Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка
Вопросы и ответы по "Теории государства и права"
Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).
Законодатель должен учитывать
объективные потребности
Таковы общие предпосылки
Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.
Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).
Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.
Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:
1. Отраслевое законодательство
содержит нормы, которые
2. Внутриотраслевое
3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношении, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство). Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают известным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.
Военное законодательство, как комплексная отрасль законодательства, включает в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфичесую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Оно призвано обеспечивать и охранять высокую боевую готовность войск, порядок несения военной службы, законные интересы и права военнослужащих и их семей.
Военное законодательство является частью единого законодательства, действующего в государстве. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя, закрепляет принципиальные положения военной доктрины, принятой данным государством.
Юридическую базу военного законодательства составляет конституция государства, которая утверждает правовые основы его оборонной политики, устанавливает общий порядок прохождения военной службы, определяет компетенцию органов государства в области строительства вооруженных сил.
Изданные на основе конституции акты военного законодательства регулируют самые разнообразные отношения, которые складываются в специфических условиях вооруженных сил. Важнейшими из них являются законы об обороне, о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих, о правовом статусе военнослужащих, о вооруженных силах и другие.
Нормы военного законодательства определяют устройство вооруженных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения военнослужащих, права военных властей в местностях, объявленных на военном положении, основы мобилизации вооруженных сил.
Военное законодательство учитывает особенности армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы и основанной в силу этого на строжайшей воинской дисциплине, единоначалии, беспрекословном повиновении, последовательном централизме в управлении войсками. В то же время оно закрепляет принцип политического и. гражданского равноправия военнослужащих, содержит твердые гарантии законности в военном управлении.
90. Понятие и признаки правовых отношений.
Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.
Право - особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные общественные отношения, оно тем самым придает им правовую форму. Таким образом, появляется особый вид социального отношения - правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.
При детальном рассмотрении этого
правового явления, правоотношение
можно определить как общественное
отношение, в котором стороны
связаны между собой
Правоотношение обладает социальными и юридическими признаками:
1. Социальные признаки
- может возникать только между людьми;
- может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон;
- призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых последствий, результатов.
2. Юридические признаки
- возникают на основе норм права;
- представляют собой форму
- складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом, находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом);
- субъектом правоотношений
- обеспечиваются системой
- отклонение от
91. Виды правоотношений.
1. По функциям права:
- регулятивные правоотношения
— возникают в целях
- охранительные правоотношение
— возникают, в целях обеспечен
2. По степени определенности:
- абсолютно-определенные
- относительно-определенные
3. По отраслям права:
- конституционно правовые
- гражданско-правовые отношения;
- уголовно правовые отношения;
- уголовно-процессуальные
- административно-правовые
4. По структуре правоотношений:
- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);
- сложные правоотношения —
93. Взаимосвязь норм права и правоотношений.
Законы, иные нормативные акты государства,
правовые обычаи и прецеденты, другие
юридические источники права
устанавливают условия и
Например, отношения собственности в любом цивилизованном обществе упрочиваются и развиваются только тогда, когда они предусмотрены и защищены законами государства. Эта закономерность известна всей истории цивилизации, древнейшими памятниками которых были законы о собственности, порядке обмена товарами, о распределении земли в собственность или во временное владение и т.п. Во исторические эпохи цивилизации законом регулировались также устройство государства, полномочия или привилегии органов государств порядок ответственности за преступления и т.п. властные и публичные отношения. Очевидно также, что в современных условиях, как и древние времена, есть необходимость четкого законодательного регулирования форм государственного правления и устройства, основных прав и свобод граждан, отношений гражданства, отношений собственности, порядок ответственности за правонарушения, разрешение споров и т.п.
Но означает ли это, что любые индивидуальные правоотношения могут возникать и развиваться только при наличии соответствующих норм права? Вряд ли это соответствует и истории развития права в той эпохи, когда право вытекало из обычая, прецедентов из новой социальной и хозяйственной практики. Нормы частного права, устанавливая принципы регулирования обмена товаров, допускали свободные формы договоров, не нарушающие эти принципы (принцип отсутствия numerus clausis, т.е. закрытого перечня видов договоров). Так было и в древних обществах (освободившихся от формализации, свойственной родовым обычаям), во времена средневековья (кроме земельных отношений) и особенно в капиталистическом обществе.
Поэтому в практике частно-правового регулирования действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Так, разрешаются все не запрещенные законом сделки. Современное семейное право, закрепляя принцип равенства супругов, также предоставляет многие отношения между ними решать по взаимному согласию супругов. Российское законодательство еще далеко не полностью воплощает этот принцип, хотя отменило ряд ограничений в области частного предпринимательства и других гражданско-правовых отношений. Движение к рыночному хозяйству требует большего простора для свободного возникновения законных форм предпринимательства (т.е. различных гражданско-правовых отношений). Однако при этом должны быть четко и справедливо установлены границы этой свободы, не позволяющие нарушать интересы общества, трудовых коллективов, других лиц и организаций. В этих условиях индивидуальной (частной и коллективной) свободы правовых отношений при четких границах охраны интересов общества и его граждан возникновение правоотношений, прямо не предусмотренных законом, вполне допустимо.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"