Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

Вопросы и ответы по "Теории государства и права"

Файлы: 86 файлов

1.предмет ТГП как науки и уч.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10 способы образ права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11 гражд общество.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12 прав государство.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14 власть.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15 легитимность.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16 клас и общесоц в сущн госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17 пон госва и признаки.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 гос суверенитет.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19 типология госва.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 методология.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20 формы Рос государства.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21 госво в пол сист обва.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24 Формы осущ функций госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22 принципы и нормы пол сист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23 госво и личность в пол сист обва.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25 эволюц фции госва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26 Бюрократия.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27 Механизм госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28 гос орган.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29 Тя естественного права.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 система методов.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30 марксист понимание права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31 нормативист теория права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32 проблемы правопонимания.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33 право и мораль.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34 понятие права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35 признаки права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36 Типология права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Правовое регулирование.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38 методы прав регулир.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39 Мехм прав регул.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 ТГП в системе общ наук.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40 Эфть прав регул.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41 правовые средства.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42 прав стимул и огран.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43 форма права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44 Правотворчество.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45 Закон процесс.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46 система НПА.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47 Закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48 Подзаконные НПА.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49юр коллизии.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

66 Гарантии.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 функции ТГП.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50 систематизация НПА.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

51 действ НПА.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

52 Правовые отношения.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

53 субъекты права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

54 Субъект право.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

55 Юридические факты.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

56 Реализация норм права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

57 Применение норм права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

58 Правоприменительный акт.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

59 Пробелом в праве.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6 категориально - понятийный аппарат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

60 Толкование прав норм.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

61 юр практика.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13.txt

— 25.06 Кб (Скачать файл)

62 Правомерное поведение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

63 Правонарушение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

64 юридическая ответственность.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

65 Законность.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

67 Правопорядок.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

68 Юр техника.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

69 тенд разв права и закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

70 прав сист обва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

71 развитие пра сист.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

72 англ сакс.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

73 Семья религ права.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

74 романо герм сист.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

75 Публ и част право.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

76 осв от юр ответ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

77 Прав аксиомы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

78 Сущн и осн принципы прав полит.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

79 Правосознание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8 Современное состояние.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

80 Правовая культура.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9 теор подходы к происх ТГП.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25.1.txt

— 9.21 Кб (Скачать файл)

25.2.txt

— 16.87 Кб (Скачать файл)

25.txt

— 11.55 Кб (Скачать файл)

29.txt

— 4.21 Кб (Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

В формировании правового порядка  участвуют все элементы механизма  правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь  составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

 

1. Нормы права — это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования,  моделирующее «идеальный» правопорядок.

 

2. Правоотношения — элемент  механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

 

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются  завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

 

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

 

Структура правопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированной  правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

 

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами  соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

 

Особенность  правопорядка как  специфической  системы  общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

 

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему  общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

 

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

 

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку  он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

 

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

 

Законность — это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой  они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.

 

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы  участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь  прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:

 

— в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;

 

—в общественной жизни реально  воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;

 

— интересы субъектов права находятся  под надежной охраной государства;

 

— государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

 

— граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

 

В своей совокупности эти факторы  образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные  свойства правового регулирования  общественных отношений.

 

 

 

 

 

78. Действие нормативно-правовых  актов во времени.

 

 

 

Действие нормативно-правового  акта во времени рассматривается  как юридическое понятие, включающее в себя:

 

а) момент вступления акта в законную силу;

 

б) момент прекращения его действия;

 

в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»),

 

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

 

- в результате указания в  нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

 

- в результате указания на  иные обстоятельства, с которыми  связывается вступление в законную  силу документа («с момента  подписания», «с момента опубликования»);

 

- в результате приложения общих  установленных государством правил и сроков.

 

В  РФ  законы  и  другие  нормативно-правовые  акты   высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории страны по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

 

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в  силу на всей территории России по истечении 7 дней после их официального обнародования.

 

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

 

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных  органов определяется ими самостоятельно.

 

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени

 

происходит в результате:

 

- истечения срока, на который  был принят юридический документ (безусловная отмена);

 

- объявления об утрате им  юридической силы (безусловная отмена);

 

- принятия компетентным органом  нового юридического документа  равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);

 

- устаревания юридических документов  в связи с исчезновением обстоятельств,  на регулирование которых был  направлен нормативно-правовой акт  (условная отмена);

 

- признание акта не конституционным и вследствие этого юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).

 

Обратная сила закона - это сумма  принципов, определяющих возможность  применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.

 

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридических  принципов, сложившихся в ходе исторического  развития права, признанных всеми развитыми  правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

 

Конституция РФ предусматривает, что  закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность  за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

 

Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

 

Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются, главным образом, территорией, ограниченной государственной границей (фактическая территория).

 

Однако режимы фактической территории не единственны, нормативно-правовой акт  действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву  данного государства (юрисдикционная территория).

 

К юрисдикционной территории относятся  территории дипломатических и консульских  представительств за рубежом, территории военных, морских и воздушных  судов в открытом море. Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государства.

 

Действие нормативно-правовых актов  в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную часть территории государства.

 

Действие нормативно-правовых актов  по кругу лиц в зависимости  от понятийно-правовой связи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без  гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

 

 

 

 

41. Объективное и субъективное  право: понятие и соотношение.

 

 

 

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

 

Объективное право - это система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых  и обеспечиваемых государством и  направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

 

Субъективное право — это  мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные  интересы лица. Субъективными правами  выступают конкретные права и  свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

 

Если объективное право - это  юридические нормы, выраженные в  тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Религиозно-правовая семья.

 

 

 

Религиозно-правовая семья (семья  мусульманского права) рассматривает  право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства  и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д).

 

Основным источником мусульманского права является Коран — священная  книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления в достаточной степени юридического характера.

 

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

 

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его  последователей.

 

Иджма - конкретизация положений  Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

 

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

 

Для приспособления мусульманского права  к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты) изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы ТГП.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

учебник по ПТГП.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"