Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.
Общественный строй:
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.

Файлы: 1 файл

Istoria_zarubezha.docx

— 358.59 Кб (Скачать файл)

 

65.Верховный  суд США. Система сдержек и  противовесов в конституции США 1787.

 

   Американская конституция  была разработана и принята  Конституционным конгрессом в  Филадельфии (май-сентябрь 1787 года), в  котором приняли участие 55 делегатов  от 12 (из общего числа вошедших  в состав США 13) штатов.

 

      В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения, гарантирующие политические, личные  и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного  мнения и демократически настроенных  законодателей в штатах конгресс  принимает в 1789 году Билль о  правах - первые 10 поправок к конституции.

Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США:

1. Принцип разделения  властей, который, в сущности, и являлся  «принципом сдержек и противовесов», поскольку, разделяя властные функции  между различными властными структурами, не допускал узурпации полномочий  каким-либо одним государственным  институтом, и тем самым гарантировал  создание истинно демократической  правовой базы государства.

Согласно данному принципу, в конституцию закладывалась независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти в США представлены конгрессом, президентом и верховным судом.

 

     США являются  президентской республикой, и основные особенности их государственного устройства таковы:

-сочетание полномочий  главы государства и главы  правительства в одном высшем  должностном лице - президенте;

-внепарламентский метод  избрания президента и формирования  правительства (главы министерств  назначаются президентом);

-отсутствие у президента  права распускать высший законодательный  орган, а у конгресса - принимать  вотум недоверия правительству;

-запрещение членам правительства  быть депутатами конгресса и  наоборот.

 

      Вот наглядные  примеры того, что в основу  взаимодействия всех ветвей власти  заложена идея взаимоконтроля  и уравновешивания властей, которая  не допускает усиления одной  ветви власти за счет другой:

-конгресс может отклонить  президентский законопроект, а президент  при утверждении законопроекта  может наложиь вето;

-многие полномочия президента  реализуются только при одобрении  сената (международные договоры);

-верховный суд вправе  признать недействительными как  законы конгресса, так и акты  исполнительной власти.

2. Федерализм - конституционный  принцип, предполагающий жесткое  разграничение полномочий федеральных  властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой  степени является проявлением  «принципа сдержек и противовесов»  на более «низком» уровне. Штат  не является суверенным: у него  нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в  финансовой сфере, ни один штат  не вправе изменить у себя  форму правления, не имеет права  добровольного выхода из федерации (сецессия). В полномочия штата  входит принятие собственных  законов и конституций; регулирование  экономики и торговли внутри  штата; формирование учреждений  государственной власти; охрана  общественного порядка; установление  принципов судоустройства и судопроизводства; провеление выборов в органы  власти штата и местные органы  управления.

3. Судебный конституционный  надзор заключается в том, что  суды имеют право признать  законы конгресса и акты исполнительной  власти недействительными, противоречащими  конституции. Решения высшего органа  конституционного надзора - Верховного  суда - являются окончательными.

 

      Для более точного  представления о механизме реализации  принципа «сдержек и противовесов»  следует дать представление об  основном тексте конституции  США. Основной текст состоит из  преамбулы и семи статей.

 

      Преамбула излагает  цели принятия конcтитуции Соединенных  Штатов:

-образовать более совершенный  союз:

-гарантировать правосудие, свободу, благоденствие;

-обеспечить совместную  оборону.

 

      Статья 1 описывает  полномочия, структуру, порядок формирования  и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной  власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения  между штатами, а также между  штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия  поправок к конституции. Статья 6  провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила  условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов. Сама конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66.Правовое положение президента  США по конституции 1787 и изменение  его правового статуса в  19-20 веке.

В соответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые им министры помимо управления своей отраслью выполняют роль советников Президента, составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являются самостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя (премьер-министра) – в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемым вопросам в кабинете Президента не требуется голосования – решения принимает сам Президент. 
Среди руководимых Президентом ведомств встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство, например, Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вицепрезидентом. Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбирается одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранный Вице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельные поручения и постоянно председательствует в Сенате. 
Президент и Вице-президент США до сих пор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем – выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента. 
На новых выборах Президента и Вице-президента США избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков Президента. В соответствии с законодательством США кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет. Кандидат в Президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах в первичных организациях, здесь же он избирается кандидатом от той или иной партии на национальный съезд партии. Итак, в каждом штате должно быть избрано такое количество выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов и сенаторов, избранных от данного штата. От округа Колумбия избираются также три выборщика (он расположен в границах г. Вашингтона). Всего же выборщиков должно быть 538 человек. Каждый штат составляет один избирательный округ. Обычно избирателям предлагается два списка выборщиков от двух партий (Республиканской и Демократической). В этом случае избиратели голосуют в целом за тот или иной список выборщиков. При подсчете голосов используется мажоритарная система относительного большинства. 
Выборщики, после того как их выборы состоялись, голосуют за кандидатуру Президента. Выборщик формально может голосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование определяется партийной принадлежностью. Вот почему, когда становится известно количество выборщиков от определенной партии, фактически считается, что выборы Президента уже состоялись, и проигравший кандидат поздравляет своего соперника. Однако юридически выборщики еще должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. После этого документы пересылаются в Вашингтон, председателю Сената. По окончании подсчета результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Естественно, избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, – 270. 
 
В практике выборов Президента США дважды складывалась такая ситуация (в 1820 и 1824 гг.), когда ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства. В этом случае в соответствии с конституционным правом Палата представителей избирает Президента, а Сенат – Вице-президента из числа кандидатов, получивших большинство голосов выборщиков. 
В общем виде Конституция устанавливает полномочия Президента, который обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Такая формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в Конституции полномочий. Одновременно Конгресс может делегировать Президенту чрезвычайные полномочия. 
В соответствии с записанными в Конституции полномочиями Президента, он представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры с последующей их ратификацией Сенатом; он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. В соответствии с законом, который требует согласия Конгресса на использование американских вооруженных сил за рубежом, Президент принимает решения о ведении военных действий за пределами США. Так, американские войска по приказу Президента и с согласия Конгресса вели войну во Вьетнаме, Ливане, в 1999 г. в составе сил НАТО в социалистической Югославии, а в 2005 г. в Ираке. Не имея права досрочного роспуска Конгресса, Президент имеет по отношению к нему весьма существенные полномочия. Президент обращается к нему с ежегодными посланиями – «Послания о состоянии Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии. 
Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой из палат. В президентском арсенале есть также и «карманное вето» – разновидность обычного. Свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а оставляя неподписанным законопроект до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Одновременно Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». В то же время некоторые Президенты очень часто прибегали к своему праву. Например, получивший прозвище «президент-вето» С. Г. Кливленд за два срока пребывания у власти (1885–1889 и 1893–1897 гг.) наложил вето 684 раза. Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен лишь с его отдельными положениями. Иными словами, если Президент не хочет промульгировать какую-либо часть законопроекта, он должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. В то же время для принятия Конгрессом поправок к Конституции требуется две трети голосов в обеих палатах; именно столько необходимо голосов и для преодоления вето Президента. 
С согласия Сената Президент США назначает высших должностных лиц, министров, послов, судей Верховного Суда. Обычно простым большинством голосов Сенат утверждает назначения Президента. Вместе с тем бывают и случаи отказа в утверждении – главным образом, по моральным соображениям. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Одновременно он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, по требованию (запросу) Конгресса представляет ему соответствующие документы. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия (кроме орденов, так как их в США нет). 
Весь сложный процесс деятельности главы государства во многом опирается на его правотворческую деятельность, которая проявляется в издании им указов, директив и исполнительных приказов, как правило, носящих нормативный характер. 
Политической ответственности перед Конгрессом Президент не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, в том случае если будет признан виновным во взяточничестве, измене и других тяжких преступлениях. Палата представителей Конгресса возбуждает эту процедуру, она же формирует обвинение, принимаемое большинством голосов списочного состава палаты. Затем документ, содержащий обвинение, передается в Сенат, который рассматривает дело по существу под председательством не Вице-президента, а председателя Верховного Суда США по правилам уголовного процесса с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т. д. и принимает решение. Это не простое решение Сената принимается тайным голосованием не менее 2/3 голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе в этом. В случае отстранения Президента, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо. В истории США ни один Президент в порядке импичмента не был уволен, хотя этот вопрос Сенатом рассматривался дважды – в 1868 г. (против Эндрю Джонсона) и в 1999 г. Против Президента может быть обращен и гражданский иск Верховным Судом США. Так, в 1999 г. импичмент по отношению к Президенту Б. Клинтону не состоялся из-за нехватки голосов в Сенате, и, тем не менее, суд оштрафовал его на 90 тыс. долл. за ложь под присягой. 
Таков на сегодняшний день конституционный статус Президента США, который является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть в федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67.Правовое положение конгресса  США по конституции 1787.

В соответствии с Конституцией Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатным округам, по которым, как правило, баллотируются два кандидата: от Республиканской и Демократической партий. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, обычно баллотируется список от названных партий. Однако в этом случае действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года.

Сенаторы и члены Палаты представителей являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за тяжкие уголовные преступления, за измену и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы. Депутаты пользуются индемнитетом – не несут ответственность за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: конгрессмены – 133 тыс. долл. в год, сенаторы – более 129 тыс. Конгрессменами здесь называются не все члены Конгресса, а только члены Палаты представителей, еще их называют представителями.

В соответствии с законодательством, каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Так, заседаниями Палаты представителей руководит спикер, который всегда является представителем партии большинства; в Сенате председательствует Вице-президент.

Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Голосует же спикер только при равенстве голосов, тогда его голос – решающий. Напротив, председатель Сената не имеет столь существенных полномочий.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, в Палате представителей их 22: юридический, по образованию и труду, по иностранным делам и др., в Сенате – 16: финансов, иностранных дел, сельского хозяйства и др., которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств. Для преодоления разногласий между палатами создается временный согласительный комитет.

В настоящее время в обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, которые делегируют членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты.

Одновременно при Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб, общий штат которых превышает 30 тыс. человек.

Обширные полномочия Конгресса в Конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. Так, у Конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. При этом у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры.

К числу общих полномочий Конгресса относятся финансовые: принятие бюджета, установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монет, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монет; в области экономики: обеспечение благосостояния США, установление единицы мер и весов, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел; в области обороны: обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими; в области охраны общественного порядка: создание полиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; полиция вправе карать за морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом.

В Конституции США также говорится и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному Суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, в федеральном округе Колумбия, где находится столица государства – Вашингтон.

Наряду с вышеперечисленными полномочиями, Конституция устанавливает для Конгресса и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и законы с обратной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

В соответствии с решениями Верховного Суда США Конгресс может делегировать законодательные полномочия исполнительной власти. Конгресс также вправе отменять акты делегированного законодательства решениями обеих палат. Отмена решений, принятых одной палатой (а таких отмен было более 200), по решению Верховного Суда признана неконституционной.

Работает Конгресс США в сессионном порядке. Сессия ежегодно созывается одна и длится с перерывами в течение 7–8 месяцев.

В течение всей сессии принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания и пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внутренней и внешней политики.

Из всего вышесказанного следует выделить главную форму деятельности Конгресса США – законодательство. И надо особо подчеркнуть, что законодательная инициатива принадлежит здесь только членам обеих палат. Чтобы ускорить процесс прохождения закона текст законопроекта обычно вносят одновременно в обе палаты члены этих палат, а отсюда двойное название некоторых законов – по фамилии лиц, вносивших законопроект, например, закон Маккарэна–Вуда (закон о внутренней безопасности 1950 г.). Президент может вносить только законопроект о бюджете. Однако на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.

При принятии законов голосование в Палате представителей происходит устно (возгласами «за» или «против»), путем вставания, бюллетенями, с помощью электронных средств (результаты определяет спикер), в Сенате – возгласами или поименным голосованием.

В США законы подразделяются на публичные – распространяющиеся на всех, и частные – индивидуального действия, обычно это акты о натурализации отдельных лиц, об иммиграции, о выплате из казны и др. Конгресс ежегодно издает несколько тысяч законов и других актов. Как правило, законы принимаются в трех чтениях.

Так, обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Одновременно для принятия конституционных законов, а в США это только поправки к Конституции, требуется две трети голосов обеих палат Конгресса. При возникновении разногласий между палатами создается согласительный комитет.

Согласованный им текст законопроекта не может быть изменен палатами, но может быть полностью отвергнут. Проект считается отвергнутым и в том случае, когда согласительный комитет не пришел к согласию. Обе палаты Конгресса равноправны и поэтому права вето у Сената нет, а Палата представителей не может принять закон одна.

В этом случае либо законопроект считается отвергнутым, либо создается новый согласительный комитет. В США нет институтов чрезвычайных и органических законов.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"