Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка
Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".
К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и свободные крестьяне и ремесленники. В экстренных случаях (прорыв дамбы, углубление канала и т.п.) в работах участвовали и представители высших слоев населения. На всех работающих распространялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.
Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.
Жрецы занимали важное положение в Государстве, их назначали на видные должности. Особенно усилилось могущество жрецов в период Нового царства, когда в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны обогатилась также казна храмов.
К привилегированной группе египетского общества принадлежал египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государства, располагавших колоссальными богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и военной добычи.
Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу.
В XVI-XIV вв. до н.э. все население начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения получили привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие - должны были платить оброк и выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право обращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.
Наряду с рабами
подвергались эксплуатации свободные
крестьяне и ремесленники. Одни из
крестьян жили на государственной земле
самостоятельными общинами. Каждый из
крестьян имел свой надел, за пользование
которым уплачивал сбор в казну
(рента-налог). Другие крестьяне были
прикреплены к земле, пожалованной
царем храму, сановнику или воину.
Крестьяне и ремесленники, работавшие
в этих хозяйствах, получали от крупного
землевладельца дневное пропитание.
Они работали на поле и в мастерских
в самых тяжелых условиях под
наблюдением специальных
В Древнем Египте существовали в довольно большом количестве и свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая - под наблюдением особых управляющих.
Рабы. Рабовладение
в Египте появляется еще до образования
централизованного государства. Главным
источником рабства был военный
плен. Рабами становились не только
чужеземцы, но и египтяне, побежденные
в междоусобных войнах. Существовала
до определенного времени и
Добытые в войне
рабы формально считались
Характерно, что Нефереху и Ипусер жалуются на "грабеж". "Похищают имущество знатного человека и передают его бедняку. Собственник понес потерю, а бедняк удовлетворен".
Это восстание потерпело поражение. Одной из важных причин его поражения было завоевательное движение кочевого племени гиксосов на Запад в сторону Египта. Под владычеством гиксосов Египет находился около 150 лет. Только после долгой и упорной борьбы египтянам во главе с фиванским номом удалось изгнать гиксосов из страны и восстановить политическую самостоятельность.
Государственный строй
Древнего Египта. Государство в Древнем
Египте имело форму деспотии. В
нем вся полнота власти номинально
принадлежала одному лицу, правящему
с помощью более или менее
сложного централизованного
Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религиозный культ главы государства царя-фараона. Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения было основной причиной тенденции к политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати.
В истории Древнего
Египта были нередки случаи свержения
фараонов и террористических актов
против них. Самый культ фараона
говорил скорее не о единоличном
господстве фараона, а о теократическом
характере коллективного
По словам египетских текстов, царь выделял среди миллионов и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Великой честью считалось дозволение целовать его ноги. Царь не умирал, а "заходил за свой вечный горизонт". Его дворец считался храмом, а придворный этикет представлял собой религиозный культ. Обожествление фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались грандиозные гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Как сообщает греческий историк Геродот, для сооружения пирамиды Хеопса потребовалось двадцать лет.
Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев был образован из прежней родовой номовой знати.
Везир (джати). Уже в
Древнем царстве создается большой бюрократический
аппарат из чиновников-писцов. Во главе
этого аппарата стоял сановник, ближайший
помощник царя. В исторической и историко-юридической
литературе его называют "везир"
(египетское наименование "джати"
или "тсати"), а иногда - "верховный
сановник".
Вопрос 4
Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.
Царь
Хаммурапи своим
Эти
законы были увековечены на
большом чёрном базальтовом
Памятник
сохранился, в общем, хорошо. Лишь
статьи последних столбцов
Часть 2
Для законов Хаммурапи характерна глубокая проработка норм, регулирующих Обязательственные отношения. Основаниями для возникновения обязательств были договор и причинение вреда.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля.
Законы Хаммурапи
упоминают также различные
Широко был
распространен договор личного
найма. Кроме
Довольно подробно
регулировался договор займа.
Характерной чертой
Вопрос 5
Как и другие древние
кодификации, законы Хаммурапи не дают
общего понятия преступления и перечня
всех тех деяний, которые признавались
преступными; ничего не говорится в
Кодексе о государственных и
религиозных преступлениях, всегда
караемых смертью. Из содержания кодификации
можно выделить лишь три вида преступлений:
против личности, имущественные и
против семьи.
Среди преступлений
против личности законы называют неосторожное
убийство (об умышленном ничего не говорится);
к таким преступлениям относятся, например,
действия строителя, построившего дом,
который обвалился и причинил смерть хозяину.
Таким же, образом будет отвечать врач,
причинивший смерть человеку в результате
операции. Довольно подробно в законах
говорится о различного рода членовре-дительствах:
о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех
случаях при определении наказания действует
принцип талиона: виновного постигает
та же участь, что и потерпевшего. В случае
причинения побоев с преступника взимается
определенный штраф.
Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"