Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

Вопросы и ответы по "Теории государства и права"

Файлы: 86 файлов

1.предмет ТГП как науки и уч.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10 способы образ права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11 гражд общество.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12 прав государство.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14 власть.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15 легитимность.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16 клас и общесоц в сущн госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17 пон госва и признаки.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 гос суверенитет.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19 типология госва.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 методология.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20 формы Рос государства.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21 госво в пол сист обва.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24 Формы осущ функций госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22 принципы и нормы пол сист.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23 госво и личность в пол сист обва.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25 эволюц фции госва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26 Бюрократия.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27 Механизм госва.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28 гос орган.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29 Тя естественного права.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 система методов.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30 марксист понимание права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31 нормативист теория права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32 проблемы правопонимания.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33 право и мораль.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34 понятие права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35 признаки права.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36 Типология права.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Правовое регулирование.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38 методы прав регулир.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39 Мехм прав регул.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 ТГП в системе общ наук.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40 Эфть прав регул.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41 правовые средства.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42 прав стимул и огран.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43 форма права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44 Правотворчество.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45 Закон процесс.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46 система НПА.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47 Закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48 Подзаконные НПА.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49юр коллизии.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

66 Гарантии.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 функции ТГП.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50 систематизация НПА.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

51 действ НПА.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

52 Правовые отношения.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

53 субъекты права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

54 Субъект право.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

55 Юридические факты.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

56 Реализация норм права.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

57 Применение норм права.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

58 Правоприменительный акт.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

59 Пробелом в праве.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6 категориально - понятийный аппарат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

60 Толкование прав норм.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

61 юр практика.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13.txt

— 25.06 Кб (Скачать файл)

62 Правомерное поведение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

63 Правонарушение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

64 юридическая ответственность.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

65 Законность.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

67 Правопорядок.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

68 Юр техника.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

69 тенд разв права и закон.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

70 прав сист обва.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

71 развитие пра сист.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

72 англ сакс.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

73 Семья религ права.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

74 романо герм сист.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

75 Публ и част право.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

76 осв от юр ответ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

77 Прав аксиомы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

78 Сущн и осн принципы прав полит.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

79 Правосознание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8 Современное состояние.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

80 Правовая культура.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9 теор подходы к происх ТГП.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25.1.txt

— 9.21 Кб (Скачать файл)

25.2.txt

— 16.87 Кб (Скачать файл)

25.txt

— 11.55 Кб (Скачать файл)

29.txt

— 4.21 Кб (Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4. Причины и формы возникновения государства.

 

 

 

В процессе длительного, но неуклонного  развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для  его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда  люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

 

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу  производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, — купцов.

 

Общественное разделение труда  и связанное с ним совершенствование  орудий груда дали толчок к росту  производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее  количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к возникновению частной собственности.

 

Как это происходило? Избыточный продукт  создавал возможность накопления у  отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие — к изменению своего зависимого положения.

 

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать проти­воборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

 

  Государство — это особая  общественная организация, которая,  в отличие от организации власти  первобытного общества, состоит  из специальных органов, постоянно  занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

 

В. И. Ленин писал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые  объективно не могут быть примирены».Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

 

 

 

 

 

 

 

26. Политический режим: понятие  и признаки.

 

 

 

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

 

Поэтому категория политического  режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о  самом существе власти, о средствах  и способах властвования словом, о  власти демократической и недемократической, авторитарной.

 

Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и  все общество. В соответствии с  этим, различают демократическое  общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

 

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический  и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде  является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.

 

 

 

 

 

 

 

27. Демократический режим.

 

 

 

Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют  народный мандат. Центральное место  среди них занимают органы, непосредственно  избираемые народом (Президент, парламент  и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Авторитарный режим.

 

 

 

Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата  народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом  властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе,  их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

29. Тоталитарный режим.

 

 

 

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно  не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и  независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.

 

 

 

 

30. Понятие и структура государственного  механизма

 

 

 

Рассматривая государство как  специфическую социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий, способствующих стабильному, поступательному развитию человеческой цивилизации, необходимо обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер. При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный механизм. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. Понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «аппарат государства». В отечественной юридической науке эти понятия как правило отождествляются (Матузов Н.И., Малько А.В.). Вместе с тем эту точку зрения вряд ли можно признать оправданной. В процессе реализации функций государства принимают участие различные организации (в том числе и негосударственного характера), к которым с полным основанием можно отнести органы местного самоуправления, политические партии, негосударственные органы правосудия и т.д.

 

Представляется целесообразным выделить следующие элементы механизма государства:

 

1) Государственный аппарат.

 

2) Государственные предприятия  и учреждения.

 

3) Партии парламентского большинства.

 

4) Органы местного самоуправления  и т.д.

 

Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

 

 

 

Признаками государства, отличающими  его от социальной организации первобытно-общинного  строя, являются единое территориальное  пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов. К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная энёргетическая системы; это, наконец, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

 

В совокупности эти признаки характеризуют  государство, т. е их наличие в  социальной организации общества свидетельствует, что это общество - государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством

 

Особый вопрос при рассмотрении признаков государства возникает  в связи с характеристикой  слоя людей, выполняющих функции  управления.

 

Ведь отдельные функции управления выполнялись и в первобытном  обществе, например функции организации  загонной охоты, когда требовалось скоординировать действие многих людей. В чем же их отличие от функций управления в раннеклассовом государстве?

 

Этих отличий несколько Прежде всего в государстве функции  управления выполняет специально выделенный слой людей, которые профессионально становятся управленцами, посвящают этому свои занятия, знания, жизнь. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. И хотя и там были лица, профессионально занятые управлением (например, такая функция была у шаманов), но это были отдельные лица, а не специальный слой, аппарат управления.

 

Далее в государстве этот аппарат  осуществляет властные полномочия, по существу и форме принципиально  отличающиеся от власти в первобытном  обществе.

 

Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти.

 

Иными словами, если власть вообще - это  способность и возможность оказывать  определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  каких-либо средств: воли, авторитета, подчинения, регламентирующих актов и т. п., то государственная власть - это способность и возможность оказывать подобное воздействие с помощью государственного принуждения. Государственная власть структурно - это государственно организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и классовые интересы. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вершится от имени государства, она одна из форм политической власти.

 

 

 

 

 

13. Государственный суверенитет.

 

 

 

Являясь комплексным признаком  и важнейшим условием существования  государства, суверенитет рассматривается  как совокупность факторов, с одной  стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

 

Независимость и верховенство государственной  власти получают свое конкретное выражение  в следующих качественных принципах:

 

- публичность государственной  власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

 

- высшая юридическая сила государственных  властных предписаний - государство  может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

 

- гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера - только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Проблемы ТГП.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

учебник по ПТГП.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"