Шпаргалка по "История государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".

Файлы: 1 файл

Зачет по ИГПЗС.docx

— 100.50 Кб (Скачать файл)

     Верхушку  рабовладельческого класса составили  два сословия. Первым и самым знатным  было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При Империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий - проконсулы, пропреторы, легаты и пр. - принадлежали к нобилитету. При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

     Из  сословия всадников - финансовой знати  империи с цензом в 4 000 000 сестерциев - выходили ответственные чиновники  и офицеры.

     Управление  городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими  магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

     Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала  о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, и ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал  то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы  не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым  выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.

     Одновременно  с этим в Римской империи совершается  такой немаловажный процесс, как  превращение свободного крестьянина  в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда  не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной  мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.

     К концу  империи запрещается самовольное  убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения  рабов на волю.

     Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, должны были "навсегда оставаться в  своем состоянии", что значило  для них ни что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям. 
 

     Вопрос 20

     Наконец, по решению офицеров в Халкедоне, в 285 г., был возведён на престол Диоклетиан, достойно завершающий собой ряд языческих императоров Рима. Преобразования Диоклетиана совершенно изменяют характер и формы римской империи: они подводят итоги предшествовавшему историческому процессу и полагают начало новому политическому порядку. Диоклетиан сдаёт в архив истории принципат Августа и создаёт римско-византийское единодержавие. Этот далматец, надев на себя венец восточных царей, окончательно развенчал царственный Рим. В хронологических рамках очерченной выше истории императоров постепенно совершался величайший исторический переворот культурного характера: провинции покоряют Рим. В области государственной это выражается исчезновением дуализма в лице государя, который в организации Августа был принцепсом для римлян, а для провинциалов — императором. Дуализм этот постепенно утрачивается, причем военная власть императора поглощает в себя гражданскую республиканскую магистратуру принципата. Пока было ещё живо предание Рима, держалась и идея принципата; но когда в конце III века императорская власть досталась африканцу, военный элемент во власти императора совершенно вытеснил римское наследие. Вместе с тем частое вторжение в государственную жизнь римских легионов, облекавших императорской властью своих командиров, унизило эту власть, сделало её доступной всякому честолюбцу и лишило её прочности и продолжительности. Обширность империи и одновременные войны по всей её границе не позволяли императору сосредоточить все военные силы под своей непосредственной командой; легионы на другом конце империи свободно могли провозгласить императором своего любимца, чтобы получить от него обычное «пожалование» деньгами. Это побудило Диоклетиана реорганизовать императорскую власть на началах коллегиальности и иерархии.

     Реформы Константина и Диоклетиана характеризуются  строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества  и четким разделением гражданской  и военной власти. Эти реформы  не были новыми и неожиданными. Римская  империя вступила на путь централизации  еще со времени Августа. Параллельно  с поглощением Римом новых  областей эллинистического Востока, в  котором в течение уже долгих столетий развивалась высокая культура и традиционные формы управления, особенно в провинциях Птолемеевского Египта, наблюдалось и в жизни постепенное заимствование обычаев и эллинистических идеалов недавно обретенных земель. Отличительной чертой государств, образовавшихся на руинах империи Александра Македонского, - Пергам Атталидов, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев - была неограниченная власть монархов, что выражалось в особенно четких и ясных формах в Египте. Для египетского населения завоеватель Август и его преемники продолжали быть такими же неограниченными и обожествленными монархами, как и Птолемеи до них. Это была идея, почти что полностью противоположная римской концепции власти первых принцепсов, являвшейся компромиссом между римскими республиканскими учреждениями и новыми, недавно развившимися формами государственной власти. Политические влияния эллинистического Востока, конечно, постепенно меняли исходный характер власти римских принцепсов, которые очень скоро стали показывать их предпочтение Востоку и восточным концепциям имперской власти. Светоний сказал об императоре I века н. э. Калигуле, что тот был готов принять императорскую корону - диадему; [+54] согласно источникам, император первой половины III века Элагабал, уже носил диадему в частной обстановке. [+55] И хорошо известно, что император второй половины III века Аврелиан был первым, кто носил диадему публично. Надписи называют его "Богом" и "Господином" (Deus Aurelianus, Imperator Deus et Dominus Aurelianus Augustus). [+56] Именно Аврелиан установил автократическую форму правления в Римской империи.

     Итак, главными отличительными признаками реформы  Диоклетиана и Константина было установление неограниченной (абсолютной) власти императора и строгое разделение военных и гражданских властей, что повлекло за собой учреждение громадного количества чиновников. В  византийское время сохранилась  первая черта, т. е. неограниченная власть монарха; вторая же черта подверглась  сильному изменению, пойдя по пути постепенного сосредоточения в одних руках  военной и гражданской власти. Многочисленный же штат чиновничества  перешел в Византию и с довольно, правда, большими изменениями как  в самих должностях и титулах, так и в названиях их, дожил  до последних времен империи. Большинство  названий должностей и чинов из латинских  сделались греческими; многие должности  превратились в простые титулы или  чины; но немало было создано и новых  должностей и чинов. 
 

     Вопрос 21

     Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад  и вынуждено было проделать новый  виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы.  

     Гибель  Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного  мира (особенно его политического  демократического наследия), не была регрессом  в истории государственности  и человечества в целом. Развал Римской  империи сделал возможным выход  на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они  уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам  Востока и античному миру, исторически  более перспективные формы организации  экономической, социальной и политической жизни.  

     Важным  катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие  века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая  в средние века прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия.  

     Влияние античных традиций в средневековой  Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в  рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой  складываются материальные и духовные предпосылки капитализма.  

     Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости  от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная  жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). В мировой литературе нет единого  подхода и к самому понятию "феодализм", который нередко отождествляется  с политической раздробленностью, с  феодальной иерархией, с определенными  ступенями церковной организации  и т.д. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья  связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок феодализма — позднее средневековье). 

     Особое  место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его  исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной  и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования  любых частнособственнических отношений.

     За  более чем тысячелетний период истории  Римского государства римское право  прошло большой путь развития.

     Существует  несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической  науке под влиянием работ Э. Гиббона  и Г. Гуго принято деление на 4 периода, выделяя главным образом  роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработанная K.A. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.

     В современной  романистике наиболее распространено выделение в римском праве  четырех периодов, связанных с  античностью.

     Первый  период (VIII - 111 в. до н.э.) -начальный период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов - понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским.

     Второй  период (III-II в. до н.э.) - предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.                            .'•.,.-,

     Третий  период (I в. до н.э. - III в. н.э.) - классический, когда римское право достигает  наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.

     Четвертый период (IV-VI в. н.э.) - изменения в римском  праве данного периода связаны  главным образом с систематизацией  и кодификацией права. Наибольшую известность  получили кодификации Юстиниана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 22

     Прежде  всего надо четко представлять себе территориальное расселение франков. Имеется в виду древняя Галлия, богатейшая провинция Рима, территориально почти совпадающая с нынешней Францией. В пятом столетии здесь участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Началось вторжение иноземных племен и прежде всего германцев – восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками и др. Из них наиболее сильными оказались салические франки. В конце 5 – начале 6 веков они захватили большую часть страны.

     Завоевание  Галлии резко усилило возникновение  классового общества у франков. Усилилась  социальная дифференциация. Возвысилась  знать. Рядовые франки пока оставались лично свободными. Франки расселились  на своей новой родине марками, т.е. сельскими общинами. 

        Развитие феодального государства  у франков можно разделить  на два этапа:

     1)VI -VII вв. - период монархии Меровингов;

     2)VIII в. - первая половина IX в. - период  монархии Каролингов. Возникновение  государства у франков связано  с именем одного из военных  вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии.

     Хлодвиг стал первым королем франков, утвердившись в положении единоличного правителя. Дальновидным политическим шагом было принятие Хлодвигом и его дружиной христианства, что обеспечило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, "хранитель мира" в королевстве. Королевские должностные лица - графы и сацебароны - выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Продолжают существование соседская община (марка), а также органы общинного самоуправления - сотенные собрания, тунгины (их председатели, старосты) и рахинбурги (знатоки права).

     В политическом отношении Франкское королевство  при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений, С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. В конечном счете короли были почти полностью отстранены от управления страной. Наступает так называемый период "ленивых королей". Фактическим главой государства становится майордом - высшее должностное лицо в королевстве. К VIII в. этот пост стал наследственным достоянием рода  Пипинидов.

      В первой половине VIII в. майордом из этого  рода Карл Мартел провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

      Суть  реформ сводилась к следующему. Было покончено с прежним порядком дарения земель в  полную собственность. Земли и жившие на    них  крестьяне стали передаваться  не в полную собственность, а в  условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция должен был  нести службу, главным образом  военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся  размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким  образом, было создано хорошо вооруженное  конное войско, укрепившее позиции  центральной власти, Постепенно помимо главы государства бенефиции  стали раздавать и крупные  феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности одних  феодалов другим, позже получившие название вассалитета.  

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"