Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"

Файлы: 1 файл

1.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

В состав РФ входит 21 республика: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарская (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская - Чувашия.

 

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Республика - равноправный субъект РФ. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

 

Республика в составе  РФ: 1) непосредственно входит в состав РФ, 2) обладает собственной территорией, 3) принимает конституцию, 4) вправе устанавливать свои государственные языки, 5) имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ, 6) образует собственные органы государственной власти, 7) наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, 8) имеет право на представительство в Совете Федерации, 9) имеет право законодательной инициативы в ГД СФ РФ, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

 

На основе Конституции РФ статус республики конкретизируется ее конституцией. Конституция республики в составе РФ: 1) является атрибутом государственности данного субъекта РФ; 2) обладает учредительными свойствами; 3) имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; 4) принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; 5) не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов власти; 6) закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; 7) гарантируется Конституционным Судом РФ и республиканскими конституционными судами.

 

Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ

 

Территория республики - пространственный предел ее власти.

 

Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские  законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с  РФ, с другими ее субъектами, с  зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус республики характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

 

 

 

21. Конституционно-правовой статус автономных округов и автономной области

 

В составе РФ выделяется 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский  Бурятский, Ханты-Мансийский - Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

 

Кроме 10 автономных округов, в состав РФ входит одна автономная область - Еврейская.

 

Статус автономной области  и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа. Каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа.

 

Вне пределов ведения  и полномочий РФ по предметам совместного  ведения автономный округ как  самостоятельный равноправный субъект обладает всей полнотой государственной власти. Он вправе передавать осуществление части свои) полномочий другим субъектам на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия законе автономного округа.

 

Входящими в состав края, области являются девять автономных округов: Агинский Бурятский в составе  Читинской области Коми-Пермяцкий  в Пермской области, Корякский в  Камчатской области, Ненецкий в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ордынский Бурятский в Иркутской области, Ханты-Мансийский Ямало-Ненецкий в Тюменской области.

 

Специфика статуса автономных округов, входящих в соста1 края или области заключается в следующем:

 

- вхождение автономного  округа в состав края, области  означает такое состояние, при  котором автономный округ, будучи  равноправным субъектом РФ, одновременно  составляет часть другого субъекта. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит и предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области;

 

-вхождение автономного  округа в состав края, области  не изменяет их конституционно-правовой  природы как субъектов РФ и  не означает, что автономный округ  утрачивает элементы своего статуса  - территорию, население, систему  государственных органов, устав, законодательство. Это не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией. Для изменения статуса автономного округа не требуется согласия или предварительного разрешения края, области;

 

•  вхождение автономного  округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами государственной власти.

 

Предусматривается также  возможность регулирования отношений  автономных округов, входящих в состав края или области, договорами между  органами государственной власти автономного  округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Наряду с этим предусматривается возможность регулирования этих отношений федеральным законом.

 

22. Конституционно-правовой  статус краев, областей, городов  фед. значения 

 

К административно-территориальным  единицам РФ относятся:

 

6 краев: Алтайский,  Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский; 

 

49 областей: Амурская, Архангельская,  Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская,  Воронежская, Ивановская, Иркутская,  Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;

 

2 города федерального  значения: Москва, Санкт-Петербург.

 

Конституция устанавливает  равенство всех субъектов РФ. Республика имеет конституцию, а иные субъекты - обладают их уставами. Уставу присущи  все признаки конституции, некоторые  из них называются Основным законом, объявляются конституционным или  основным правовым актом, государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни соответствующего субъекта. Устав закрепляет правовой статус соответствующего субъекта РФ,

 

организацию государственной  власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

 

Края, области, города федерального значения, располагают своей территорией, которая не может быть изменена без  их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.

 

Каждый субъект РФ образует органы законодательной и  исполнительной власти, которые действуют  на основе Конституции РФ, федеральных  законов, а также уставов края, области, города федерального значения, и законов этих субъектов.

 

Субъекты РФ вправе иметь  свою символику. Края, области, города федерального значения являются самостоятельными участниками международных и  внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, городами федерального значения, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

 

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения, в  решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Представители от этих субъектов входят в состав Совета Федерации. Законодательные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы в ГД. Кроме того, законодательные органы и администрация этих субъектов вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится соответственно к компетенции Президента

 

РФ и Правительства  РФ.

 

Края, области, автономная область и автономные округа имеют  свои административные центры.

 

 

 

23. Понятие и система органов государственной власти в РФ

 

Орган государственной  власти - группа людей, наделенная властными  полномочиями и осуществляющая в  установленном законом порядке  реализацию задач и функций государства.

 

Специфические черты  государственных органов: 1) наделение их государственно-властными полномочиями; 2) образование их в установленном законом порядке; 3) осуществление деятельности в установленном законом порядке; 4) наделение полномочиями выполнять функции и задачи государства.

 

Классификация органов власти:

 

•  По уровню: федеральные  органы государственной власти; органы государственной власти субъектов  РФ.

 

•  Согласно принципу разделения властей:

 

•  органы законодательной  власти - Федеральное Собрание в  составе Совета Федерации и Государственной Думы, а также законодательные органы субъектов РФ;

 

•  органы исполнительной власти - Президент, Правительство, федеральные  министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов;

 

•  органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, составляющие в своей совокупности судебную систему РФ.

 

Федеральные органы власти с особым статусом, не входящие ни в  одну из ветвей власти в РФ: 1) Прокуратура  РФ, действующая на основании закона «О прокуратуре РФ»; 2) Счетная палата РФ - формируемый и подотчетный Федеральному Собранию РФ контрольный орган; 3) ЦБ РФ (Банк России) - орган осуществляющий регулирование в банковской сфере и осуществляющий денежное обеспечение деятельности других государственных органов власти; 4) Центральная избирательная комиссия (ЦИК) - орган, осуществляющий руководство проведением выборов на территории РФ; 5) Уполномоченный по правам человека - лицо, призванное осуществлять контроль за реализацией в РФ прав человека и гражданина и обеспечивать их соблюдение.

 

24. Понятие и принципы  проведения выборов в РФ 

 

Выборы - форма прямого  волеизъявления граждан, осуществляемого  в соответствии с Конституцией, законами, конституциями (уставами), законами субъектов, уставами муниципальных образований  в целях формирования органа государственной  власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

 

Избиратель - гражданин  РФ, обладающий активным избирательным  правом.

 

Избирательные права  граждан - конституционное право  граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией, законами, конституциями (уставами), законами субъектов.

 

Активное избирательное  право ~ право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Пассивное избирательное  право - право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Принципы проведения выборов:

 

1. Гражданин РФ участвует  в выборах на основе всеобщего 

 

равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

 

•  Участие гражданина в выборах является свободным  и добровольным.

 

•  Гражданин РФ проживающий  за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при  проведении выборов в федеральные  органы власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации установленных законом, избирательных прав при проведении выборов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"