Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

54.Протекторат  Кромвеля «Орудие управления».от 16.12.1653.

 

 (1653—1658 гг.).Начинается разгоном "охвостья" Долгого парламента, созывом нового  состава и принятием новой  конституции, которая узаконила  военную диктатуру Кромвеля. Конституция  была выработана группой офицеров  и получи название "Орудие правительственной  власти" (полное название — "Форма  правления государством общего  блага Англии, Шотландии и Ирландии  и владениями, им принадлежащими", 16 декабря 1653 г.). Верховная власть  делилась между лордом-протектором, Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным  в парламенте. Кромвель объявлялся  пожизненным лордом-протектором, руководил  всеми внутренними и внешними  делами при содействии членов  Госсовета — командовал милицией  и войсками на суше и на  море во время заседаний парламента  и делал это "для достижения  мира и благоденствия трех  наций", с согласия парламента  либо Государственного совета. Число  парламентариев от каждой нации  было различным: 400 от Англии, Уэльса  и Джерси, до 30 от Шотландии и  Ирландии. Для кандидата в депутаты  парламента требовалось быть  лицом известным своей честностью, богобоязненным, хорошего поведения  и иметь возраст 21 год. Имущественный  ценз для избирателей был высоким (200 ф. ст.). Лишались избирательных  прав католики и сторонники  королевской власти. Христианская  религия объявлялась государственной  религией трех наций, свобода  вероисповедания в Бога через  Иисуса Христа объявлялась гарантированной, все статуты, противоречившие этой  свободе, признали ничтожными и  недействительными. Кроме того, был  введен ежегодный налог, который  не мог быть отменен или  уменьшен парламентом без согласия  лорда-протектора. Конституция была  очень краткой — всего 42 статьи. При всех неоспоримых достижениях  Кромвеля в области внешней  политики — объединение Шотландии, Ирландии и Англии в единое "свободное государство во  имя общего блага в республику  под эгидой Англии, военное обеспечение  действенности Навигационного акта 1651 г. —положение его оставалось  непрочным. Тогда правящие круги  подготовили акцию с документом  под названием "Покорнейшее прошение  и совет" (1657 г.), в котором содержались  предложение и просьба принять  королевский титул с целью "укрепить  власть" и восстановить верхнюю  палату (палату лордов). После некоторых  колебаний Кромвель отказался  от такой перспективы. Государственный  долг в период протектората  достиг астрономических сумм  Своеобразной чертой социальных  и политических перемен в Англии  является то, что в ходе упразднения  некоторых феодальных институтов  и традиций здесь сохранялась  значительная преемственность в  организации и деятельности важнейших  правовых и политических институтов (монархия, палаты парламента, общее  право). Более определенным выглядит  эпизод с отменой некоторых  феодальных повинностей, оформленной  сначала Законом об упразднении  палаты феодальных сборов (24 февраля 1645 г.), а затем Законом, подтверждающим  отмену палаты феодальных сборов (27 ноября 1656 г.), и Актом об упразднении  остатков феодализма (1660 г.). Суть  этих законов сводилась к тому, что все лично-вассальные платы  и поборы королю упраздняются, рыцарские держания от короля  или от другого лица и всякое  свободное владение объявляются  и признаются обычным свободным  держанием. Власть Кромвеля фактически  была сильнее, чем у королей  свергнутой династии. Страна была  поделена на 11 военных округов  и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность  перед Кромвелем. Армия использовалась  для поддержания закона и порядка  в разных частях страны. Все  это не находило поддержки  ни в республикански настроенной  армии, ни в проникнутом монархическими  стремлениями парламенте. Назначенного  Кромвелем преемника — сына  Ричарда быстро свергла армейская  верхушка, и один из влиятельных  военачальников, генерал Монк, вскоре  занял Лондон, разогнал Совет  офицеров и позаботился о восстановлении  королевской власти. Период реформ  Долгого парламента и правления  Кромвеля получил в литературе  название Великой английской  революции. Причины: разбогатевшие  классы стали сильнее высших, они свергли монархию, которая  сама себя лишила перед этим  поддержки дворянства, крупных землевладельцев. Обе революции не нарушили  общего хода европейской истории, а, напротив, продвинули европейскую  цивилизацию в том самом направлении, в котором шло ее развитие  на протяжении 14 веков. К.Маркс : Английская  революция относится к разряду  буржуазных, поскольку в ней победила  буржуазия, стоявшая во главе  движения, Гардинер, английский историк, называет Английскую революцию  пуританской революцией — итогом  религиозного подъема нескольких  поколений, сильного морально-религиозного  порыва лучших людей страны, развивших  в себе великие душевные богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Формирование буржуазного  права Англии «Хабеас корпус  акт» 1679.

Habeas Corpus Amendment Act (Измененный  акт о процедуре "хабеас корпус" 1679 г.) от 26 мая содержал уточненный  перечень гарантий от произвольного  ареста и тайных расправ. Суть  их сводится к обязанности  по приказу судьи доставить  в судебное заседание человека (corpus — букв, тело, но подразумевается  личность задержанного или помещенного  в тюрьму человека). Все это  делается для того, чтобы судья  после ознакомления с причинами  задержания и заключения мог  уяснить, является ли задержание  законным, и в противном случае  отпустить задержанного на свободу. Эта процедура с вызовом и  доставкой арестованного к судье  имела ряд последствий для  всех участников процедуры —  для тюремщика или шерифа, для  судьи и для самого задержанного. Они сводились к следующему:

∙  любому задержанному или заключенному в тюрьму лицу по его просьбе (или просьбе его родственников) должен быть выдан письменный приказ об аресте каким-либо близлежащим судом, обладающим юрисдикцией по уголовным делам. Судья при выдаче приказа может либо освободить лицо из-под ареста или из тюремного заключения, если его задержали незаконно, либо отпустить под залог, либо представить его дело в ближайшее судебное заседание;

∙ срок доставки арестованного в суд по приказу "хабеас корпус" (от начальных слов приказа судьи на латыни, обращенных к шерифу или тюремщику, в распоряжении которого "имеется личность для представления в суде") — всего три дня или чуть больше в зависимости от места пребывания задержанного;

« тюремщик, надзиратель или шериф обязаны подчиниться такому приказу и не только доставить задержанного, но и "удостоверить истинные причины задержания и заключения";

∙ для решения вопроса судьей дается срок два дня.

Эта процедура известна и действовала еще с XV в., но теперь она была снабжена ясными и четкими положениями об ответственности виновных тюремных или судейских служащих перед обвиняемым, который пребывает под арестом или в тюрьме. Чиновники уже не могут отныне творить произвол. За первое нарушение или пренебрежение приказом судьи о "доставке тела (личности) в суд" шериф или тюремщик выплачивает штраф 100 фунтов в пользу заключенного; 200 фунтов — плата за повторное нарушение, влекущее за собой дисквалификацию по профессии; 500 фунтов в пользу потерпевшего — таково наказание для судьи любой инстанции за неправомерный отказ в выдаче приказа о доставке заключенного в суд. Судебный приказ "хабеас корпус" (Writ of habeas corpus) входит в систему должностных привилегий судьи, получающего, таким образом, возможность контролировать различные административные учреждения с помощью трех технических приемов — судебных приказов (writs, позднее — orders), направленных на воспрещение, предписывание или осведомление и адресованных подчиненным судебным инстанциям или административным учреждениям, включая и тюремные.Приказ "хабеас корпус" нацелен на контроль за законностью задержаний и на ускорение решения дела. Поначалу он выдавался королем наряду с приказами "о праве" (Writ of Right) при требовании о возврате имущества в порядке восстановления нарушенного права, о вызове в суд и др. Отказ в приводе в суд или в освобождении под залог предусмотрен актом 1679 г. для лиц, обвиняемых в государственной измене и другом тяжком преступлении, а также для тех, кто заключен в тюрьму за долги или по другому гражданскому делу. Если в разбирательстве дел об измене и тяжком преступлении имели место проволочки, то во избежание таких проволочек предусмотрено послабление тягот для заключенного: его обязаны в этих случаях выпустить на свободу или на поруки, однако с последующим судебным разбирательством. Освобожденному по приказу "хабеас корпус" не могут предъявить ордер на арест за то же самое преступление иначе как по закону и предписанию суда. Закон содержит запрет незаконных заточений в тюрьмах за морями, а также в Шотландии и Ирландии, в Джерси (королевская тюрьма) или в крепости за морями. Таким образом, речь идет о запрете незаконной ссылки. Полное название закона выглядит так: "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями". Инициаторами принятия такого закона парламентом выступили виги, не без основания опасавшиеся усиления королевского абсолютизма и произвола, и в этом вопросе им удалось заручиться поддержкой парламентской группировки тори, у которых также нашлись причины и мотивы в пользу уточнения данной процедуры. В 1818 г. к закону было сделано следующее дополнение. Если ребенка насильно держат вдали от родителей, если кто-нибудь несправедливо заключает кого-либо в сумасшедший дом, а также если кем-нибудь будет заявлено, что монахам не позволяют выйти из монастыря, то местный суд обязан непременно вынести приказ "хабеас корпус" лицу, держащему в заключении потерпевшего. Если по этому приказу потерпевший не будет тотчас же доставлен в суд и если задержание было без законного на то основания, то потерпевший должен быть тотчас же освобожден. Хабеас корпус акт 1679 г. венчает собой триаду основных конституционных гарантий в защиту личной свободы гражданина. Первыми в этом ряду следует считать Великую хартию вольностей 1215 г. и Петицию о правах 1628 г. Наказание тюремщиков и судей за произвольный арест или сокрытие такого нарушения есть разновидность возмещения за причиненный моральный ущерб потерпевшему гражданину, и Англия предстает страной, где раньше многих других и в большей степени был усвоен и обеспечен принцип возмещения за причиненный моральный (нравственный) вред, выражающийся не только в повреждении здоровья жертвы или близкого ей человека, не только в лишении привилегий или авторских прав, но и в незаконном лишении свободы. В последнем случае возмещение может быть двоякого рода — в пользу государства (включая блюстителей благочиния) и в пользу потерпевшего. В Англии такое возмещение обеспечивалось последнему. "Английская система вознаграждения за моральный вред удивляла и удивляет своей житейской гибкостью и глубоким практическим смыслом. Неуклонное стремление судей давать удовлетворение каждому пострадавшему за счет виновного, не упуская ни одного случая, постоянное присуждение денежных сумм с нарушителей чужих личных прав и благ, — не только частных лиц, но и лиц должностных, — во многом содействовали в Англии выработке идеала гражданина и служителя государства, укрепляя уважение к чужому праву и чужой личности как в обывателе, так и носителях власти".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56.Создание механизма  нового буржуазного государства  конституционной монархии. «Билль  о правах»  от 23.10.1689.

Билль прав 1689 г. Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозными нарушениями и был упразднен. Декларация веротерпимости от 27 апреля 1688 г. сопровождалась указом Тайного совета с предписанием зачитывать текст декларации во всех церквах. Этому воспротивилась часть епископата, посчитавшая такую практику не согласующейся с законами страны. Епископы были взяты под стражу и преданы суду, но Суд королевской скамьи их оправдал. Антипротестантская политика короля могла распространиться и на фонд церковных земель, перераспределенных в среде правящего класса, и перед такой перспективой тори и виги на время объединили свои антиабсолютистские оппозиционные усилия. Была осуществлена "славная революция", революция без пролития крови, в результате которой монарх был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти". Оранский являлся известным лидером антифранцузской коалиции в Голландии. Он был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен королевскими регалиями. После такого переворота в верхах произошло закрепление нового режима правления двумя актами парламента, тесно взаимосвязанными друг с другом, —Биллем прав 1689 г. и Актом об устроении 1701 г.

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались также права и свободы подданных (граждан и парламентариев), которые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". Билль (первоначально он назывался Декларацией прав) начинался такими словами: "Так как последний король Яков II при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоящих у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого королевства... лорды и общины собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства... народа при зрелом обсуждении... для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей прежде всего (как делали в подобных случаях их предки) заявляют нижеследующее..." Далее среди прочих зафиксированы такие положения:

∙   всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;

∙   никто, кроме парламента, не может освобождать от закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;

∙   запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";

∙   узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобода подачи петиций и др.,

∙   гарантируется регулярный созыв парламента,

∙   парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией В частности, утверждался измененный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и королеве и объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и требуемые" в заявлении духовных и светских лордов и общин "права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении ". Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время. Характерно, что первоначальное название Билля было иным и выглядело так "Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования Короны" Исходя из этого исторического факта, в литературе Билль прав иногда называют Декларацией прав 1689 г Парламент, обсуждавший эти вопросы, был собран в январе 1689 г. и получил чрезвычайные полномочия Он был назван также конвентом (учредительным собранием), где прежний король был объявлен отрекшимся от престола

Вывод – все равны перед законом, король не может стоять над законом.

 

57. Окончательное  оформление конституционной монархии  и создание ответственного правительства. Акт об устроении от 12.06.1701.

 

Окончательное формирование конституционной монархии и создание ответственного правительства акт об устроении от 12.06.1701.

"Акт об устроении" 1701 г., положивший начало установлению  новых принципов буржуазного  государственного права.  Прежде всего это:

1) Принцип контрассигнатуры,  согласно которому недействительным считался акт,  изданный королем,  если он не был скреплен подписью соответствующего министра  (члена Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала политическая роль министров, которые могли быть привлечены  парламентом к ответственности,  это положило начало формировавшего принципа "ответственного правительства".

2)  Принцип несменяемости судей.  Устанавливалось,  что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор "пока они будут вести себя хорошо"'.  Отстранение их от должности могло происходить только по представлению  обеих палат парламента (ст.  II). Кроме того, "Акт об устроении" определял порядок  престолонаследия,  по  которому английский  престол могло занять лицо только англиканского вероисповедания. Таким образом, в Англии в результате  революции  1640-1660 и дворцового переворота 1688 г.,  был окончательно похоронен абсолютизм и твердо установилась конституционная монархия. "Билль о правах" и

"Акт об устроении" положили  начало  формированию  ряда важных институтов буржуазного конституционного права: - принципу верховенства парламента в законодательной сфере; - принципу "ответственности правительства"; - принципу "несменяемости судей". Эта формула означала отмену  старой формулы,  согласно которой судьи исполняли обязанности "пока будет угодно королю". Изменение в политической сфере дали толчок развитию капитализма,  обеспечив свободу действий класса буржуазии и проложив дорогу промышленному перевороту XV1I1  в. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.Изберательные реформы  в Англии 1832, 1867, 1884-1885.

Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему. Избирательная реформа 1832 года.  Экономическая мощь промышленной  буржуазии быстро возрастала,  а ее влияние в парламенте по  прежнему  оставалось  незначительным.  В обеих палатах парламента господствовали крупные  землевладельцы  и финансовая аристократия. Промышленной буржуазии,  сосредоточенной преимущественно в крупных  городах,  необходима  была новая избирательная система.  В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся  в  бедственном  положении и не обладавший избирательными  правами  совсем. Возникают разного рода рабочие союзы, усиливается политическая  активность  английского пролетариата.  Сохранение практики посылки депутатов в парламент от "гнилых" и "карманных"  местечек приводили к тому,  что,  например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек,  имел право посылать в парламент только 4 депутата,  а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек  посылали  в палату общин 60 депутатов.  Крупные промышленные центры (Манчестер,  Бирмингем,  Лидс,  Шеффилд) таким правом вообще  не обладали. Парламентские выборы 1830 принесли победу сторонникам реформы.  В 1831 вигское  правительство  Грея  внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской  реформе".  Нижняя  палата приняла его,  а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать  средства из банков.  Начались рабочие волнения.  В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового  краха палата лордов вынуждена была уступить,  утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему: 1. Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных  местечек.  56  местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство  до  одного  депутата от каждого местечка.  2.Крупные промышленные города,  не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними  и  графствами).3.  Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:  - избирательное  право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах строением; в деревне  - землей),  которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;  - избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов  стерлингов  в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов; 4. Устанавливался ценз оседлости – 6 месяцев. Избирательная реформа 1832 позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте.  Однако,  несоразмерность представительства крупных индустриальных  центров и  захолустных  местечек,  высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного  права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Пролетариат,  принимавший  активное

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"