Шпаргалка по "История государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".

Файлы: 1 файл

Зачет по ИГПЗС.docx

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Также всесильной была власть отца над своими детьми. 

Все имущество семьи  было общим достоянием, но управлялось  главой семьи. После смерти родителей  имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право  не знало. 
 

Вопрос 9

Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 207 г. до н.э. циньской монархии. 

Государственный строй  первого Древнекитайского государства  с • течением времени трансформировался  в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим  войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение  от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие -судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. 

Высшую ступень  социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.   , 

Основную часть  населения составляли свободные  общинники, В период государства  Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе -"колодезных полей": Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Част: ные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 10

Право Древнего Китая  развивалось в основном как уголовное  право, которое имело как бы надотраслевой характер. Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Соответственно выделялись преступления, совершенные умышленно, неумышленно и по ошибке. Проводилось различие между оконченным преступлением и покушением на преступление. Инициатор или организатор преступления нес более тяжелую ответственность.

   Уголовное  право Китая выделяло среди  огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более  3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор), 2) религиозные (щаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности {убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности(кража, грабеж, убой чужого скота).   ,

    Основной  целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания  в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу  было выделено пять основных  наказаний: *мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужйн" - кастраций для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

     От  физических наказаний освобождались  лица младше восьми и старше  семидесяти лет. 
 

Вопрос 11

Основателем этого  учения был великий китайский  мыслитель Конфуций, живший в VI-V вв. до н.э. Одним из основных положений  конфуцианства была идея гармонии как  главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Важнейшим элементом гармонии были отношения между людьми, их поведение, которое должно было соответствовать "естественному порядку", т.е. морали и добродетели.

    Конфуцианство  отводило первостепенную роль  в поддержании порядка нормам  морали,  а не закону. Следование  традициям соблюдения "меры" во  всем должно было, по их мнению, побуждать человека к уступкам  и компромиссам. В основе отношений  в обществе должен быть принцип  "сяо* - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих начальников. Само же общество Конфуций рассматривал как большую семью, где правитель играет роль главы.

        Оформление легизма относят к V1I-V вв. до н.э. Одним из основателей этого течения считается Гуань Чжэнь, который впервые выделил концепцию управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: правителем, чиновником, простолюдином. Окончательное оформление легизма происходит в III в. да н.э. и связано прежде всего с именем Шан Яна. Шан Ян считал невозможным существование людей вне рамок жесточайших наказаний, считал обязательным применение превентивных мер и существование коллективной ответственности, поскольку они обеспечивают "хорошее управление". Основой общества он считал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного и не подлежащего обсуждению закона руководит жизнью подданных. Малейшее нарушение приказов царя должно жестоко караться. Встав во главе Циньской империи, легисты попытались насильственно организовать общество по своим принципам. По преданию, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и умертвить несколько сот ученых-конфуцианцев.

        В последующий период происходит  слияние легизма и конфуцианства в так называемое ортодоксальное конфуцианство. В основе этого учения лежала идея неравенства людей в силу социальных, сословных, ранговых различий, положения в семье, пола, возраста. Незыблемость этих различий должна поддерживать тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье официальным ритуалом и жесткими моральными нормами "ли". Отказ от их соблюдения сурово карался законом "фа", который отождествлялся с уголовной и административной нормой. 
 
 
 
 
 

Вопрос 12

Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под  Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что  Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского  моря, и малоазиатские острова. В  географическом смысле, Элладой или  Грецией называлась южная часть  Балканского полуострова. Это и  будет греческий материк, который  делится на 3 основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

   Разложение  родового строя и возникновение  государства в Спарте и Афинах  относится к концу архаической  эпохи (IХ-YIII вв. до н.э). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу.  

Все это свидетельствовало  о начале новой эры в истории  Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения  Аттики делилось на филы (племена), фратрии  и роды. Из-за долговой кабалы число  полноправных членов рода, имеющих  надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники  пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии.

  Появление частной  собственности вызвало появление  государства. Свободные граждане  противостояли массе эксплуатируемых  рабов. В результате глубоких  изменений в греческом обществе 8-9 вв. появились государства- полисы. 
 

     Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

   Тесею приписывают  разделение всех свободных граждан  Афин на 3 группы:  эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников.

  Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики – метеки - были свободны, но гражданских прав не имели.

    Авторитет  родовых учреждений падал. Вместо  Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

   В это же  время возникли первые писаные  законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

   По этим  законам смертной казни подлежали  лица, виновные в убийстве, осквернении  святынь, те, кто вел праздный  образ жизни. Смертная казнь  угрожала даже тем, кто крал  овощи. 

   Принцип ответственности  по правилам талиона был отменен.  По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 13

5. 3.  Реформы Солона

 В 594 г. до  н.э. первым архонтом избирается  Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.

   Первой крупной  реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства. 

В экономической  сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу.

  Однако центральное  место в преобразованиях. Солона  занимают политические реформы.  Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

    При Солоне  были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей  от каждого племени, и суд  присяжных - ге-лиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания.

   Однако борьба  эвпатридов и демоса за. политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена. 

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"