Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка
Описание работы
1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств. Общественный строй: В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
Самым знаменитым американским
деятелем войны за независимость стал
главнокомандующий американскими войсками,
первый президент США, один из наиболее
почитаемых героев США, Джордж Вашингтон.
Его именем названа столица государства
и один из его штатов.
Декларация стала первым документом,
в котором обосновывались права и принципы
демократического правления. Главным
из них объявлялась политическая власть,
исходящая от народа и призванная защищать
интересы всех граждан.
Провозгласить независимость
Соединенных Штатов вовсе не означало
обеспечить ее на деле. Для этого надо
было еще пройти через тяжелую, длительную,
шедшую с переменным успехом войну с Англией.
Многие передовые люди из разных стран,
в том числе будущий известный социалист-утопист
Сен-Симон (1760-1825), руководитель польского
освободительного движения Тадеуш Костюшко
и др., уже сражались с "парнями свободы",
как называли американских воинов.
Исход войны. К числу наиболее
важных событий войны относится: битва
при Саратоге в октябре 1777 г., когда американские
войска окружили и принудили сдаться в
плен шеститысячный экспедиционный отряд
англичан, вышедший из Монреаля в южном
направлении. Эта победа не только придала
уверенности молодой американской армии,
но и стала поводом для заключения союзного
договора между США и Францией, что и решило
исход войны. Этот договор о дружбе, торговле,
оборонительном союзе, подписанный с американской
стороны Франклином, стал первым официальным
признанием нового государства. Кроме
того, он способствовал активному вовлечению
европейских государств в войну против
Великобритании. В 1779 г. примеру Франции
последовала Испания, а в 1780 г. - Голландия.
Французский флот разблокировал
восточные порты США, а в составе американских
войск появились регулярные части и волонтеры
почти из всех стран Европы.
Совместными усилиями американских,
французских, прусских воинов британские
войска были окружены и капитулировали
19 октября 1781 г. у Йорктауна. Это предрешило
исход войны.
3 сентября 1783 г. в Версале
были подписаны мирные договоры
между воевавшими государствами,
по которым США признавались
независимым суверенным государством.
Конституция США. Победив Англию,
молодая страна оказалась в крайне сложном
положении. С исчезновением военной опасности
порвались те узы, которые удерживали
вместе 13 американских штатов. Из-за восьмилетней
войны ухудшилось финансовое и экономическое
положение страны. Чтобы спасти молодое
государство, необходимо было установить
в стране закон и порядок.
В 1789 г. были избраны первый
Конгресс и первый президент. Основы общественного
и государственного устройства в США были
заложены в ходе войны за независимость
и закреплены впоследствии в Конституции,
принятой в 1787 г. Конституция провозглашала
Соединенные Штаты федеральным государством,
республикой, в которой высшая законодательная
власть принадлежит Конгрессу, а высшая
исполнительная власть - президенту. Каждый
штат был признан вполне самостоятельным
государством, обладающим в пределах своей
территории полнотой законодательной,
судебной и исполнительной власти и управляющимся
своими выборными представителями. И в
частном, и в союзном устройстве штатов
строго был проведен принцип разделения
властей. Полная независимость судей выражалась
в их несменяемости и в праве не применять
законов, противоречащих Конституции.
При существовавших в стране всевозможных
вероисповеданиях, дробившихся на множество
сект, в США не было установлено господствующей
религии и была допущена полная веротерпимость.
Как видно, многое в Конституции США было
заимствовано из идей французских просветителей.
В 1791 г. Конгресс принял десять поправок
к Конституции, вошедших в историю под
названием "Билль о правах". Эти поправки
провозглашали свободу слова, собраний,
печати, неприкосновенности личности
и т.д. "Билль о правах" не отменял
в США системы рабовладения, но вводил
в молодой республике основы буржуазной
демократии.
Междунаоодные отношение. По
мнению ряда новейших американских исследователей,
колонисты вряд ли добились победы без
помощи европейских государств. Общая
сумма субсидий, которую американцы получили
от своих союзников, в переводе на стоимость
денег в наши дни составила примерно 2,5
млрд. долл., а сами израсходовали на борьбу
1 млрд. долл.
Англия проиграла войну, она
потеряла временно и господство на море.
По Версальскому (Парижскому) договору
1783 г. Англия признавала независимость
колоний, Франция вернула себе некоторые
владения в Вест-Индии и Западной Африке.
Флорида, остров Менорка в Средиземном
море были возвращены Испании, Голландия
была вынуждена уступить англичанам Цейлон.
Многие современники считали
отпадение колоний началом заката Англии
как главенствующей морской и торговой
державы. На деле же признание реального
положения, необратимости результатов
революции в Северной Америке проложили
путь к восстановлению международных
позиций Англии, которое опиралось на
быстрое экономическое развитие страны
в результате начавшегося промышленного
переворота. А французский абсолютизм
оказался совершенно неспособным извлечь
преимущества из исключительно благоприятно
сложившейся для него после Парижского
мира внешнеполитической обстановки.
К концу XVIII в. в большинстве
испанских и португальских владений в
Америке также назрели революционные
перемены.
62.Декларация независимости северно-американских
колоний от 04.07.1776.
Декларация независимости
США. Принята 4 июля 1776 г. 2-м Континентальным
конгрессом представителей английских
колоний в период освободительной войны
за независимость в Северной Америке 1775—83
гг. В основу Декларации независимости
был положен проект Т. Джефферсона, составленный
в республиканском и демократическом
духе. Декларация независимости объявляла
об отделении колоний от Англии и образовании
нового самостоятельного государства
— Соединённых Штатов Америки. Она провозглашала
право людей на жизнь, свободу, равенство,
стремление к счастью, признавала за народом
право на восстание против правительства,
нарушающего его права, и на учреждение
нового правительства, т.е. суверенитет
народа. Декларация независимости имела
большое историческое значение, так как
звала на борьбу с абсолютизмом и феодальными
порядками.
63.Создание конфедерации
США. Статьи конфедерации от 01.03.1781.
В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс
назначил комитет для подготовки Статей
конфедерации. Подготовленный им проект
был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г.
Однако процесс ратификации всеми 13 штатами
затянулся на три с лишним года, и Статьи
конфедерации вступили в силу только 1
марта 1781г.
Статьи конфедерации юридически оформили
и закрепили, как сказано в преамбуле,
создание "вечного Союза между Штатами".
В ст. II особо подчеркивалось, что "каждый
штат сохраняет свой суверенитет, свободу
и независимость и всякую власть, юрисдикцию
и право, за исключением тех, которые совершенно
точно делегированы этой конфедерацией
Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе".
Названием конфедерации, сказано в ст.
I, будет "Соединенные Штаты Америки",
что должно пониматься как "объединившиеся
государства Америки". Речь шла о 13 независимых
республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных
государств (штатов) ставил перед собой
прежде всего внешнеполитические задачи.
В тогдашних условиях это была война за
независимость против Британии. Неудивительно,
что после победы и обретения независимости
в полном объеме этот союз утратил свой
смысл.
Конфедерация Соединенных Штатов Америки
не была государством в собственном смысле
слова. Она представляла собой не союзное
государство, а союз самостоятельных государств.
Поэтому Статьи конфедерации представляют
собой некую разновидность международного
договора, а не основной закон единого
государства. Хотя конфедеративный союз
суверенных американских штатов и не был
государством в собственном смысле слова,
но в его рамках были заложены некоторые экономические,
политические и психологические основы
той американской государственности,
юридической основой которой явилась
Конституция 1787 г.
Статьи конфедерации не установили единого
гражданства. В ст. IV говорится о "свободных
жителях каждого из этих штатов", о "свободных
гражданах в различных штатах" (из числа
их исключаются не только рабы, но и пауперы,
бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия),
а не о гражданах союза.
"Для более удобного управления
делами соединенных штатов" согласно
Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически
сохранялся старый Континентальный конгресс),
в состав которого входили делегаты (от
двух до семи), ежегодно назначаемые штатами
в установленном ими порядке. Делегаты
могли быть в любое время отозваны и заменены
другими. Каждый штат в Конгрессе имел
один голос. В случае раскола (например,
два - за, два - против) делегация теряла
свой голос. Конгресс не был парламентом
в обычном для того времени понимании.
Он представлял собой "собрание дипломатов",
а делегаты были не депутатами, а "дипломатическими
агентами".
Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими
полномочиями. Он объявлял войну и заключал
мир, посылал и назначал послов, заключал
международные договоры, управлял торговлей
с индейскими племенами. Во внутренней
сфере его полномочия были весьма скромными.
Достаточно сказать, что он не имел права
налогообложения и тем самым был лишен
собственной финансовой базы. Все военные
и иные мероприятия Конгресса финансировались
штатами. Хотя он формально имел право
устанавливать "стандарты денежных
единиц", фактически штаты чеканили
собственную монету. Таким образом, узость
объема полномочий усугублялась организационным
бессилием Конгресса (для принятия наиболее
важных решений необходимо было согласие
9 штатов из 13).
Конгресс после победоносного завершения
войны за независимость принял знаменательные
Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787
гг., которые создали юридическую базу
для территориальной экспансии США и установили
процедуру создания новых штатов и принятия
их в союз.
64.Создание
конституции США 1787.
Принятие конституции США было
обусловлено реальными экономическими,
политическими, социальными и идеологическими
обстоятельствами. Развал "вечного
Союза", чудовищный партикуляризм, экономический
хаос, угроза гражданской войны - все это
требовало создания единого государства
на базе 13 практически независимых штатов.
В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию
о созыве в мае в Филадельфии специального
конвента из делегатов, назначаемых штатами,
с единственной целью пересмотреть Статьи
конфедерации. Однако конвент пошел дальше,
он принял конституцию.
Филадельфийский конвент представлял
собой небольшую, но внушительную коллегию
из 55 делегатов. 39 из них были делегатами
Конгресса, остальные имели опыт политической
деятельности в своих штатах. Все делегаты
конвента были состоятельными людьми.
В его состав входили выдающиеся деятели
эпохи.
Делегаты конвента совершенно четко осознавали
важность поставленных перед ним задач
- остановить дальнейшее развитие революции,
создать "более совершенный союз"
и гарантировать права собственников.
В конституции отсутствуют некоторые
важные политико-правовые принципы, содержащиеся
в Декларации независимости, конституциях
штатов и Статьях конфедерации. В ней нет
упоминаний о суверенитете штатов, о праве
народа на восстание, о естественных правах
человека, об общественном договоре. В
этом отношении она сделала шаг назад
по сравнению с практикой и идеологией
предшествующего революционного периода.
Тем не менее для своего времени она была,
безусловно, революционным документом
и оказала огромное влияние на развитие
конституционализма во многих других
странах мира.
Американская конституция в
том виде, в каком она была одобрена конвентом
и затем ратифицирована, представляет
собой весьма краткий документ. Она состоит
из преамбулы и 7 статей, из которых только
4 разбиты на разделы. В основу организации,
компетенции и взаимодействия высших
органов власти республики был положен
американский вариант принципа разделения
властей, созданный не столько в соответствии
с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье*, сколько
с учетом своего собственного опыта. Следует
особо подчеркнуть, что учредители конституции
никогда не помышляли о создании трех
независимых друг от друга властей. Согласно
их взглядам, власть едина, но она имеет
три ветви: законодательную, исполнительную
и судебную. Для предупреждения концентрации
полномочий, чреватой установлением тирании
одной ветви власти, конституция устанавливала
систему "сдержек и противовесов",
которая покоится на следующих основополагающих
началах.
* Ш. Монтескье - французский
философ-просветитель XVIII в., один из
создателей теории разделения
властей.
Во-первых, все три ветви власти
имеют различные источники формирования.
Носитель законодательной власти - Конгресс
состоит из двух палат, каждая из которых
формируется особым способом. Палата представителей избирается
народом, т. е. избирательным корпусом,
который в те времена состоял только из
белых мужчин-собственников. Сенат - легислатурами
штатов. Президент - носитель исполнительной
власти избирается косвенным путем, коллегией
выборщиков, которые в свою очередь избираются
населением отдельных штатов. Наконец,
высший орган судебной власти - Верховный
суд - формируется совместно президентом
и сенатом.
Во-вторых, все органы государственной
власти имеют различные сроки полномочий,
поскольку каждые два года они переизбираются
на одну треть. Президент избирается на
4 года, а члены Верховного суда занимают
свои должности пожизненно.
Такой порядок, по мысли "отцов-основателей",
должен был обеспечивать каждую из ветвей
власти определенной самостоятельностью
по отношению к другим и не допустить одновременного
обновления их состава, т. е. добиться устойчивости
и преемственности верхнего эшелона федеральной
государственной машины.
В-третьих, конституция предусмотрела
создание такого механизма, в рамках которого
каждая из ветвей власти могла нейтрализовать
возможные узурпаторские поползновения
другой. В соответствии с этим конгресс
получил право как суверенный законодательный
орган отклонять любые законопредложения
президента, включая финансовые, которые
он может вносить через свою креатуру
в палатах. Сенат может отклонить любую
кандидатуру, предложенную президентом
для занятия высших гражданских федеральных
должностей, так как для ее утверждения
требуется согласие двух третей сената.
Конгресс, наконец, может привлечь президента
к ответственности в порядке импичмента
и отстранить его от должности.
Важнейшим конституционным средством
воздействия президента на конгресс являлось
отлагательное вето, которое может быть
преодолено только в том случае, если билль
или резолюция, отвергнутые президентом,
будут повторно одобрены двумя третями
голосов в обеих палатах.
Члены Верховного суда назначаются президентом
по совету и с согласия Сената. Это значит,
что предложенные президентом кандидатуры
на высшие судебные должности должны быть
одобрены двумя третями голосов Сената.
Конституция создала предпосылки для
присвоения Верховномy суду права конституционного
надзора, которое явилось важнейшим средством
сдерживания нормоустанавливающей деятельности
как Конгресса, так и президента. Сами
федеральные судьи могли быть отстранены
от должности в соответствии с процедурой
импичмента, которая осуществлялась обеими
палатами Конгресса.
Система "сдержек и противовесов"
должна была не только предупредить узурпаторские
тенденции каждой из трех ветвей власти,
но и обеспечить стабильность и непрерывность
функционирования самой государственной
власти.
Конституция заложила основы федеративной
формы государственного устройства, хотя
соответствующего понятия в ее тексте
нет. Федерация явилась результатом классового
компромисса буржуа и рабовладельцев,
напуганных народными волнениями и конфедеративной
неурядицей.
Американская конституция положила в
основу федерации дуалистический (двойственный)
принцип, в силу которого устанавливалась
предметная компетенция союза, а все остальное
(с некоторыми оговорками и уточнениями)
относилось к ведению штатов. Предписания
первоначального текста вскоре были уточнены
Х поправкой 1791 г., в которой провозглашалось:
"Полномочия, не делегированные Соединенным
Штатам настоящей Конституцией и пользование
которыми не запрещено ею отдельным штатам,
сохраняются соответственно за штатами
либо за народом".
Важнейшее значение для прочности учреждаемого
союза имело предписание ст. VI, в которой
закреплялся принцип верховенства федерального
права по отношению к правовым установлениям
штатов. Конституция не только провозгласила
принцип верховенства федерального права,
но и предусмотрела механизм, обеспечивающий
его реализацию, а именно положение о том,
что в случае коллизии законов судьи штатов
всегда должны отдавать предпочтение
федеральному праву. Эта конституционная
норма является краеугольным камнем всего
здания американского федерализма.