Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, крестьяне становились свободными. Они могли самостоятельно выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления. Крестьяне могли: приобретать недвижимое и движимое имущество на праве собственности, заключать договоры, заниматься торговлей и др. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям и т. д.

31.Судебная реформа 1864г.

1. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и  судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

*Учреждения судебных установлений;

* Устав уголовного судопроизводства;

*Устав гражданского судопроизводства;

* Устав о наказаниях, налагаемых  мировыми судьями.

2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала  новые принципы судоустройства  и судопроизводства:

• отделение суда от администрации;

• создание четкой системы судебных инстанций;

• отделение предварительного следствия  от судебного

• несменяемость судей и следователей;

• создание всесословного суда;

• равенство всех перед судом;

• введение присяжных заседателей;

• установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты  буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство  сторон, презумпция невиновности, апелляция  и кассация.

3. Судебная система состояла  из местных и общих судебных  органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых  судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Деятельность мировых судей  осуществлялась в пределах мировых  участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).

Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.

4. К общим судебным органам  относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько  уездов. В состав окружных судов  входили председатель и члены  суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия  возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в  качестве апелляционной инстанции  по делам, рассматривавшимся окружными  судами без участия присяжных  заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные  поверенные.

5. Высшим судебным органам  России оставался сенат. Он  был кассационной инстанцией  для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.

6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и  полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения.

7. Судебной реформой  учреждались:

— адвокатура (присяжные  поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и  представительства интересов сторон в гражданском процессе;

— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т.

32.Реформы местного самоуправления 60-70 гг. XIXв.

1. Земская реформа 1864г.  была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались  органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

2. Губернские и уездные  земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцев  состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий  имущественный ценз;

городская курия, для участия  в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;

сельская курия, для участия  в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая  система выборов— крестьяне, собравшиеся  на волостной сход, посылали своих  выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на  развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

4. Городская реформа  1870г. была проведена на основе  Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало  создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей долж---ности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два  года. Споры между думой и управой  разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. +

5. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.

6. Создание новых органов самоуправления  положительно сказалось на торгово-промышленном  развитии городов, системе здравоохранения  и народного просвещения, а  также способствовало становлению  общественно-политической и культурной  жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

33. Контрреформы 80-90 гг. 19 века

В 1881 г. было принято специальное "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия", согласно которому любая территория империи могла быть объявлена находящейся в состоянии усиленной охраны.

На подобных территориях увеличивались  полномочия генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, которые имели право издавать общеобязательные постановления, направленные на установление гос. и общ-ого порядка. Так же они имели право самостоятельно устанавливать ответственность в виде ареста на срок не более 3-х мес., штрафа – не более 500 руб. за любые деяния, которые являлись угрозой гос. и общ. порядка. Дела по данным правонарушениям рассматр-сь в упрощенном порядке и не могли обжаловаться.Они имели также право воспрещать народные собрания, закрывать торговые и промышл. заведения и запрещать некоторым категориям лиц находиться на территории усиленной охраны.  Министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям. Решения их не обжаловались и утверждались генерал-губернатором (или командиром военного округа).

В 1887 г. суду предоставлялось право  закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным".С  момента издания охранного положения, царское правительство начало частичное  свертывание либеральных реформ 60-70 гг.

Выборы в уездные земские  собрания проводились на 2х избирательных  съездах:

- 1й включал уездных предводителей  дворянства и потомственных дворян  уезда.

- 2й включал всех остальных  поПоложению 1864г.

Губернатор имел право останавливать  исполнение решений земских органов, если они не соответствовали постановлениям властей, либо не соответствовали нуждам населения или противоречили его интересам.В 1892 г, было принято новое "Городовое положение". согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).В 1889 г. вступает в действие "Положение о земских участковых начальниках", разрушившее идею о раздельности судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем вплоть до 1913 г. они исчезают вовсе.В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Их обязанности: надзор за органами крестьянского самоупр-ия с правом приостановления решения  сельских и волостных органов, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов и исполняли обязанность мирового судьи.В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: возраст не менее 25 лет, высшее образование, занятие в губернии более 3 лет должности предводителя дворянства, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, высокий имущественный ценз (не менее ½ ценза для участия в выборах гласных уездных собраний) и звание потомственного дворянина. Губернатор по совещанию с губернским и уездным предводителями дворянства избирали кандидата на должность земского участкового начальника, кот. утверждался в должности Министром внутренних дел.Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60 - 80-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80 - 90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг "вправо" по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.

34.Изменения в государственном аппарате России в период первой буржуазно-демократической революции.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"