Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"

Файлы: 1 файл

1.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

36. Правительство РФ  в системе государственных органов  власти 

 

Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основании ФКЗ  от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».

 

Правительство РФ: 1) является органом государственной власти РФ; 2) осуществляет исполнительную власть РФ; 3) является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ; 4) осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и нормативных указов Президента.

 

Основные принципы деятельности Правительства: верховенства Конституции  РФ, ФКЗ и ФЗ, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов и  нормативных указов Президента.

 

Правительство в пределах своих полномочий: 1) организует исполнение Конституции, законов, указов Президента, международных договоров, 2) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, 3) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; 4) утверждает положения о федеральных министерствах и иных органах исполнительной власти, 5) устанавливает предельную численность работников аппаратов министерств и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, 6) вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

 

Состав Правительства  зависит от структуры федеральных  органов исполнительной власти, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

 

В качестве постоянного  органа Правительства действует  его Президиум. В состав Президиума входят Председатель Правительства, его  заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр - Руководитель Аппарата Правительства. Правительство вправе образовывать организации, координационные, совещательные органы при Правительстве, постоянные и временные комиссии, а также другие рабочие органы.

 

 

 

37. Компетенция Правительства  РФ 

 

Общие полномочия Правительства: 1) организует реализацию внутренней и  внешней политики; 2) осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере; 3) обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов; 4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

 

Специальные полномочия Правительства:

 

1. В сфере экономики:  осуществляет регулирование экономических  процессов; обеспечивает единство  экономического пространства; прогнозирует  социально-экономическое развитие; вырабатывает государственную инвестиционную  политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

 

•  В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и реализует  налоговую политику; разрабатывает  и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении;

 

•  В социальной сфере: обеспечивает проведение единой государственной  социальной политики, реализацию конституционных  прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

 

•  В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

 

В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

 

•  В сфере обеспечения  законности, борьбы с преступностью: разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

 

•  По обеспечению  обороны и государственной безопасности: организует оснащение вооружением  и военной техникой, обеспечение  материальными средствами, ресурсами  и услугами ВС, других войск; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

 

•  В сфере внешней  политики и международных отношений: обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории, иные полномочия.

 

 

 

38. Порядок деятельности  и акты, издаваемые Правительством  РФ 

 

Председатель Правительства: 1) представляет Правительство в РФ и за ее пределами; 2) ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; 3) подписывает акты Правительства; 4) систематически информирует Президента о работе Правительства.

 

Заместители Председателя Правительства: 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства; 2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; 3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федерального органа исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их

 

деятельность; 4) предварительно рассматривают предложения, проекты  постановлений и распоряжений, внесенные  в Правительство.

 

Федеральные министры: 1) участвуют с правом решающего  голоса в заседаниях Правительства; 2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; 3) принимают  участие в выработке и реализации политики Правительства; 4) обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 

Правительство решает вопросы  с обязательным участием федеральных  министров или представителей федеральных  министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

 

Заседания Правительства  проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры участвуют  в заседаниях лично. В случае невозможности  участия в заседании заместители Председателя Правительства и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства. Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Материалы заседаний Правительства и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства.

 

Правительство информирует  граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных  на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

 

Акты Правительства - постановления - акты, имеющие нормативный  характер; распоряжения - акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющим  нормативного характера.

 

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к  исполнению в РФ.

 

Акты Правительства  могут быть обжалованы в суд.

 

 

 

39. Общая характеристика  судебной власти в РФ 

 

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Принципы судопроизводства:

 

•  Разбирательство  дел во всех судах открытое. Слушание

дела в закрытом заседании  допускается в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

 

•  Заочное разбирательство  уголовных дел в судах не допускается.

 

•  Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 

•  В предусмотренных  законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей.

 

•  Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а так же в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

 

•  Равенство всех перед законом и судом Все  равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

 

7. Участие граждан  в осуществлении правосудия.

 

В РФ действуют:

 

1) федеральные суды, к  ним относятся: Конституционный  Суд; Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов

 

•  суды субъектов, к  ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи.

 

•  военные суды: окружные (флотские) суды, гарнизонные суды.

 

Финансирование судов  производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с федеральным  законом.

 

 

 

40. Конституционный Суд  РФ 

 

Конституционный Суд  является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Конституционный  Суд состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

 

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются: независимость, коллегиальность, гласность,

 

•состязательность, равноправие  сторон.

 

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок пятнадцать лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

 

Функции Конституционного суда:

 

1) Конституционный Суд  по запросам Президента, СФ, ГД,

 

• одной пятой членов СФ или депутатов ГД, Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и  исполнительной власти субъектов разрешает  дела : о соответствии Конституции: федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной : Думы, Правительства; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной

 

•  власти и совместному  ведению органов государственной  власти РФ и ее субъектов; договоров  между органами государственной  власти РФ и органами власти субъектов, договоров 

 

•  между органами власти субъектов; не вступивших в силу международных договоров РФ;

 

2)Конституционный Суд  разрешает споры о компетенции:  между федеральными органами  государственной власти; между органами  власти РФ и органами власти  субъектов; между высшими государственными  органами субъектов; 

 

•  Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"