Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка
Вопросы и ответы по "Теории государства и права"
4. Причины и формы возникновения государства.
В процессе длительного, но неуклонного
развития первобытного общества постепенно
создавались предпосылки для
его качественного
Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, — купцов.
Общественное разделение труда
и связанное с ним
Как это происходило? Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие — к изменению своего зависимого положения.
В таких экономических условиях
родоплеменная организация
Государство — это особая
общественная организация,
В. И. Ленин писал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены».Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
26. Политический режим: понятие и признаки.
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.
Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.
Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.
27. Демократический режим.
Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.
28. Авторитарный режим.
Авторитарное государство - государство,
в котором государственная
29. Тоталитарный режим.
Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.
30. Понятие и структура
Рассматривая государство как
специфическую социально-
Представляется целесообразным выделить следующие элементы механизма государства:
1) Государственный аппарат.
2) Государственные предприятия и учреждения.
3) Партии парламентского
4) Органы местного
Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.
12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Признаками государства, отличающими
его от социальной организации первобытно-
В совокупности эти признаки характеризуют государство, т. е их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество - государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством
Особый вопрос при рассмотрении
признаков государства
Ведь отдельные функции
Этих отличий несколько Прежде всего в государстве функции управления выполняет специально выделенный слой людей, которые профессионально становятся управленцами, посвящают этому свои занятия, знания, жизнь. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. И хотя и там были лица, профессионально занятые управлением (например, такая функция была у шаманов), но это были отдельные лица, а не специальный слой, аппарат управления.
Далее в государстве этот аппарат осуществляет властные полномочия, по существу и форме принципиально отличающиеся от власти в первобытном обществе.
Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти.
Иными словами, если власть вообще - это
способность и возможность
13. Государственный суверенитет.
Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.
Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:
- публичность государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;
- высшая юридическая сила
- гарантированность и санкционир
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"