Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка
Вопросы и ответы по "Теории государства и права"
В процессе развития первобытно-общинного строя происходит разделение труда: одни люди занимаются только скотоводством, другие - только земледелием, третьи - исключительно ремеслом.
Также появляется слой людей, занятый только обменом продуктов. Постепенно общество расслаивается на классы. Вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть. Многие решения они принимают самостоятельно, минуя народное собрание.
Военные столкновения между племенами, а как следствие -накопление богатств, развитие военного дела - приводили к выделению социальной группы "знатных воинов" и военных вождей.
Возникла необходимость
4. Причины и формы возникновения государства.
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, — купцов.
Общественное разделение труда
и связанное с ним
Как это происходило? Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие — к изменению своего зависимого положения.
В таких экономических условиях
родоплеменная организация
Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
В. И. Ленин писал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены».Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
16. Легитимность и легальность государственной власти.
Власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью; 2) легитимностью.
Легальность - использования силы в пределах государства. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она
обретается благодаря обычаям,
привычке повиноваться власти, вере
в непоколебимость и
2. Харизматическая легитимность. Она
основана на вере в
3. Рационально-правовая (демократическая)
легитимность. Ее источником выступает
рационально понятый интерес,
который побуждает людей
Рационально-правовая легитимность характерна
для демократических государств
Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них — идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической .В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация
17. Понятие и сущность государства
Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Государство обладает следующими признаками.
1. Наличие государственной
2. Территориальная организация населения.
Государственная власть осуществляется в пределах конкретной территории и распространяется на всех лиц, проживающей на ней.
3. Государственный суверенитет.
Под государственным суверените
а) верховенство государственной власти внутри данной страны. Это значит, что государственная власть не получает своих полномочий ни от какой другой вышестоящей власти и не ограничена никакой иной властью;
б) независимость государства от власти какого-либо другого государства. Это означает право государства на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, право по собственному усмотрению решать свои внутренние и внешние дела.
Государственный суверенитет возник одновременно с государством и изменялся в процессе исторического развития государства.
4. Наличие права как системы
принятых или
Практически на всех этапах своего развития
государство выступало как
26. Политический режим: понятие и признаки.
Политический режим - содержание власти,
выраженное в средствах и способах
властвования, в характере власти
- демократическом или недемократ
Поэтому категория политического
режима не говорит о государстве
- монархии или республике, а о
самом существе власти, о средствах
и способах властвования словом, о
власти демократической и
Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.
22. Формы и методы осуществления функций государства.
Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"