Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка
Вопросы и ответы по "Теории государства и права"
Структура правовой нормы состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотеза; диспозиция; санкция.
Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если - то - значит». «Если» - это условие действия правила закрепленного в норме права, то - само правило поведения, значит - последствия реализации правила.
Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая
на условия, при наступлении (не наступлении)
которых реализуется
1. В зависимости от структуры
гипотезы бывают простые;
— Простая — в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.
— Сложная — гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия (отсутствия) одновременно двух и более условий.
— Альтернативная - гипотеза, ставящая действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных условий.
2. По наличию и отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.
— Положительная - связывает реализацию
правового предписания с
— Отрицательная - предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (неоказание помощи больному рассматривается в качестве отрицательной гипотезы нормы, устанавливающей меру юридической ответственности в отношении медицинского работника, который мог и должен был такую помощь оказать).
3. По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.
— Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы акцентирует внимание на их общих, родовых признаках.
- Казуистическая гипотеза
Диспозиция - часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.
1. В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.
- Простая — диспозиция, называет
вариант поведения —
- Описательная — диспозиция, описывает все основные признаки правила поведения. В уголовном праве она включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (тайное похищение чужого имущества).
- Ссылочная - диспозиция, не содержит
полного описания правила
- Бланкетная — диспозиция, для
ознакомления отсылает к иным
нормативно-правовым актам,
2. В зависимости от формы
— Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения.
- Обязывающие диспозиции
- Запрещающими называются
Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.
1. По степени определенности, (т.е.
по объему и размерами
- Абсолютно определенные (увольнение
с работы, штраф, лишение свободы
на срок 3 года) - санкции, где точно
указан размер и вид
- Относительно определенные (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) - санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения.
- Альтернативные (штраф или увольнение
с работы, лишение свободы или
исправительные работы, лишение
прав управлять автомобилем
-.Кумулятивные (смешанные) - санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.
2. По отраслевому критерию
- Уголовно-правовые санкции
- Административно-правовые
- Дисциплинарно-правовые
3. По содержательному характеру
последствий выделяются
- Карательные (штрафные) санкции
(лишение свободы, штраф,
- Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) - направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.
- Правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) - связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
68. Правовое воспитание.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Любые проявления так называемого «беспредела», т.е., игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.
В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум», что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройстве государства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывающие справедливые законы. Ф.Рабле в философском романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая уклад жизни членов Телемской обители, отмечал, что «вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению», а устав обители состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма.
Рабле пишет
и о том, какие причины определяют
свободный выбор поведения
происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.
В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
69. Понятие и признаки правовой нормы.
Правовая норма — это
Основные признаки правовой нормы.
1. Общеобязательность. Норма права
- это государственно-властное
2. Непосредственная связь с
3. Правило общего характера.
Регулирует определенный вид
общественных отношений;
4. Формально-юридическое
5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
71. Структура правовой нормы.
Структура правовой нормы — это внутреннее строение правовой нормы, деление ее на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"