Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
Все это позволяет заключить, что на первой стадии познаются факты общественной жизни, к которым должна быть применена норма права.
На второй стадии из всего массива действующего законодательства выбирается норма материального права, которая подлежит реализации. Одновременно исследуются процессуальные нормы, которые определяют порядок проведения в жизнь норм материального права. Здесь же происходит проверка подлинности и юридической силы правовых норм, а также осуществляется толкование выбранных норм права. Поэтому на данной стадии используются специальные приемы и средства толкования права. Здесь используются такие методы, как систематический, грамматический, логический и историко-политический способы толкования права. В результате этой деятельности правоприменитель убеждается в том, что данное юридическое дело подлежит урегулированию теми нормами права, которые он выбрал. От фактов жизни к нормам права развивается творческая интеллектуально-познавательная работа должностного лица. Данная стадия применения права закладывает основу правильного, законного правоприменения.
Третья стадия - это итог всей предшествующей познавательной деятельности должностного лица. Здесь на основе изучаемых общественных отношений и выбранных норм права осуществляется правоприменительная квалификация, которая фиксируется в принимаемом правовом решении. Это центральная стадия правоприменительной работы. Результатом третьей стадии является издание актов применения права, то есть вынесение индивидуально-властного решения по делу.
Иногда в науке утверждается, что наряду с этими тремя стадиями следует выделять и исследовать дополнительные стадии, в частности, стадию исполнения принятого решения. Но процесс применения права заканчивается с принятием правового акта. Проведение в жизнь правового решения осуществляется другими органами и субъектами. Эти отношения являются не правоприменительными, а исполнительными.
69. Понятие и виды актов применения права.
Акт применения права оформляет состоявшуюся правоприменительную деятельность. Это особая разновидность управленческого решения. Акт применения права - это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление. Акт применения права имеет особые черты. Он характеризуется властным характером, индивидуальным значением, является особым юридическим фактом и издается в особой, официально принятой форме. Акты применения права характеризуются тем, что они обладают государственной обязательностью для всех субъектов, которым они адресуются, а также чьи интересы затрагивают. Это означает, что проведение в жизнь акта применения права опирается на силу и мощь государственного принуждения. Индивидуальное значение правоприменительного акта состоит в том, что он направлен на урегулирование конкретного жизненного случая, адресуется персонально определенным субъектам и имеет разовый характер. Тем самым акт применения права отличается от нормативных актов. Акт применения права характеризуется тем, что он порождает определенные юридические последствия. В связи с его изданием у субъектов могут возникать, прекращаться или изменяться субъективные права и обязанности.
Все акты применения права выглядят как сложная система разнообразных правовых актов. Но правоприменительные акты, изданные в письменной форме, характеризуются общностью своего содержания, в частности, все акты применения права имеют в качестве своего содержания четыре основных элемента:
По этой схеме строятся все наиболее сложные, документально оформленные акты применения права. Во вводной части излагается наименование органа и лица, рассматривающего дело, наименование самого дела и места его рассмотрения. Описательная часть излагает фабулу юридического дела, то есть содержит описание того жизненного общественного отношения, которое рассматривает правоприменитель. Здесь же анализируются те доказательства по делу, на основании которых будет принято юридическое решение. Этой частью заключается истинность принятого решения. Мотивировочная часть содержит в себе юридическую аргументацию принятого решения. Она излагается в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, которые используются правоприменителем при квалификации общественного отношения. Резолютивная часть излагает содержание принятого решения. Это может быть в виде мер наказания, поощрения или властной констатации мер, объема субъективных прав и юридических обязанностей, которые признаются за субъектами.
Выделение всех четырех элементов правоприменительного акта предполагает уяснение основных закономерностей, по которым происходит процесс индивидуального урегулирования общественных отношений.
Все акты применения права классифицируются по различным основаниям. По функциональному значению они делятся на акты-регламентаторы и правоохранительные акты. Акты-регламентаторы издаются с целью регулирования позитивной, то есть правомерно развивающейся, человеческой деятельности в форме регулятивных правовых отношений. Это подавляющее большинство вообще всех актов правоприменения, но наиболее специфичны подобные акты в работе исполнительно-распорядительных органов государства, гражданско-правовом судопроизводстве, повседневном управлении промышленностью, сельским хозяйством, культурой и т.д. Правоохранительные акты издаются в связи с контрольно-надзорной и правоохранительной деятельностью. Они направлены на предупреждение, выявление и устранение правонарушений, а также данные акты регулируют применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Подобные акты - результат развития правоохранительных отношений и обеспечения режима законности.
По форме все акты применения права могут быть подразделены на акты-документы и акты-действия. Для большинства правоприменительных актов характерна строго документальная, юридически закрепленная форма (указы, постановления, приговоры, решения, приказы и т.д.), что является следствием повышенных требований к их законности и обоснованности. Дело в том, что они регулируют наиболее социально важные стороны жизнедеятельности людей, конкретизируя их права и обязанности. Отсюда документальная письменная форма является гарантией их законности и обоснованности. Акты действия выступают в форме устных приказов, распоряжений властных органов и управленческого аппарата, а также в виде жестов, движений, символизирующих управленческую деятельность (регулирование, например, уличного движения). Подобные правоприменительные акты основываются на специфическом правовом статусе должностных лиц и остаются на уровне действий при взаимном согласии правоприменителя и субъекта, к которому обращены правоприменительные действия. В случае же спора о праве, они могут приобретать письменную форму.
Правоприменительные акты могут быть классифицированы и по другим основаниям: по отраслям права (гражданско-правовые, административные, уголовно-правовые и т.д.), по субъектам правоприменения (акты управления, суда, прокуратуры и т.д.), по времени действия (разовые и длящиеся).
70. Пробелы в праве и пути их устранения.
Обычно правоприменительная деятельность развивается от исследования фактов жизни через выбор и анализ норм права до принятия решения по делу. Однако иногда встречаются сложные жизненные ситуации, которые принято называть нетипичными ситуациями правоприменения. Такой ситуацией является обнаружение пробелов в праве. Пробел в праве означает отсутствие правовых норм, с помощью которых должно быть осуществлено урегулирование общественных отношений. Пробелы в системе континентального права - это негативное явление, несовершенство законодательства. Причины пробелов могут быть различными: просчеты законодателя, недосмотр правотворческих органов, результат отставания права от быстро меняющихся условий общественной жизни. Пробелом может быть и результат намеренной ситуации, когда законодатель сознательно не создает правовых норм, надеясь со временем вернуться к этой проблеме или решить ее с помощью коллизионных правовых норм. В любом случае, пробелы создают определенные трудности.
Пробелы устраняются двумя способами. В этой связи, в теории права различают два понятия: восполнение пробела и преодоление его. Восполнение пробела относится к компетенции правотворческих органов. Это работа, в результате которой создаются и вводятся в действие недостающие правовые нормы, пробел ликвидируется. Однако следует иметь в виду, что особенность российской правовой системы заключается в том, что правоприменительные органы не обладают компетенцией создавать правовые нормы. Основная черта российской правовой системы - это четкое и последовательное разделение правотворческих и правоприменительных функций. Поэтому российский правоприменитель может только преодолеть пробел в праве. преодоление осуществляется путем применения права по аналогии. С точки зрения логики, аналогия есть логический прием, означающий перенесение одних свойств, присущих данным явлениям, на другие, сходные с первым во всех основных признаках. В теории права принято различать аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона - это применение правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения, к тем общественным отношениям, которые не урегулированы законодателем. В этом случае решение по юридическому делу принимается на основе обнародования правовых норм, которые регулируют похожие общественные отношения, и тем самым проблемы общественных отношений получают правовое урегулирование. Аналогия права означает рассмотрение и разрешение дела на общих началах смысла, цели и принципов законодательства. В этом случае пробел более широкий и отсутствуют аналогичные нормы. Поэтому правоприменитель мысленно ставит себя в положение правотворца и принимает решение, исходя из общих представлений о том, какими должны быть недостающие правовые нормы. Следует помнить, что применение права по аналогии не допускается в уголовном праве и уголовном процессе. В этих отраслях преступным признаются лишь то, что прямо записано в УК. Наоборот, в гражданском праве и гражданском процессе допускается применение права по аналогии, так как общественная жизнь достаточно сложна, и создание правовых норм на каждый случай общественной жизни не представляется возможным.
71. Понятие
и социальное назначение
Толкование права - это своеобразное искусство юриста правильно понимать и объяснять смысл, цели и социальное назначение норм права. Это совокупность знаний, навыков и умений познавать и объяснять значение, которое вкладывал законодатель в создание правовых норм. Вопрос о понятии толкования права в правовой науке является дискуссионным. Имеющиеся точки зрения по этому поводу можно сформулировать так: согласно первой точке зрения, толкование права есть уяснение смысла норм права. Согласно второй точке зрения, толкование права - это разъяснение смысла правовых норм. И, наконец, согласно третьей точке зрения, толкование права представляет собой и уяснение, и разъяснение смысла правовых норм. Последняя точка зрения наиболее близка к истине. Если рассматривать понятие "толкование права" как только уяснение, то есть познание смысла права, то игнорируются результаты деятельности по разъяснению смысла правовых норм. Если же абсолютизировать рассмотрение смысла права и видеть в разъяснении подлинное содержание толкования права, то не учитывается предшествующая по времени разъяснению интеллектуально-волевая работа по познанию и уяснению смысла правовых норм. Это наводит на мысль, что понятие "толкование права" складывается из двух основных элементов: уяснения и разъяснения смысла правовых норм. Само понятие "толкование права" происходит от латинского термина "интерпретация", а лицо, занимающееся толкованием права, является интерпретатором. Любое толкование права начинается с уяснения смысла правовых норм для себя. Прежде чем разъяснять смысл права другим субъектам, интерпретатор должен понять его сам. Отсюда, уяснение - это внутренний мысленный процесс познавательной деятельности, не выходящий за рамки сознания интерпретатора. Толкование-уяснение может и не перерасти в разъяснение, но в практике юридической работы исключительно важную роль имеют акты разъяснения смысла правовых норм. Разъяснение как второй элемент общего понятия "толкование права" представляет собой изложение познанного смысла правовых норм для других субъектов. Это может быть устное или письменное изложение в виде специального акта разъяснения права, который называется интерпретирующим актом. Разъяснение выглядит как объективизация, воплощение смысла, цели, социального назначения правовых норм в виде знаков устной или письменной речи. Уяснение и разъяснение взаимосвязаны и призваны обеспечить постижение истинного смысла правовых норм. То есть толкование права предназначено для объяснения того смысла, который придавал правотворец создаваемым правовым нормам.
Исходя из рассмотрения двух основных элементов общего понятия "толкование права", следует дать следующее определение: толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их наиболее правильной реализации.
72. Основные способы толкования права.
Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно для получения ясности смысла правовых велений. В теории права принято различать понятия "способ" и "прием". Способ - это более емкое понятие, включающее в себя приемы и средства познавательной деятельности. Прием - это конкретное познавательное действие, движение мысли интерпретатора. Приемы это: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других и т.д.
Вопрос о количестве и наименованиях способов толкования права является дискуссионным. В различных литературных источниках выделяют следующие способы: грамматический, филологический, исторический, телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический и т.д. Некоторые из этих наименований равнозначны по смыслу. Так, языковой, грамматический и филологический представляют собой различные наименования одного и того же способа. Способы толкования права определяются основными сферами правовой действительности. Так как основными сферами жизни права выступают действующее законодательство, специфика языка права, правовые отношения и правовое сознание, то соответственно основными способами толкования права являются:
Систематический способ толкования права состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами и выявлении ее связи в общей системе правового регулирования. В процессе подобного познания используются системообразующие связи правовых норм: субординация, координация, связи управления и т.д. с помощью систематического способа выявляются и устраняются противоречия, то есть коллизии, между нормами права и отдельными правовыми актами. Используется следующее правило:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"