Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:28, шпаргалка
Вопросы и ответы по "Теории государства и права"
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение, преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
С помощью права государство
добивается утверждения в сознании
граждан, всего населения
В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом — разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли». В этой сентенции находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя. В современных условиях жизни нашего общества встречаются нередко и лица, которые во имя обогащения не брезгуют прибегать к недозволенным моралью и правом средствам, идут на сознательное нарушение законности.
53. Романо-германская правовая
Романо-германская правовая семья возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.
Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны).
В качестве основного источника
права в странах романо-
Судьи в государствах романо-германской
правовой семьи не обязаны следовать
ранее принятому решению
54. Англосаксонская правовая
Англосаксонская правовая семья (семья общего права) — исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).
Специфика англосаксонского (общего)
права состоит в отсутствии отраслей,
урегулированных
Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.
Важным признаком англосаксонск
66. Понятие, структура и виды правосознания.
Правосознание — это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др. проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.).
Правосознание это одна из форм общественного сознания, позитивная или негативная реакция людей на правовую реальность.
Правосознание предполагает:
-осмысление и ощущение
-оценку права;
-осознание необходимости
-осмысление потребности в
-восприятие процесса и
-соотнесение правовых
По своей структуре
Правовая психология - это совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний людей, возникающих в результате их оценочного отношения к праву и практике его реализации, законности, системе правовых учреждений и др.
Правовая психология формируется в результате непосредственного влияния окружающей индивида правовой действительности и является первой, начальной эмпирической ступенью правосознания.
Правовая идеология — это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
Критерии классификации правосознания:
1. С точки
зрения субъектов права,
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.
Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т.д.).
Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.
2. С точки
зрения адекватности оценки
Обыденное правосознание - складывающиеся под влиянием жизненных условий и личного опыта индивида массовые, стихийные представления людей, их эмоции, настроения в отношении права, законности и т.п.
Профессиональное правосознание - понятия, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов.
Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие уровень систематизированного, теоретического освоения права.
67. Правовая культура: понятие и структура.
Понятие правовой культуры характеризует отношение личности и общества к праву как к системе социальных институтов и отношений, охраняемых силой государства.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты, юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Интересные мысли по этому поводу высказаны в разное время отечественными правоведами С. C. Алексеевым, В. И. Каминской, А. Р. Ратиновым, А. Б. Сахаровым, А. П. Семитко. Имеющийся научный материал позволяет сделать заключение о том, что элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, элементы правовой культуры выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особое внимание хочется обратить на деятельностную природу правовой культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо прежде всего иметь в виду две области: 1) деятельность непосредственно в правовой сфере и 2) деятельность неправового характера, но связанную со сферой действия права. Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь появляются весьма нетрадиционные выходы на смежные сферы. О второй же должна идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, взгляды, оценки, чувства и т. д. Эта деятельность непосредственно не входит в правовую культуру, но своим идейным содержанием "вклинивается" в нее. Так, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика сами по себе к правовой культуре не относятся, но постоянно пополняют ее "фонды". Названные элементы правовой культуры не полностью совпадают с ее содержанием. Они характеризуют лишь уровень правовой культуры общества. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, право, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их развития, то есть то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения правовой культуры, ее социальном уровне, содержании и т. д.
Правовая культура личности выражается в трех состояниях — в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации. Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется прежде всего в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации. Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выражается как результат творческой культурной деятельности в сфере права. Последний способ существования правовой культуры обозначается как ее внутренний потенциал.
Предлагаемый подход имеет не только важное теоретическое, но и существенное практическое значение. При анализе реального состояния правовой культуры личности необходимо подчеркнуть ее многослойность. Если мы будем правовую культуру сводить к одному из способов ее проявления и существования, то невольно сузим задачи, связанные с повышением ее уровня у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как правовой культурный потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только возможности ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе — выработкой правовых культурных ориентации.
В определений правовой культуры как степени и характера правового развития личности, обеспечивающих какие-то стороны индивидуальной активности, по мнению автора этих строк, содержатся две ее характеристики, не сводимые одна к другой. Правовая культура является показателем социальной развитости человека, во-первых, со стороны ее уровня и, во-вторых, со стороны ее направленности (типа). С этих позиций структура правовой культуры личности выступает как бы в своем двуедином качестве — типе человеческой деятельности и ее ориентации на право, его отрасль, отдельный закон. Отсюда можно говорить о цивилистическои, криминалистической, административной и судебно-процессуалъной правовой культуре. Нет необходимости вести речь о самостоятельной структуре правовой культуры личности исходя из всех отраслей права, однако могут иметь и имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики. Наблюдаются такие особенности и применительно к деятельности различных служб милиции. Поэтому и выделяются направления правовой культуры личности, ориентированные на гражданское, административное, уголовное право, на судебный процесс.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"