Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

Вопросы и ответы по "Теории государства и права"

Файлы: 86 файлов

1.предмет ТГП как науки и уч.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10 способы образ права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11 гражд общество.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12 прав государство.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14 власть.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15 легитимность.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16 клас и общесоц в сущн госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17 пон госва и признаки.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 гос суверенитет.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19 типология госва.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 методология.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20 формы Рос государства.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21 госво в пол сист обва.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24 Формы осущ функций госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22 принципы и нормы пол сист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23 госво и личность в пол сист обва.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25 эволюц фции госва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26 Бюрократия.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27 Механизм госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28 гос орган.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29 Тя естественного права.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 система методов.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30 марксист понимание права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31 нормативист теория права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32 проблемы правопонимания.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33 право и мораль.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34 понятие права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35 признаки права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36 Типология права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Правовое регулирование.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38 методы прав регулир.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39 Мехм прав регул.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 ТГП в системе общ наук.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40 Эфть прав регул.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41 правовые средства.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42 прав стимул и огран.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43 форма права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44 Правотворчество.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45 Закон процесс.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46 система НПА.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47 Закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48 Подзаконные НПА.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49юр коллизии.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

66 Гарантии.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 функции ТГП.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50 систематизация НПА.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

51 действ НПА.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

52 Правовые отношения.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

53 субъекты права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

54 Субъект право.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

55 Юридические факты.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

56 Реализация норм права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

57 Применение норм права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

58 Правоприменительный акт.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

59 Пробелом в праве.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6 категориально - понятийный аппарат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

60 Толкование прав норм.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

61 юр практика.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13.txt

— 25.06 Кб (Скачать файл)

62 Правомерное поведение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

63 Правонарушение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

64 юридическая ответственность.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

65 Законность.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

67 Правопорядок.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

68 Юр техника.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

69 тенд разв права и закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

70 прав сист обва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

71 развитие пра сист.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

72 англ сакс.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

73 Семья религ права.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

74 романо герм сист.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

75 Публ и част право.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

76 осв от юр ответ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

77 Прав аксиомы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

78 Сущн и осн принципы прав полит.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

79 Правосознание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8 Современное состояние.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

80 Правовая культура.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9 теор подходы к происх ТГП.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25.1.txt

— 9.21 Кб (Скачать файл)

25.2.txt

— 16.87 Кб (Скачать файл)

25.txt

— 11.55 Кб (Скачать файл)

29.txt

— 4.21 Кб (Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

— запрещающие (запретительные) акты — содержат запрет реализации права, носящий сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.

 

Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм.

 

 

102. Отличие нормативных актов  от актов применения права.

 

 

 

Деятельность компетентных органов  завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

 

Акт применения нормы права —  это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

 

Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права?

 

Во-первых, акт применения нормы  права имеет властный характер и  охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

 

Во-вторых, акт применения — это  индивидуальный правовой акт.  Он относится  к строго определенным лицам. Правоприменительный  акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

 

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в  строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

 

В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

 

1) вводную часть, в которой  указывается наименование акта, название органа, издавшего его,  время издания, конкретный адресат;

 

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

 

3) мотивировочную часть, дающую  обоснование принятого решения;

 

4) резолютивную  часть,   в     которой   излагается   содержание  решения.

 

Каждый Правоприменительный акт  имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

 

Классификация актов применения норм права производится по различным  основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие  виды:

 

— акты представительных органов государственной власти;

 

— акты исполнительных органов государственной  власти;

 

— акты правоохранительных государственных  органов (суда, прокуратуры, арбитража  и др.);

 

— акты государственного контроля (налоговой  инспекции, таможенного органа и др.).

 

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к  ним норм права правоприменительные  акты подразделяются:

 

— на регулятивные, которые устанавливают  конкретные юридические права и  обязанности в связи с правомерным  поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

 

— на охранительные, издаваемые в  связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

 

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством  реализации предписания правовых норм.

 

 

 

103. Пробелы в праве. Понятие  и способы их устранения.

 

 

 

Постоянное развитие общественных отношений предполагает оперативное реагирование правотворческих органов, которые призваны регламентировать эти отношения. Однако отставание законодательного закрепления возникающих общественных отношений от их развития - явление вполне нормальное.

 

Многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования, также может явиться причиной отсутствия их законодательного закрепления. Правотворческие органы не в силах  охватить формулировками нормативно-правового  акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования.

 

Сходная ситуация может явиться  и следствием недостатка компетентности членов правотворческих органов.

 

Следовательно, в ходе правоприменения  возможна ситуация, когда имеющие  юридическое значение обстоятельства не находятся в сфере правового регулирования. В таком случае налицо пробел в праве.

 

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует о недостатках  правовой системы. Однако они объективно возможны и неизбежны.

 

Под пробелом в праве понимают полное или частичное отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимость которой обусловлена развитием общественных отношений и потребностями правоприменения.

 

Идеальным способом устранения пробелов в праве является принятие полномочным органом нормативно-правового акта, закрепляющего недостающую норму или группу норм права. В гражданском праве пробел может быть устранен и .условиями заключенного сторонами договора.

 

Однако быстрое устранение таким  способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом правотворчества. А правоприменитель обязан вынести решение по конкретному делу независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в законодательстве. Конечно, вначале орган, применяющий право, должен определить место рассматриваемой ситуации в системе общественных отношений. И если данное отношение находится в сфере правового регулирования, то дело должно быть разрешено. Для этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов — аналогию закона и аналогию права.

 

Аналогия закона применяется в  случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей сходные с ним отношения.

 

Аналогия права применяется  при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую  ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай. В таком случае дело решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.), закрепленных в Конституции и других законах. Так, применение аналогии права в гражданском законодательстве должно основываться на «основных началах» этой отрасли права, к которым ГК РФ относит: признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свободу договоров; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав.

 

Аналогия закона и аналогия права  — исключительные средства, с помощью  которых возможно решение конкретного  юридического дела. Применение права  по аналогии требует соблюдения ряда условий, обеспечивающих правильное их применение. Для использования аналогии необходимо:

 

1. Установить, что данная ситуация  имеет юридический характер (порождает  юридические последствия) и требует  правового решения.

 

2. Убедиться, что в данной  отрасли права отсутствует конкретная норма, регулирующая подобные случаи (установить пробел в праве).

 

3. Установить, не запрещено ли  применять аналогию закона или  аналогию права в данном случае. Прямой запрет на применение  уголовного закона по аналогии  содержится в ч. 2 ст. 3 УК РФ, поскольку Конституцией РФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В административном праве не допускается аналогия в отношении правонарушений. В других отраслях права аналогия не запрещается, а в гражданском праве ее допустимость закрепляется в ст. 6 ГК РФ.

 

4. Отыскать в законодательстве  норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона). Причем сходство  анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных найденной нормой, должно быть установлено в существенных признаках (т.е. позволяющими судить о равенстве, равнозначности обстоятельств в правовом отношении).

 

5. При отсутствии сходной нормы  установить общие принципы права (или отрасли права) и на их основе решить дело (аналогия права). «Если такие принципы не выражены в законодательстве, они выводятся с соблюдением логических правил дедукции». Общие принципы права могут быть сформулированы и в научных трудах ведущих ученых-правоведов. В этой связи с особой остротой может встать вопрос о содержании принципов естественного права, которые являются (должны являться) основой позитивного законодательства.

 

6. Дать в решении по делу  мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Это обеспечивает возможность проверки правильности решения дела вышестоящими или контрольно-надзорными органами.

 

 

 

 

104. Толкование норм права: понятие  и виды по субъектам.

 

 

 

Толкование норм права — это  деятельность компетентных органов  государства, общественных организаций  и отдельных граждан по осознанию  ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются  условия действия нормы, юридические  права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права.

 

Толкование призванное обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

 

Толкование норм права имеет  два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права является необходимой  предпосылкой для правильного понимания  и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм права на практике. Таким образом, за уяснением нормы права не всегда следует разъяснение ее содержания.

 

Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются глубинные свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

 

Эффективность толкования зависит  от уровня правосознания толкователя. Чем выше уровень правосознания тех, кто уясняет или разъясняет содержание правовых норм, тем меньше правонарушений, тем полнее удовлетворяются права и свободы личности.

 

Особая роль при толковании принадлежит  специальной юридической подготовке, глубокому овладению новейшими достижениями юридической науки, высокой юридической культурой. От уровня профессиональной подготовки юристов во многом зависит качество праворазъяснительной работы, понимание населением действительного смысла правовых норм, точное осуществление их предписаний.

 

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение  подразделяется на официальное и  неофициальное.

 

Официальное толкование — это такое  разъяснение нормы права, которое  дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

 

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

 

Нормативное толкование — это официальное  разъяснение, которое обязательно  для всех лиц и органов, применяющих  определенную норму или нормы  права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные  толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения  кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Проблемы ТГП.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

учебник по ПТГП.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"