Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка
Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".
5. 4. Реформы Клисфена
В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии)— городскую, прибрежную и сельскую. Т.о., на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.
Для защиты
новой политической структуры
от попыток реставрации
Афинская демократия
В результате проведенных реформ к началу V в. до н.э. в Афинах установилась политическая система, получившая название "демократия".
Демократизация афинского общества не устранила имущественного и социального неравенства. Значительную часть населения Афин составляли рабы, которые не обладали никакими правами и были на положении вещи.
Свободное население Афин было неоднородным. Полноправными гражданами считались лишь те, чьи отец и мать обладали статусом афинских граждан. По достижении 18 лет они зачислялись в списки дема, пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.
Определенную часть населения составляли метеки - выходцы из других полисов и вольноотпущеннники. Будучи свободными, они привлекались к военной службе, платили налоги и несли другие повинности. Однако они не пользовались политическими правами, не могли приобретать недвижимость и вступать в брак с афинскими гражданами.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии архонтов и коллегии стратегов.
Народное собрание (экклесия) было верховным органом власти Афин. В его компетенцию входило принятие законов, оно избирало должностных лиц и проводило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира и другие вопросы внутренней и внешней политики. В народном собрании принимали участие все полноправные граждане старше двадцати лет, женщины и метеки к его работе не допускались. При Перикле за участие в народном собрании стали получать плату. При численности полноправных граждан примерно в 30 тыс. человек, для принятия решения требовалось присутствие 6000 граждан.
Совет пятисот (буле) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался из числа полноправных граждан, достигших тридцати лёт, по 50 человек от каждой филы сроком на 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по вопросам, которые выносились на рассмотрение народных собраний. Они осуществляли дипломатические сношения с другими государствамиv управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.
Коллегия стратегов состояла из десяти человек и осуществляла руководство вооруженными силами государства, распоряжалась средствами, которые выделялись на эти цели. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием. И хотя по закону все десять стратегов имели равные права, но на практике установился обычай, что один из стратегов занимает первое место не только в коллегии, но в государстве.
Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря и в основном рассматривала судебные дела по семейным и религиозным проблемам, а также по вопросам, касающимся нравственности.
Гелиэя - высший судебный орган страны, действовал под руководством коллегии архонтов. Она состояла из 6000 человек, которыеизбирались ежегодно в равном количестве от каждой филы. Гелиэя рассматривала наиболее важные дела афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и важные дела граждан союзных государств. ,
Кроме того, законопроекты,
принятые народным собранием, вступали
в силу только после утверждения
гелиэей.
Вопрос 14
Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.
Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов его власти? Под влиянием чего они из родоплеменных органов стали институтами рабовладельческого государства? Можно подымать еще множество различных вопросов об истории Спарты.
Все же самый интересный вопрос - каким образом сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности «общину равных». В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным союзом в Греции. Спарта, гегемон в Пелопоннесском союзе, проводила реакционную политику, поддерживая все антидемократические движения в Древней Греции. «Стоя во главе союзников, лакедемоняне не заставляли их платить подати, но заботились, чтобы у тех была всегда выгодная для лакедемонян олигархическая форма правления»
Военная мощь и высокая организация спартанских войск не вызывали сомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой гот овности всего коллектива спартиатов.
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
Сложившееся как военный
лагерь завоевателей, оформившее
своё государственное
сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои
клеры и являлась только формально гражданами полиса.
Выведение
колоний не решило
Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль
Рима.
Все своеобразие общественной и государственной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие
«общине равных» черты.
К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна.
О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти
спартиатов.
В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э.
Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
Объективность
оценки истории Спарты
сделал Ксенофонт.
Хотя в трудах древних данные
отрывочны и не всегда объективны,
только по их свидетельствам можно
составить представления о политическом
устройстве и общественной жизни спартиатов.
Вопрос 15
Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.
Источники права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
Обширная
законодательная деятельность
Активная
законодательная деятельность
Вопрос 16
Во время царского
периода Рим был небольшим
государством, которое занимало лишь
часть территории Лация — области проживания
племени латинов. В период Ранней Республики
Рим в ходе многочисленных войн значительно
расширил свою территорию. После Пирровой
войны Рим стал безраздельно господствовать
над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная
система управления подчинёнными территориями
в то время ещё не сложилась. После завоевания
Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье,
что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном
— крупным государством, основанным финикийцами.
В серии из трёх Пунических войн Карфагенское
государство было полностью побеждено,
а сам город разрушен. В это время Рим также
начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию,
Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I
веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских
войн, в результате которых конечный победитель,
Октавиан Август, сформировал основы системы
принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев,
которая, однако, не продержалась у власти
и века. Расцвет Римской империи пришёлся
на относительно спокойное время II века,
однако уже III век был наполнен борьбой
за власть и, как следствие, политической
нестабильностью, а внешнеполитическое
положение империи осложнялось. Установление
системы домината Диоклетианом на некоторое
время стабилизировало ситуацию с помощью
концентрации власти в руках императора
и его бюрократического аппарата. В IV веке
разделение империи на две части было
оформлено окончательно, а христианство
стало государственной религией всей
империи. В V веке Западная Римская империя
стала объектом активного переселения
германских племён, что окончательно подорвало
единство государства. Свержение последнего
императора Западной Римской империи
Ромула-Августула германским вождём Одоакром
4 сентября 476 г. считается традиционной
датой падения Римской империи.
Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"