Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"

Файлы: 1 файл

1.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

•  Конституционный  Суд по запросам Президента, СФ, ГД, Правительства, законодательных органов субъектов дает толкование Конституции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению;

 

•  Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

 

 

41. Верховный Суд РФ 

 

Верховный Суд: 1) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; 2) осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; 3) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также и в качестве суда первой инстанции; 4) является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

 

5) дает разъяснения  по вопросам судебной практики; 6) выступает с законодательной инициативой. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ; 7) направляет в Конституционный Суд запрос о соответствии Конституции федеральных законов и других правовых актов. Такие запросы осуществляются Президиумом Верховного Суда РФ; 8) в случае выдвижения ГД против Президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и постановки в связи с этим вопроса об отрешении Президента от должности на Верховный Суд возложена обязанность дать заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, что является основанием для принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента. Структура Верховного Суда:

 

•  Пленум ВС, в его  состав входят все судьи Верховного Суда, а задачей является обеспечение единства судебной практики в РФ путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства;

 

•  Президиум Верховного Суда РФ, состоящий из 13 судей: Председателя Суда, его заместителей, шести судей, представляющих судебные коллегии;

 

•  судебные коллегии: по гражданским делам; по уголовным  делам; военная коллегия;

 

•  внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам  образовываются судебные составы, как  правило, по зональному принципу.

 

5) аппарат ВС обеспечивающий  работу судей, общей численностью  свыше 500 работников, объединенных  в управления и отделы.

 

Председатель Верховного Суда назначается на должность Советом  Федерации по представлению Президента, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

 

Судьи Верховного Суда, включая  Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без  ограничения срока и могут  быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей РФ в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.

 

 

 

42. Высший Арбитражный  Суд РФ 

 

Высший Арбитражный  Суд (ВАС РФ): 1) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; 2) является выше- стоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ; 3) осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов; 4) рассматривает в соответствии с законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке • надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 5) дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Структура ВАС. Пленум ВАС; Президиум ВАС; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских ; и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

В составе ВАС по решению  Пленума могут быть образованы • иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Пленум решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ. Пленум действует в составе Председателя ВАС, его заместителей и судей ВАС.

 

В заседаниях Пленума  вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя ВАС в заседаниях Пленума ВАС могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, научных учреждений, других организаций и граждане.

 

Президиум ВАС действует  в составе Председателя ВАС, его заместителей и председателей судебных составов ВАС. По решению Пленума ВАС в состав Президиума могут быть введены судьи ВАС сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума неоднократно. В заседаниях Президиума ВАС вправе принимать участие Генеральный прокурор. По приглашению Председателя ВАС в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

 

Президиум ВАС: рассматривает  в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов; рассматривает  отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды.

 

43. Конституционно-правовой статус судей

 

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией ФКЗ  полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе. Судья, имеющий  стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, S Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом.

 

• Требования к судьями: гражданство РФ, возраст 25 лет, наличие  высшего юридического образования, стаж работы по

 

• юридической профессии  не менее пяти лет.

 

При этом: 1) судьей Конституционного Суда может быть гражданин, Достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; 2) судьей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;

 

Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются : между  собой только полномочиями и компетенцией.

 

Конституционные основы статуса судей: 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам. 2. Судьи несменяемы. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. 3. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. 4. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

 

Полномочия судей федеральных  судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 65 лет.

 

 

 

44. Прокуратура РФ

 

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории РФ.

 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ: 1. Единство и централизация. 2. Независимость. 3. Законность. 4. Гласность. 5. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. 6. Внепартийность. 7. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

 

Направления деятельности Прокуратуры РФ:

 

•  надзор за исполнением  законов органами власти, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

 

•  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 

•  надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

 

•  надзор за исполнением  законов судебными приставами;

 

•  надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказания  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

 

•  осуществление уголовного преследования;

 

•  координацию деятельности по борьбе с преступностью;

 

участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами;

 

9) прокуратура принимает  участие в правотворческой деятельности.

 

Система прокуратуры  РФ: 1. Генеральная прокуратура; 2. Прокуратуры  субъектов, приравненные к ним военные  и другие специализированные прокуратуры; 3. Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами; 4. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

 

Генеральный прокурор назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента. Прокуроры  субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

 

 

 

45. Органы законодательной  власти субъектов РФ 

 

Порядок организации  законодательных органов субъектов  РФ установлен ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

 

Законодательный орган  субъекта РФ является постоянно действующим  высшим и единственным органом законодательной  власти субъекта РФ. Наименование законодательного органа его структура, устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. Число депутатов устанавливаются конституцией (уставом) субъекта. Не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, вы-

 

двинутые избирательными объединениями, избирательными блоками  в соответствии с законодательством  о выборах. Срок полномочий депутатов и не может превышать пять лет.

 

Законодательный орган  субъекта обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Он самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение его деятельности предусматриваются в бюджете субъекта отдельно от других расходов. Законодательный орган субъекта является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

 

Правомочность заседания  законодательного органа определяется законом субъекта. Заседания являются открытыми.

 

Основные полномочия: 1) принимает конституцию (устав) субъекта и поправки к ней; 2) осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта; 3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами РФ, конституцией (уставом) и законами субъекта.

 

Право законодательной  инициативы в законодательном органе субъекта принадлежит: депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления, общественным объединениям, гражданам, проживающим на территории данного субъекта.

 

Законы субъекта принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного органа субъекта принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов. Проект закона субъекта рассматривается не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"