 года её первоначальный проект был принят ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия.

5 (18) января 1918 года, на заседании  Учредительного собрания, Я.М. Свердлов  огласил Декларацию. Правое большинство  её не утвердило.

В изменённой редакции (в числе  прочего, убрано упоминание Учредительного собрания) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 года. После объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов, Декларация была утверждена ещё раз 18 (31) января 1918 года, на объединённом III съезде Советов, и в таком виде вошла в Конституцию РСФСР 1918 г.

43. Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения

Начиная с первого дня своего существования Советское государство  издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и  О земле; Декрет О суде и др., Обращение  Петроградского ВРК «К гражданам  России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

    Рождение Советского  государства сопровождалось появлением  Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом  Советов. Она вошла в текст  первой Советской Конституции  и является ныне памятником права.

    10 июля 1918г. Всероссийский  Съезд Советов как высший орган  новой власти, установившейся в  результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший  принципы организации Советской  власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским  съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

Окончательную редакцию Конституции  съезд поручил ВЦИК. Отредактированный  текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

    Анализируя первую Российскую  Конституцию можно констатировать  ее преимущественный политический  характер – закрепление нового  строя, новых основ государственной  власти. Советская власть спешила  с утверждением своих основ.

Кроме узаконения прямого насилия  первая Конституция РСФСР провозгласила  прямое неравенство среди населения  страны. Например, лица, не относящиеся  к беднейшим слоям населения, не обладали политическими правами, в частности избирательным. Таким  правам, как свобода слова, печати, собраний и союзов придавался сугубо политический характер, они закреплялись только за трудящимися (п.14, 15, 16 главы 5 раздела I).

Первая конституция России оказалась  законом, закрепляющим тоталитаризм, бесконтрольность государственной власти, т.е. антиконституционным по сути.

44. Источники права и особенности советского законодательства конца 1917г - первой пол.1918г.

 Старых законов она признавать не могла, а создать новые было очень непросто.  Весьма сложны были и общественные отношения в первые годы после октября 1917г. в России. Частная собственность на средства производства была отменена, но при этом само производство с огромным трудом перестраивалось на новый лад, сократившись до предела

Тем не менее с первых дней своего существования Советская власть стала активным законодателем. Только за первые два года, прошедшие после революции, было принято около 800 декретов. Среди них, безусловно, выделяются нормативные акты, закрепившие переход власти от меньшинства к большинству, принадлежность ее рабочим, солдатам и крестьянам, которые определили основы нового общественного и государственного строя того периода. Переход всей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в руки Советов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов.

Шла ломка старого права и  создавалось новое — советское.

Ярко выраженная классовая направленность норм, их сущностный характер не могли допустить даже временного использования старых буржуазных правовых конструкций.

    Особенностью источников советского государственного права на этапе их становления является наличие в их системе значительного числа конституционных законов. Таким законом является Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов. Именно в ней в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного устройства Советской России, которая, собственно, и провозгласила Россию Республикой Советов и федерацией советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций. Государство стало называться РСФСР.

И конечно, самым важным событием рассматриваемого этапа стало принятие Конституции  РСФСР 1918г. — первой конституции  нашей страны и первой в мире социалистической конституции.

Нормы государственного права содержались в декларациях, постановлениях, наказах, резолюциях, обращениях, положениях, инструкциях, утвержденных декретами и постановлениями съездов Советов, ВЦИК, Президиума ВЦИК и СНК, а нередко и наркоматами.

 Если же оценивать в целом этап развития конституционного законодательства в период построения основ социализма, можно сказать следующее: именно тогда были заложены основы и сформирована система всех его важнейших институтов и, следовательно, основы и система советского государственного права как отрасли.

45. Развитие России как федеративного государства в годы гражданской войны.

Первые идеи о федерации в  России появились еще в XVII в. В  то время Россия существовала как  единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством. Лишь после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения.

К началу 1919 года на западных границах РСФСР образовалась целая семья советских республик, круг которых расширился к конце гражданской войны, сплотившись под руководством России.

Особенно бурный процесс создания советских республик наблюдался в  Закавказье, где не прекращалась борьба трудящихся против своей и  иностранной буржуазии. Эти народы, а также народы западных республик  стремились к созданию своей национальной государственности, но вместе с тем хотели жить в неразрывном единстве с  РСФСР. Следовательно, требовалось определить форму такого единства.

В течении 1920 -1921 года Российская  Федерация  заключила договоры и соглашения  с Украиной , Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией, которые закрепляли  и оформляли связи, сложившиеся в период гражданской войны. Вместе с тем на первый план выдвигалась задача – восстановление народного хозяйства.

Связи  между республиками были  в данный период  весьма  своеобразными. Субъекты этих отношений, обладая определенной самостоятельностью, были связаны в то же время единством высших органов власти и управления, единством гражданства, армии, финансов.

Единство высших органов власти и управления проявлялось в том, что все независимые советские социалистические республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Их представители имелись и во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР  эти республики признавали законом для себя. Так же обстояло дело и с органами управления РСФСР по некоторым важнейшим отраслям.

  46. Советский госаппарат в годы гражданской войны.

     В годы гражданской  войны продолжали созываться  Всероссийские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответственно.  В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.

     В декабре 1919  г.  был установлен сессионный порядок  работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.

     Другим высшим органом  государственного управления стал  Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.

     Состав СРКО включал:  председателя Революционного военного  совета республики, председателя ВЦИК, наркома путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продовольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.

     Перед СРКО ставились  следующие задачи:  мобилизация,  вооружение,  продовольственное 

снабжение и оперативное руководство армией.

     В апреле 1920  г.  Совет рабоче-крестьянской обороны  был преобразован в Совет труда и  обороны (СТО),  действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель  Правительства РСФСР.

Наркомат государственного контроля был преобразован  в  Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за  законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями  в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности ее  членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"