Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

Вопросы и ответы по "Теории государства и права"

Файлы: 86 файлов

1.предмет ТГП как науки и уч.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10 способы образ права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11 гражд общество.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12 прав государство.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14 власть.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15 легитимность.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16 клас и общесоц в сущн госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17 пон госва и признаки.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 гос суверенитет.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19 типология госва.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 методология.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20 формы Рос государства.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21 госво в пол сист обва.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24 Формы осущ функций госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22 принципы и нормы пол сист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23 госво и личность в пол сист обва.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25 эволюц фции госва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26 Бюрократия.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27 Механизм госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28 гос орган.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29 Тя естественного права.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 система методов.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30 марксист понимание права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31 нормативист теория права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32 проблемы правопонимания.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33 право и мораль.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34 понятие права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35 признаки права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36 Типология права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Правовое регулирование.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38 методы прав регулир.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39 Мехм прав регул.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 ТГП в системе общ наук.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40 Эфть прав регул.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41 правовые средства.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42 прав стимул и огран.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43 форма права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44 Правотворчество.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45 Закон процесс.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46 система НПА.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47 Закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48 Подзаконные НПА.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49юр коллизии.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

66 Гарантии.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 функции ТГП.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50 систематизация НПА.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

51 действ НПА.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

52 Правовые отношения.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

53 субъекты права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

54 Субъект право.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

55 Юридические факты.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

56 Реализация норм права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

57 Применение норм права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

58 Правоприменительный акт.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

59 Пробелом в праве.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6 категориально - понятийный аппарат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

60 Толкование прав норм.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

61 юр практика.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13.txt

— 25.06 Кб (Скачать файл)

62 Правомерное поведение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

63 Правонарушение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

64 юридическая ответственность.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

65 Законность.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

67 Правопорядок.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

68 Юр техника.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

69 тенд разв права и закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

70 прав сист обва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

71 развитие пра сист.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

72 англ сакс.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

73 Семья религ права.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

74 романо герм сист.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

75 Публ и част право.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

76 осв от юр ответ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

77 Прав аксиомы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

78 Сущн и осн принципы прав полит.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

79 Правосознание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8 Современное состояние.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

80 Правовая культура.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9 теор подходы к происх ТГП.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25.1.txt

— 9.21 Кб (Скачать файл)

25.2.txt

— 16.87 Кб (Скачать файл)

25.txt

— 11.55 Кб (Скачать файл)

29.txt

— 4.21 Кб (Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

Структура правовой нормы состоит  из трех взаимосвязанных элементов: гипотеза; диспозиция; санкция.

 

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если - то - значит». «Если» - это условие действия правила закрепленного в норме права, то - само правило поведения, значит - последствия реализации правила.

 

Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая  на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

 

1. В зависимости от структуры  гипотезы бывают простые; сложные;  альтернативные.

 

— Простая — в гипотезе указано  единственное условие, с наличием или  отсутствием которого связывается  действие юридической нормы.

 

— Сложная — гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия (отсутствия) одновременно двух и более условий.

 

— Альтернативная - гипотеза, ставящая действие юридической нормы в  зависимость от одного из нескольких перечисленных условий.

 

2. По наличию и отсутствию  юридических фактов (обстоятельств) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.

 

— Положительная - связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий.

 

— Отрицательная - предполагает, что  применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (неоказание помощи больному рассматривается в качестве отрицательной гипотезы нормы, устанавливающей меру юридической ответственности в отношении медицинского работника, который мог и должен был такую помощь оказать).

 

3. По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

 

— Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы акцентирует  внимание на их общих, родовых признаках.

 

- Казуистическая гипотеза связывает  реализацию юридическое нормы,  возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений, с отдельными, строго определенными частными, специальными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

 

Диспозиция - часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

 

1. В зависимости от способа  выражения диспозиции бывают  простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.

 

- Простая — диспозиция, называет вариант поведения — дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно.

 

- Описательная — диспозиция, описывает  все основные признаки правила  поведения. В уголовном праве  она включает в себя не только  наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (тайное похищение чужого имущества).

 

- Ссылочная - диспозиция, не содержит  полного описания правила поведения,  а отсылает для ознакомления  с ним к другой статье данного  закона, в которой дается описание соответствующего вида деяния.

 

- Бланкетная — диспозиция, для  ознакомления отсылает к иным  нормативно-правовым актам, наводящимся  либо в данной, либо в иных  отраслях права — к инструкциям,  правилам, техническим нормам; не  определяет признаков деяния, а предоставляет установление их специально указанным органам.

 

2. В зависимости от формы выражения  диспозиции делятся на управомочивающие; предписывающие; запрещающие.

 

— Управомочивающие диспозиции предоставляют  субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения.

 

- Обязывающие диспозиции возлагают  на субъектов обязанность совершения  определенных положительных действий, предписывают им тот или иной  вариант должного поведения.

 

- Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения  определенных противоправных действий (или бездействий).

 

Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются мера и  вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.

 

1. По степени определенности, (т.е.  по объему и размерами неблагоприятных  для нарушителя последствий) санкции  делятся на абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные; кумулятивные.

 

- Абсолютно определенные (увольнение с работы, штраф, лишение свободы на срок 3 года) - санкции, где точно указан размер и вид неблагоприятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

 

- Относительно определенные (лишение  свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) - санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения.

 

- Альтернативные (штраф или увольнение  с работы, лишение свободы или  исправительные работы, лишение  прав управлять автомобилем или  штраф) — санкции, где названы  и перечислены через соединительно-разделительные  союзы «или», «либо» несколько  видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

 

-.Кумулятивные (смешанные) - санкции,  содержащие дополнительные указания  на неблагоприятные последствия.

 

2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т. д.

 

- Уголовно-правовые санкции представляют  собой меру государственного  принуждения, применяемую только  судом к лицам, совершившим  уголовно-наказуемые деяния - преступления.

 

- Административно-правовые санкции  могут применяться административными  органами и судом к лицам  виновным в совершении административных  проступков.

 

- Дисциплинарно-правовые санкции  (предусмотренные нормами трудового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

 

3. По содержательному характеру  последствий выделяются карательные  (штрафные), предупредительные, правовосстановителъные  санкции.

 

- Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) - активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

 

- Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание  в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) - направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

 

- Правовосстановительные (восстановление  на прежней работе рабочих  и служащих, ранее незаконно уволенных,  взыскание алиментов и др.) - связаны  с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

 

73. Классификация юридических норм.

 

 

 

В основу классификации юридических  норм положены различные критерии.

 

1. По предмету правового регулирования  (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права.

 

В свою очередь отраслевые нормы  делятся на нормы материального  и процессуального права.

 

— Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

 

- Процессуальные правовые нормы  регулируют организационные отношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего и т.д.).

 

2. По методу правового регулирования  нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

 

- Императивные нормы — категорические  властные предписания, в максимально  конкретной форме излагающие  правила поведения при реализации  которых не допускается какой  бы то ни было свободы правоприменителя.

 

-Диспозитивные нормы предписывают  вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.

 

- Поощрительные нормы - это предписания  о мерах поощрения за одобряемый  государством и обществом, полезный  для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

 

- Рекомендательные нормы устанавливают  варианты желательного, с точки  зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

 

3. По функциональной роли в  механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).

 

1). Нормы-правила содержат характеристику  вариантов возможного, должного  и недопустимого поведения. При этом, они в свою очередь подразделяются на регулятивные и охранительные.

 

- Регулятивные  нормы устанавливают права и  обязанности субъектов, направлены  на урегулирование правомерного  поведения, формулируют положительные  предписания в праве.

 

- Охранительные нормы предусматривают  отрицательную реакцию государства  на неправомерное поведение, предусматривают  применение к нарушителю негативных  мер в форме государственного  принуждения.

 

2). Специализированные нормы определяют  основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели, нормы-дефиниции.

 

- Нормы-начала — это предписания, конституционно закрепляющие основы социально-экономической, политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Нормы-начала в своем большинстве сосредоточены в Основном законе государства.

 

- Нормы-принципы — закрепляют основные направляющие начата юридической деятельности (например в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей).

 

- Нормы-цели - определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

 

- Нормы-дефиниции — содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».

 

4. По субъекту право творчества  и юридической силе, то есть  в зависимости от органа, издавшего  те или иные юридические нормы,  они подразделяются на нормы,  получающие закрепление в законах  (основным из которых является  Конституция), обладающие высшей юридической силой и нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основании и во исполнение законов.

 

5. По действию в пространстве, различаются нормы общего действия  и нормы ограниченного действия (локальные).

 

- Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы закрепленные Конституции РФ).

 

- Локальные нормы - правила поведения,  действующие в пределах обособленного  территориального образования (правила  поведения, закрепленные в нормативных  актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ).

 

6. По характеру содержащихся  предписаний нормы делятся на  управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

 

- Управомочивающие нормы права  определяют правила возможного  поведения субъектов.

 

- Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов.

 

- Запрещающие нормы обязывают  субъектов воздерживаться от  совершения определенных деяний, признанных законодателем противоправными.

 

7. По действию норм права во  времени различаются постоянные и временные нормы.

 

- Постоянные не ограничены в  своем действии временным промежутком,  действуют до отмены.

 

- Временные действуют в течение  формально определенного промежутка  времени. При этом промежуток  времени может определяться календарным  сроком (нормы, закрепленные в национальном бюджете, действуют в течение календарного года), а также фактической ситуацией (нормы, закрепленные чрезвычайным законодательством, будут иметь юридическую силу в условиях объявленного чрезвычайного положения).

Проблемы ТГП.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

учебник по ПТГП.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"