Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка
Описание работы
1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств. Общественный строй: В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
Заключение. Конгресс США состоит
из двух палат: Палаты представителей
и Сената. Палата представителей избирается
в составе 435 депутатов на два года по одномандатным
округам. Сенаторы и члены Палаты представителей
являются профессиональными парламентариями,
имеют свободный мандат, не могут быть
досрочно отозваны избирателями. Каждая
из палат имеет определенные полномочия,
но имеются и общие, например финансовые.
Наряду с наделенными полномочиями, устанавливаются
и ряд запретов для Конгресса.
Конгресс США созывается ежегодно
в сессионном порядке. В течение всей сессии
принимаются законы и резолюции, проводятся
парламентские слушания и пленарные заседания,
работают постоянные и другие комитеты,
организуются дебаты по общественно значимым
вопросам внутренней и внешней политики.
Основная функция Конгресса – законодательная.
68.Билль о правах 1791.
Введение конституции, ограниченной
только изложением государственного строя
и обходившей молчанием провозглашенные
в Декларациях права человека, проходило
с большим трудом. В законодательных собраниях
штатов она была принята незначительным
числом голосов и, главным образом, под
условием включения в конституцию дополнений
о демократических правах и свободах граждан.
Законодатели понимали, что большинство
американцев хотят видеть в конституции,
прежде всего гарантию от любых посягательств
государственных властей на их права и
свободы.
Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший
решающий вклад в подготовку конституционных
поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены
ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как
Билль о правах.
* Принципиальной идеей, положенной в их
основу явилось признание недопустимости
принятия каких-либо законов, нарушающих
свободу граждан: свободы вероисповедания,
свободы слова и прессы, мирных собраний,
права обращения к правительству с просьбой
о прекращении злоупотреблений (ст. I).
* Провозглашалось право иметь у себя и
носить оружие (ст. 2).
* Запрещался в мирное время постой солдат
в частных домах без согласия их владельцев
(ст. 3).
* Признавалось недопустимым задержание
лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых
соответствующим должностным лицом законно
обоснованных разрешений (ст. 4).
* Никто не мог быть привлечен к уголовной
ответственности иначе, как по решению
суда присяжных, за исключением дел, возникших
в армии. Никто не мог быть подвергнут
повторному наказанию за одно и тоже преступление,
быть лишенным жизни, свободы, собственности
без законного судебного разбирательства
(ст. 5).
* Уголовные дела должны рассматриваться
судом присяжных. Обвиняемый имеет право
на очную ставку со свидетелями, показывающими
не в его пользу, ему разрешалось вызывать
свидетелей со своей стороны и прибегнуть
к советам адвоката (ст. 6).
* Запрещались жесткие и необычные наказания
(ст. 8).
* В качестве общего принципа устанавливалось,
что названные в конституции, включая
Билль 1791 г., права не должны умалять все
другие права и свободы, "оставшиеся
принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно
связанное с этим . Другое не менее важное:
"правда, не представленные конституцией
Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов,
принадлежат штатам или народу" (ст.
10).
В сочетании с этими положениями Конституция
США приобрела еще большую прогрессивную
направленность. Был создан, как показала
последующая история, наиболее оптимальный
вариант государственного строя для США.
Билль о правах 1791 г. явился одним из первых
поправок к Конституции США, сделал огромный
сдвиг в развитии демократических институтов
буржуазного государства.
69.Предпосылки буржуазной революции
во Франции конца 18 в.
Началом революции
стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года,
а её окончанием разные историки считают
26 июля 1794 (Термидорианский переворот)
или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).
Франция в XVIII веке была монархией,
опиравшейся на бюрократическую централизацию
и постоянную армию. Существовавший в
стране социально-экономический и политический
режим сложился в результате сложных компромиссов,
выработанных в ходе длительного политического
противостояния и гражданских войн XIV—XVI
вв. Один из таких компромиссов существовал
между королевской властью и привилегированными
сословиями — за отказ от политических
прав государственная власть всеми бывшими
в её распоряжении средствами охраняла
социальные привилегии этих двух сословий.
Другой компромисс существовал по отношению
к крестьянству — в течение длительной
серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне
добились отмены подавляющего большинства
денежных налогов и перехода к натуральным
отношениям в сельском хозяйстве.
Третий компромисс существовал
в отношении буржуазии (которая в то время
являлась средним классом, в интересах
которой правительство тоже делало немало,
сохраняя ряд привилегий буржуазии по
отношению к основной массе населения
(крестьянству) и поддерживая существование
десятков тысяч мелких предприятий, владельцы
которых и составляли слой французских
буржуа). Однако сложившийся в результате
этих сложных компромиссов режим не обеспечивал
нормального развития Франции, которая
в XVIII в. начала отставать от своих соседей,
прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная
эксплуатация все больше вооружала против
себя народные массы, самые законные интересы
которых совершенно игнорировались государством.
Постепенно в течение XVIII в. в
верхах французского общества зрело понимание
того, что Старый порядок с его неразвитостью
рыночных отношений, хаосом в системе
управления, коррумпированной системой
продажи государственных должностей,
отсутствием четкого законодательства,
«византийской» системой налогообложения
и архаичной системой сословных привилегий
нужно реформировать. Кроме того, королевская
власть теряла доверие в глазах духовенства,
дворянства и буржуазии, среди которых
утверждалась мысль, что власть короля
является узурпацией по отношению к правам
сословий и корпораций (точка зрения Монтескье)
или по отношению к правам народа (точка
зрения Руссо). Благодаря деятельности
просветителей, из которых особенно важны
физиократы и энциклопедисты, в умах образованной
части французского общества произошёл
переворот. Наконец, при Людовике XV и в
ещё большей мере при Людовике XVI были
начаты реформы в политической и экономической
области, которые неизбежно должны были
привести к краху Старого порядка.
70.Система
постатейного материала Декларации
прав человека и гражданина
от 26.08.1789.
26 августа 1789 г. Учредительным
собранием был принят важнейший
документ революции — Декларация
прав человека и гражданина.
Четкость формулировок Декларации, строгая,
логически обоснованная взаимосвязь всех
ее положений свидетельствуют о высоком
уровне теоретической подготовки авторов
документа. Им удалось в предельно концентрированной
форме изложить главные выводы прогрессивной
политической мысли Франции XVIII в. относительно
принципов ее будущего общественно-политического
строя. Во многом это явилось следствием
гигантской работы, проделанной французскими
философами и политическими мыслителями
задолго до революции. Авторы Декларации
основывались в первую очередь на трудах
энциклопедистов. Кроме того, на их творчество
оказали заметное влияние произведения
английских ученых. В качестве конкретного
образца они имели перед собой американскую
Декларацию независимости 1776 г., Виргинскую
декларацию прав 1776 г., а также документы
отечественной государственно-правовой
истории: декларации французских Генеральных
штатов, ремонстрации парижского парламента
и др.
Декларация была сформулирована в духе
общенационального манифеста, торжественно
провозглашающего права свободных людей,
свергнувших господство абсолютизма:
«Люди рождаются и остаются свободными
и равными в правах» (ст. 1). Декларировались
принципы демократического государственно-правового
строя, среди которых особое место принадлежало
«естественным и неотъемлемым правам
человека», «народному суверенитету»
и «разделению властей». В Декларации
устанавливалась взаимосвязь этих принципов:
основополагающими объявлялись права
человека, их обеспечение возлагалось
на демократически организованное государство
(«государственный союз»), основанное
на принципах народного суверенитета
и разделения властей. Такое построение
следовало идее школы естественного права,
которая главную цель государства видела
в защите неотъемлемых прав человека.
Четко и последовательно формулировалась
идея правового государства, которому
свойственно верховенство права, утверждающего
естественные и неотъемлемые права человека.
В качестве естественных и неотъемлемых
прав провозглашались свобода, собственность,
безопасность, сопротивление угнетению
(ст. 2). Свобода определялась как возможность
делать все, что не причиняет вреда другому.
Осуществление свободы, как и других естественных
прав человека, встречает «лишь те границы»,
которые обеспечивают прочим членам общества
пользование теми же самыми правами. Границы
эти могут быть определены только законом
(ст. 4). Были названы индивидуальная свобода
(ст. 7, 8), свобода печати (ст. 11), вероисповедания
(ст. 10). Не упоминалось о свободе собраний
и союзов, что объяснялось, во-первых, враждебностью
законодателей к массовым выступлениям
и организациям рядовых граждан, во-вторых,
опасностью возможного возрождения цехового
строя и связанной с ним регламентации
и, кроме того, отрицательным отношением
ко всякого рода союзам, которое доминировало
в естественно-правовых теориях. По мнению
Руссо, союзы ограничивают личную свободу,
искажают выражение общей воли народа.
Декларация подчеркивала значение права
на собственность: помимо ст. 2, относившей
ее к естественным правам человека, ей
была целиком посвящена ст. 17, объявлявшая
право на собственность неприкосновенным
и священным. Но игнорирование принципиального
различия между отдельными видами собственности
создавало видимость равной защиты имущественных
интересов всех — буржуа и рабочего, крупного
землевладельца и батрака.
Наиболее четко сформулированная Руссо
идея о суверенитете, полностью и безраздельно
принадлежащем народу, нашла воплощение
в ст. 3. Она служила обоснованием принципа
народного представительства. Декларировалось
право всех граждан лично или через своих
представителей участвовать в создании
закона (ст. 6), который объявлялся выражением
общей воли.
Выводы Монтескье, видевшего обеспечение
свободы и безопасности граждан в организационно
независимых друг от друга и взаимоуравновешивающих
ветвях государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной), получили в
ст. 16 категорическую формулировку: «Общество,
в котором не обеспечено пользование правами
и не проведено разделение властей, не
имеет конституции».
Провозглашались и другие не менее важные
принципы. Так, в ст. 7 декларировалась
неприкосновенность личности. «Никто
не может подвергнуться обвинению, задержанию
или заключению иначе как в случаях, предусмотренных
законом... Тот, кто испросит, издаст произвольный
приказ, приведет его в исполнение или
прикажет его выполнить, подлежит наказанию».
Провозглашались принцип «нет преступления
без указания о том в законе» (ст. 7, 8) и
презумпция (предположение) невиновности:
обвиняемые, в том числе и задержанные,
считаются невиновными, пока их виновность
не будет доказана в установленном законом
порядке (ст. 9).
Стремление положить конец фискально-административному
произволу монархии сыграло не последнюю
роль в провозглашении права всех граждан
устанавливать самим или через своих представителей
размеры государственного обложения,
порядок и продолжительность их взимания
(ст. 14). Должностные лица обязывались давать
отчет обществу по вверенной им части
управления (ст. 15).
Декларация произвела огромное впечатление
на современников как во Франции, так и
за ее пределами. У многих она изменила
миропонимание эпохи, стимулировала их
борьбу с абсолютистским строем за становление
демократии.
71.Конституция Франции 1791.
Конституционному тексту предшествовало
краткое вступление (преамбула). В ней
были записаны антифеодальные положения:
об отмене сословных различий и дво-рянских
титулов, о ликвидации цехов и ремесленных
корпораций, имелись положения об упразднении
системы продажи и наследования государственных
должностей и т.п. Кроме того, была высказана
идея равенства (но не касалась всех жителей
колоний).
Конституция расширяла перечень личных
и политических прав и свобод, предусмот-ренных
Декларацией 1789 г. Дополнительно оговаривалась:
свобода передвижения, собраний без оружия
и с соблюдением полицейских предписаний,
свобода обращения к государственным
властям, свобода вероисповедания и выбора
служителей культа, (не допускалось создание
профсоюзов, запрещенных законом Ле Шапелье).
Социальные права: введение общего и
частично бесплатного народного образова-ния,
создание управления «общественного призрения»
(для воспитания беспризорных детей, помощи
инвалидам, трудоустройства безработных).
В Конституции была отражена концепция
национального суверенитета. Нация объявлялась
единственным источником всех властей.
Своим компромиссным характером, Конституция
(союз буржуазии с дворянством и королем):
закрепляла монархическую форму правления.
Выборная законодательная и судебная
власть находилась в руках 3-го сословия.
Исполнительная - вверялась королю, выражавшему
интересы дворянства.
В итоге 1 этапа Французской революции
была создана конституционная монархия.
72.Переворот 9-го термидора
Конституция 1795.
В результате санкционированного
Конвентом термидорианского переворота
(8-9 термидора / 26-27 июля 1794 г.)
диктатура правительства якобинцев была
ликвидирована. После прихода к власти
термидорианцев были казнены наиболее
известные революционеры, в том числе
Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, а также большая
часть членов Парижской коммуны (более
100 человек). Коммуна была упразднена. Тысячи
якобинцев были арестованы. При попустительстве
властей толпы людей под предводительством
"золотой молодежи" врывались в тюрьмы
и убивали политических заключенных. Были
отменены законы о максимуме и налогах
на богатых. Разгул спекуляции и коррупции
принял невиданные ранее размеры. К власти
пришла крупная буржуазия. Стремясь укрепить
свое политическое положение, термидорианцы
предприняли реорганизацию государственного
аппарата. С этой целью термидорианский
Конвент вырабатывает, а затем добивается
утверждения новой конституции.
По уже установившейся традиции Конституция
1795 г. открывалась Декларацией, которая
была существенно изменена и называлась
"Декларация прав и обязанностей человека
и гражданина". Законодатели исключили
из нее все революционные положения Декларации
якобинцев. Более не говорилось о праве
народа на восстание, о свободе собраний,
печати, о равном праве всех быть избранными
на государственные должности. Повторяя
уже провозглашенные ранее общие принципы
государства и права. Декларация подчеркивала
обязанность каждого защищать государство
и собственность.
Основным принципом государственного
строя по конституции было: представительное
правление и разделение властей. Устанавливались
двухстепенные выборы в высшие органы
государственной власти. Вначале избиратели
(только мужчины, родившиеся и живущие
во Франции, достигшие возраста 21 года,
уплачивающие прямой налог и прожившие
в одном месте не менее года) избирали
выборщиков. Выборщиками могли быть лица,
достигшие 25-летнего возраста и пользовавшиеся
правами гражданина, а также обладающие
имуществом, стоимость которого была бы
не ниже заработной платы рабочего за
200 дней. Выборщики избирали членов Законодательного
корпуса и высших судебных органов. Избранными
могли быть лица, отвечающие еще более
высоким цензам. Высшим органом законодательной
власти объявлялся Законодательный корпус,
состоящий из двух палат: верхней - Совета
старейшин и нижней - Совета пятисот. Нижняя
палата составляла законопроекты, которые
затем утверждались или отклонялись Советом
старейшин. Исполнительная власть вручалась
Директории в составе пяти членов, назначаемых
Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых
Советом пятисот. Директории принадлежало
право назначения министров, командующих
армиями и других высших должностных лиц.
Ежегодно один из членов Директории должен
был переизбираться.
73.Переворот 18-го брюмера. Конституция
1799.
За время существования Директории,
в период с 1795-го по 1799 год, в ее составе
произошло несколько изменений. Умеренные
термидорианцы, представлявшие интересы
буржуазии, постоянно стремились установить
равновесие между двумя противоборствующими
силами – роялистами, призывавшими к установлению
конституционной монархии, и якобинцами,
добивавшимися радикальных демократических
преобразований. Продолжающиеся перебои
в поставках продовольствия наряду с инфляцией
первоначально обеспечили поддержку якобинцам.
Неизменно придерживавшийся радикальных
взглядов Гракх Бабёф возглавил коммунистическое
движение "Во имя равенства" (Societé
des égaux), призывая к свержению Директории,
возвращению к революционным принципам
и справедливому разделу собственности.
Царившая повсюду нищета обеспечила Бабёфу
широкую аудиторию. Участники движения
"Во имя равенства" открыто призывали
к восстанию и возвращению законной силы
конституции 1793 года.
Некоторое время власти закрывали глаза
на деятельность Бабёфа. Директории было
выгодно положение, при котором агитационная
деятельность левых удерживала множество
парижан от вступления в ряды роялистов.
Кроме того, жестокость замыслов Бабёфа
отпугивала многих из тех, кому были адресованы
его призывы, приводя к прямо противоположному
результату: по свидетельствам сотрудников
органов охраны правопорядка, под впечатлением
от его агитации многие горожане становились
на сторону правительства. Якобинский
клуб отказался принимать Бабёфа и Лебуа,
сочтя их головорезами (égorgeurs). Однако
по мере углубления экономического кризиса
влияние Бабёфа росло. В своих публикациях
он прославлял организаторов сентябрьского
террора и заявлял, что для уничтожения
"кровопийц, тиранов, палачей, мошенников
и шарлатанов" требуется еще одно 2-е
сентября.
74.Кодекс Наполеона 1804 года.
Римское право оказало особенное
влияние на самую структуру Кодекса (заимствованную
у «Институций»), на области вещного и
обязательственного права. Семейное и
наследственное право Кодекса претерпело
влияние обычного права (особенно «Кутюмов
г. Парижа»). В том, что касается личных
прав (формальное равенство), Кодекс держался,
как легко понять, революционного законодательства.
Несмотря на разнообразие своих
источников, Кодекс Наполеона становится
образцовым сводом законов буржуазного
общества, примером для подражания. Много
способствовали его славе язык, точный
и ясный («норма французского языка», по
выражению Флобера), совершенная юридическая
терминология и техника.