Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Филологический  способ иногда называют грамматическим или языковым. Филология - это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Поэтому сущность данного способа толкования состоит в использовании средств грамматического анализа текста закона. В реальной жизни это наиболее распространенный способ познания смысла права. Содержанием его выступает совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранять возможные противоречия, выяснять значение отдельных слов и смысла в целом. Письменный текст источника права подвергается филологической критике.

Историко-политический способ объединяет исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые имел ввиду законодатель, создавая данный источник права. Таким образом, содержание этого способа состоит в выявлении смысла правовых норм путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее создание. В данном способе толкования права используются различные дополнительные источники, партийные документы, материалы обсуждения и принятия нормативных актов, действующие обычаи и т.д.

Логический  способ толкования права заключается в использовании средств формальной логики при познании правовых явлений. Объектом логического способа выступают не отдельные слова, а внутренние связи между частями нормативного акта, а также логическая структура правовой нормы. Логические законы, принципы и категории используются самостоятельно наряду со средствами грамматического анализа. Наиболее конкретно данный способ применяется при установлении гипотезы, диспозиции и санкции правовой нормы. Интерпретатор внутренне логически перестраивает текст письменной речи законодателя.

 

73. Виды  толкования права. Толкование  права по объему.

Вопрос о видах толкования права - это вопрос о результатах  праворазъяснительной деятельности, а  также о юридической природе актов толкования права. Конкретными результатами разъяснения смысла правовых норм выступают различные интерпретирующие акты. Их юридические свойства и практическое значение для юридической практики исключительно велико. В РФ толкованием права занимаются:

  • органы государственной власти, органы управления;
  • органы суда, прокуратуры, МВД и арбитража;
  • центральные органы общественных объединений (ЦК, профсоюзы);
  • индивидуальные лица.

Поэтому акты толкования собираются в систему актов разъяснения  смысла правовых норм, обладающих различной юридической силой. В целом, акт толкования права - это акт о том, как следует понимать и применять какие-либо правовые нормы. Все акты толкования права делятся на две группы:

  1. акты официального толкования права;
  2. акты неофициального толкования права.

Официальное толкование права - это разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой. Таким образом, в понятии официального толкования права следует выделять два момента:

  • властное положение субъекта праворазъяснительной деятельности;
  • безусловная государственная обязательность его разъяснения для всех субъектов.

Официальное толкование права как бы приравнивается к источникам права по юридической силе, но акты официального толкования не являются источниками права, они могут лишь разъяснять имеющиеся нормы права, но создавать новые не должны. Официальное толкование иногда называется легальным, отсюда легальное толкование права - это толкование, основанное на законе, обязательное и авторитетное. В РФ им занимается Конституционный Суд, Президент и его государственно-правовое управление, а также Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Правительство, министерства и ведомства, Генеральный прокурор РФ и т.д. Особой разновидностью официального толкования является толкование аутентичное, или аутентическое, под которым следует понимать разъяснение права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. Аутентичный означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике.

Официальное толкование делится на нормативное и казуальное. Нормативным толкованием является разъяснение, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Оно является персонально неопределенным и представляет собой разъяснение сложных вопросов юридической квалификации в практике применения права. Наиболее авторитетными являются разъяснения пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Подобные акты призваны обеспечивать стабильность юридической практики, создавать обстановку единообразного понимания и применения действующего законодательства на всей территории РФ. Именно в подобных актах толкования права наблюдается формирование прецедентов толкования права, или правоположений. Это сгустки юридической аргументации по конкретным юридическим делам, а также по определенным тенденциям юридической практики. Казуальное толкование - это разъяснение смысла конкретной нормы права применительно к формально-определенным правовым отношениям. Это разъяснение применительно к конкретному житейскому случаю. Чаще всего оно дается субъектами и иными органами по рассматриваемым юридическим делам. Подобные акты имеют разовое значение, но будучи сформулированными по делам принципиальной важности, они могут служить прообразом будущего возможного прецедента толкования права.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномоченным на это органом или лицом и не имеющее обязательного характера. Такое толкование не порождает обязательных юридических последствий. Оно осуществляется учеными, отдельными гражданами, должностными лицами вне их служебной деятельности. Значение неофициального толкования права определяется значением занимающихся им субъектов. Оно делится на доктринальное и обыденное. Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер. Это статьи и выступления ученых-правоведов. Обыденное толкование выражается в уяснении права гражданами, не являющимися специалистами в области юриспруденции.

Толкование права преследует цель познания точного содержания правовых норм. Однако имеются случаи, когда  трактующее нормы лицо сталкивается с тем, что нормы следует понимать уже или шире, чем это можно усмотреть из смысла закона. Отсюда следует расширительное, ограничительное и буквальное (адекватное) толкование права. Буквальное толкование права выражается в том, что понимание смысла толкуемой нормы совпадает с нормой источника права. Результат адекватен словесной форме правовой нормы. Это совпадение духа и буквы закона. Это толкование является наиболее типичным. Расширительное толкование наблюдается тогда, когда действительный смысл правовых норм выходит за рамки ее текстуальной формы. Ограничительное толкование выражается в результате, когда подлинный смысл норм права следует понимать уже, чем выражено в словесном тексте. Частные способы расширительного и ограничительного толкования права нежелательны. Поэтому в некоторых случаях законодатель специально оговаривает недопустимость расширительного или ограничительного толкования права.

 

74. Нормативный  акт, акт применения права и  акт толкования права. Их соотношение.

Нормативный акт есть акт правотворчества, содержащий нормы права. Другими словами, под нормативным актом  понимается юридический документ, изданный в особом порядке и направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм. Правовая норма есть конкретное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, установленное или санкционированное государственной волей и обеспеченное государственным принуждением. Акт применения права - это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление. Акт толкования права - это акт о том, как следует понимать и применять какие-либо правовые нормы.

Нормативные акты следует  отличать от других актов, составляющих содержание действующего законодательства, в частности, от актов применения права и актов толкования права. Акты применения права - это индивидуальные явления, издаваемые при рассмотрении конкретных юридических дел и имеющие разовое значения. Норма права же рассчитана на неоднократное применение, она призвана регулировать взаимодействие многих лиц, а акт - отношения конкретных субъектов. Нормы права следует отличать от актов толкования права (интерпретирующих актов). Акты толкования права - это разъяснения о том, как следует понимать и применять уже имеющиеся нормы права. Они лишь помогают понимать смысл имеющихся норм.

 

75. Понятие  и основные признаки правового  отношения.

В обществе существует множество  различных отношений: экономические, политические, юридические, духовные, культурные и др. само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе, являются общественными или социальными.

Особенность юридических, или правовых отношений состоит  в том, что они связаны с  правом. Право - это особый, официальный  регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно придает им правовую форму, в результате чего эти отношения становятся правовыми. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права. Поэтому правовые отношения в самом общем виде можно определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство.

Право - не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как  правовые, например, конституционные, административные, уголовные, процессуальные.

Правоотношения - следствие  действия права как социального  и государственного института. Именно урегулированность тех или иных отношений правом дает основание  называть их правовыми, правовые отношения  не могут существовать помимо и независимо от правовых норм. Но правоотношения возникают не только потому, что существует норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма, а на ее основе - правоотношение. Правоотношения возникают в процессе общественной жизни, определяясь экономическими и иными потребностями.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Остальные либо не регулируются правом вообще, либо регулируются лишь отчасти. Отсюда все общественные отношения можно поделить на три группы:

  • регулируемые правом, то есть правоотношения;
  • не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
  • частично регулируемые.

В основе такого деления  лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. В последнем случае нужно учитывать, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимости в этом иногда не возникает. Следовательно, любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Пределы правовой сферы подвижны, они могут сужаться или расширяться в зависимости от обстоятельств, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства.

Наиболее характерные  признаки правоотношений как особого  вида общественных отношений заключаются в следующем.

  1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно вызывают к жизни правоотношения и реализуются через них. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм.
  2. Субъекты правоотношений взаимно связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями. Правоотношение - это всегда двухсторонняя связь, ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит представительно-обязывающий характер. Участники правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь посредством другого.
  3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля, во-вторых, в силу того, что даже при наличии нормы права правоотношение не может автоматически появиться и функционировать без волеизъявления его участников, хотя бы одного из них.
  4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством.
  5. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, которые не столь формализованы и управляемы.

На основании рассмотренных  признаков можно сделать вывод, что правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, а также это индивидуализированные отношения, то есть отношения между отдельными лицами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.

 

76. Понятие  и виды правоотношений.

Правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, а также это индивидуализированные отношения, то есть отношения между отдельными лицами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.

Правоотношения можно  классифицировать по различным основаниям.

 Как и юридические  нормы, по отраслевому признаку  их можно подразделить на государственные,  административные, гражданские, трудовые и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"