Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка
Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".
К имущественным
преступлениям, указанным в законах,
следует отнести кражу скота,
рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма
с рабов законы называют преступными
действиями. Как отличное от кражи
преступление законы называют грабеж.
Все имущественные преступления
наказывались очень сурово. Это была
либо смертная казнь, либо членовредительство
(отрубание руки, например), либо огромный
штраф, многократно превышающий
стоимость украденного и заплатить
который мог далеко не каждый. В случае
неуплаты такого штрафа наступала смерть.
Среди преступлений,
подрывающих устои семьи, законы
называют прелюбодеяние (причем только
со стороны жены), кровосмешение (например,
связь матери с сыном, отца с дочерью
и других близких родственников).
Названы преступлениями действия, подрывающие
отцовскую власть (сын, ударивший
своего отца, лишается руки).
Виды наказаний, предусмотренные
законами Хаммурапи, определяются их целью.
Такой целью является возмездие.
Основным видом наказаний является смертная
казнь в самых различных вариантах: сожжение,
утопление, посажение на кол; членовредительские
наказания: отрубание руки, отрезание
пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.
Судебный процесс
был одинаков как по уголовным, так
и по гражданским делам. Дело начиналось
с заявления потерпевшей
Вопрос 6
Общество, о котором идет речь, долгие годы сохраняло немало черт первобытнообщинного строя. Сельская община продолжала быть единственной формой социальной организации свободных
жителей. Она являлась основной экономической ячейкой общества. Имущественное неравенство, возникшее еще в родоплеменной структуре, усугублялось с развитием государства. Часть общинников, царские служащие, жрецы, купцы и др. накапливали богатства. Вместе с тем большая часть общинников разорялась, свои земельные наделы они вынуждены были закладывать богачу за полученные взаймы
деньги или зерно
под большие проценты. Доведенный
до крайности общинник терял свою
землю. Переход общинной земли
в частную собственность
Общественная психология
долгое время не могла принять
такого явления и смириться с ним, ведь
земля была основой культа предков.
Отчуждение земли рассматривалось как
нечто, нарушающее "правильный" порядок
вещей. Разорение общинников сокращало
число кормильцев государства, подрывало
основы военной мощи. Цари пытались приостановить
процесс разложения общины, принимали
меры к ограничению долгового рабства.
Разумеется, все это могло лишь притормозить
движение неумолимых экономических законов.
Передача кредитору своего поля была,
конечно, результатом крайней нужды.
Если же заложенная земля не покрывала
долга с процентами, следовала продажа
в рабство кредитору на 3 года одного
из членов семьи. В непосредственной
собственности царя находилась
земля, принадлежавшая "двору" и храмам.
Рабство постепенно утрачивает свой патриархальный
характер и приобретает все более суровые
формы. Рабы носили знаки рабства - в виде
особой стрижки, а затем их стали клеймить.
Постепенно раба перестают воспринимать
как личность. Раб становится видом движимого
имущества. Рабы работали на стройках
города, в царском дворце, на полях,
в мастерских или в домашнем хозяйстве.
Где же следует искать источники
рабства и как случилось, что масса людей
стала бесправной и зависимой от других?
Основным источником рабства был плен.
Пленных не убивали, а захватывали в качестве
военной добычи. Другим источником
был неоплаченный долг. Должник
вынужден был продавать своих сыновей
и дочерей, а порой и самого себя в рабство.
Существовали рынки рабов. Превращение
свободных в рабов было также видом наказания
за совершенное преступление. Так, изобличенный
в краже вор должен работать в доме потерпевшего.
Рожденные в рабстве дети признавались
рабами. Обладание землей, скотом и рабами
определяло социальное положение человека
в Вавилоне. Богатство, а не знатность
происхождения, стало управлять
рабовладельческим обществом. В этом убеждает,
в частности, особо привилегированное
положение вавилонского купечества.
Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная И верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. .
Страна была
разделена на области,
Судебные
функции выполняли чиновники,
назначаемые царем: наместники
и прёйители местности. Почти повсеместно
они могли осуществлять вызов в суд, арест
и розыск преступников. Определенное значение
сохраняли общинные и храмовые суды, Высшей
судебной инстанцией являлся царь. Он
имел право помилования, рассматривая
жалобы на злоупотребление судей и отказ
в правосудии.
Вопрос 7
Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного крестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.
Во главе государства
находился фараон, у которого была
вся полнота государственной
власти – законодательная, исполнительная,
судебная. Фараон – живой бог, для
поклонения которому был создан сложный
церемониал и обряды почитания. Почитались
как боги и умершие фараоны.
Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:
глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);
руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);
градоправитель столицы и высшая полицейская власть;
глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);
глава военной власти (в эпоху Нового царства).
В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.
На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.
Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.
Суд не был отделен
от администрации. На местах судебные
функции имели общинные органы, в номах
– номархи (“жрецы богини истины”). Высший
надзор за судопроизводством осуществлял
визирь, а высшая судебной инстанцией
был фараон, который мог назначать чрезвычайных
судей. Судебные функции имелись и у храмов.
Судопроизводство письменное. Были в Египте
и тюрьмы – административные и хозяйственные
поселения преступников, привлеченных
к работам. Их деятельностью занималось
ведомство “поставщика людей”.
Вопрос 8
В источниках права
Древней Индии особое место принадлежит
дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых
предписаний. Нормы поведения одновременно
наполнены религиозным, моральным и правовым
содержанием. Появление дхармашастр связано
с социально-классовым расслоением. Первое
упоминание о законах Ману относится к
9-му веку до н.э. Современным исследователям
законы Ману известны лишь
в списках 3-го века до н.э.
Объем - 12 глав,
2685 стихов (стих на санскрите -
шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra
- откровение; dharma - разум, идея, закон, право,
нравственность, религия пр.). Поэтому
часто данный памятник именуется “Откровения
царевича Ману”. Из такого названия
очевидно прослеживается глубинная
связь права и религии, особенно
характерная для древнеиндийского общества.
Законы Ману - это памятник сакрального
права.
Законам Ману
принадлежит особое место
На первый
план в законах Ману выступает
сословно-варновое деление общества (брахманы,
кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах
Ману прослеживается
Многие нормы
направлены на охрану
В семейных
отношениях(гл.9) - подчиненное положение
женщин, многоженство, несмешение варн.
Для Древней Индии
характерна большая патриархальная
семья. Глава семьи - муж. Женщина
полностью зависела от своего супруга
и сыновей. Брак представлял собой
имущественную сделку, в результате
которой муж покупал себе жену,
и она становилась его
Законы Ману определяют
положение женщины следующим
образом: в детстве ей полагалось
быть под властью отца, в молодости
- мужа, после его смерти - под властью
сыновей, ибо "женщина никогда
не пригодна для самостоятельности".
Законы Ману прямо требуют от жены
почитать своего мужа как бога, даже
если 6н лишен добродетелей. И
хотя законы Ману как высшую дхарму
между мужем и женой
Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"