Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 Субъективное право - одна из центральных категорий правовой науки - это вид и мера возможного поведения лица. Термин "вид" показывает разнообразие возможностей деятельности обладателя субъективных прав, термин "мера" показывает глубину, объем возможных требований обладателя субъективных прав. В качестве внутренней структуры субъективного права выступают правомочия субъектов - субъективные права, находящиеся в стадии требования, обращенные к обязанной стороне. В субъективном праве следует выделять три правомочия:

  1. право обладателя субъективного права вести себя определенным образом, реализуя свои интересы;
  2. право требовать от обязанной стороны не нарушать субъективные права;
  3. право прибегнуть в необходимых случаях к защите органов государства.

Субъективному праву  противостоит юридическая обязанность. Она представляет собой вид и меру должного, необходимого поведения. По аналогии структуре субъективного права юридическая обязанность имеет своим содержанием:

  1. обязанность воздержаться от совершения или совершить какую-то деятельность в интересах управомоченной стороны;
  2. обязанность претерпеть меры принуждения в случае добровольного неисполнения юридической обязанности.

Юридическая обязанность - гарантия субъективного права. Субъективное права, не подкрепленные юридическими обязанностями, ничего собой не представляют. Поэтому в действующем законодательстве субъективные права и юридические обязанности должны быть взаимосвязаны, а объем и количество субъективных прав и юридических обязанностей должны находиться в состоянии баланса.

 

82. Объекты  правоотношений.

Объект правового  отношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности. Такое понимание объекта правового отношения основывается на общефилософском понимании объекта как того, что испытывает какое-либо воздействие. Понятие объекта является дискуссионным. В этой проблеме противостоят две концепции: монистическая и плюралистическая. Согласно монистической концепции, объект правоотношений един. Однако наряду с действиями и правовыми отношениями в правовой жизни людей существуют и конкретные предметы. Поэтому монистическая концепция не выдерживает критики. Согласно плюралистической концепции, объектом правовых отношений является все то, что представляет интерес, ценность для людей. Поэтому конкретными объектами правовых отношений выступают материальные и нематериальные блага, действия людей, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы. Плюралистическая концепция свидетельствует, что государство в отдельных странах может устанавливать изъятие из числа объектов правовых отношений, руководствуясь своим усмотрением. Однако следует иметь в виду, что человеческая личность не должны быть объектом правовых отношений, личность может быть только субъектом, участником правовых отношений.

 

83. Понятие  и классификация юридических  фактов.

Правовые отношения  возникают, изменяются или прекращаются в соответствии с особыми, указанными в законе обстоятельствами - юридическими фактами. Юридический факт - это жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты разнообразны. Они помещаются в гипотезах правовых норм действующего законодательства и служат основаниями к движению правовых отношений. Все юридические факты достаточно сложны и классифицируются по различным обстоятельствам.

Так, по характеру последствий, они делятся на: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

По степени сложности они подразделяются на простые и сложные. Простой юридический факт - это деяние, которое может служить основанием для возникновения правовых отношений. Однако иногда для возникновения правовых отношений необходимо наличие ряда жизненных обстоятельств - сложных юридических фактов, которые именуются юридическим составом.

Большое значение имеет  классификация по волевому содержанию на действия и события. Действия характеризуются тем, что представляют собой результат сознательной деятельности людей. События характеризуются тем, что совершаются помимо воли и сознания людей. Юридические факты-действия делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные не противоречат требованиям правовых норм и являются результатом позитивного развития деятельности.

Неправомерные действия делятся на проступки и преступления. Преступления характеризуются наибольшей социальной вредностью, преступным считается  то, что прямо записано в УК. Проступки - это нарушения норм трудовой, служебной или учебной дисциплины, имущественных прав граждан, они характеризуются меньшей социальной вредностью. Проступки подразделяются на административные, гражданские и дисциплинарные.

Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это действия, совершаемые сознательно с целью вызвать к жизни строго определенные последствия. Юридические поступки - это действия, совершаемые без цели породить определенные жизненные последствия, но юридические последствия наступают независимо от воли и сознания участников действий.

 

84. Понятие  и основные черты законности.

Пункт 2 ст. 15 Конституции  РФ устанавливает, что органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Тем самым, Российская Конституция закрепляет принцип законности в качестве одного из оснований правовой жизни российского общества.

Понятие "законность" в научной литературе является достаточно дискуссионным. По поводу определения данного понятия в науке существуют самые различные точки зрения. Профессор Строгович: "Законность есть принцип деятельности всех органов государства и должностных лиц". Профессор Самощенко: "Законность - политико-юридический режим, складывающийся на основе строгого соблюдения правовых норм". Профессор Алексеев: "Законность - это один из основных принципов права". Профессор Еременко и др.: "Законность - это юридическая обязанность всех субъектов соблюдать правовые нормы". Думается, что указания на то, что законность есть принцип деятельности, метод осуществления функций, режим, обязанность - это подчеркивание тех функций, которые выполняет законность в общественной жизни. Законность - многоплановое явление. Но ее сущность и содержание выражаются в требованиях строгого, неукоснительного соблюдения правовых норм. Таким образом, законность - это политико-юридический режим строгого соблюдения правовых норм всеми субъектами правовых отношений.

В общественной жизни  законность характеризуется следующими чертами.

1) Правомерность. Суть  законности - правомерность. Законность  есть правомерность общественных  отношений. О наличии законности  можно говорить там, где налицо  правомерный характер деятельности.

2) Законность связана  с законодательством. В реальной  жизни эти понятия отождествляются.  Но в строго научном смысле  законность - это законодательство, взятое под углом зрения его  практической реализации. Если законодательство - это система законов и подзаконных нормативных актов, то законность показывает, как на практике эта система претворяется в жизнь. Наличие законодательства - это только нормативная почва, основание возможной законности. То есть для того, чтобы иметь твердый режим законности, необходимо иметь развитое законодательство, но наличие законодательства автоматически режима законности не создает. Законность показывает, насколько строго в повседневной жизни соблюдаются имеющиеся источники права.

3) Законность всегда  связана с народовластием, то есть с демократией. Законность тверже там, где народ принимает участие в формировании органов власти и осуществлении властных функций. Законность - это метод упрочения демократии, а демократия - это основа возможного режима законности. Если народ участвует в формировании органов государства, в издании законов, то он заинтересован, чтобы законы, удовлетворяющие его интересы, неуклонно проводились в жизнь.

В науке наряду с понятием "законность" существует и понятие "дисциплина". Иногда эти понятия  отождествляются. Однако дисциплина - это более узкий аспект законности. Дисциплина как государственная, так и общественная выражается в требовании неукоснительного соблюдения установленных юридических обязанностей. Законность же требует соблюдения не только юридических обязанностей, но и субъективных прав. Поэтому дисциплина - это только одна из сторон законности, подчеркивающая важность соблюдения установленных государством и обществом юридических обязанностей.

Законность в общественной жизни, выражаясь как требование строгого соблюдения действующего законодательства (объективного права), а также субъективных прав и юридических обязанностей (субъективного права), в конечном счете определяет характер правового режима, складывающегося в государстве. Режим законности в современной России характеризуется кризисным состоянием. Начавшийся в 90-х гг. общий кризис российского общества выразился в "кризисе законности". Общее неблагополучие выразилось в праве и повлекло за собой "кризис законности". Данный термин прозвучал в 1894-1895 гг. в работах В.И. Ленина, который, характеризуя законность в начале XX века, отмечал ее кризисное состояние. Современная жизнь свидетельствует, что данное состояние может повторяться. Черты "кризиса законности" это:

  • рост преступности в обществе;
  • противоречие в системе источников права, когда подзаконные нормативные акты противоречат законам и пытаются отменить их демократическую сущность;
  • усиление исполнительной власти в системе властей - исполнительная власть в кризисные периоды "подминает" под себя законодательную и судебную власти и делает их зависимыми от себя;
  • усиление социальных противоречий в обществе между отдельными классами, нациями, народами, и использование репрессивного аппарата для подавления революционных выступлений народа.

В современной России появились свои признаки "кризиса законности" - это "парады суверенитетов" и "война законов", когда субъекты РФ провозглашают свой суверенитет, не считаясь с федеральным центром, а изданные в субъектах законы противоречат Конституции РФ. "Кризис законности" - это временное состояние российского общества. Упрочение экономики, стабилизация политической жизни должны создать режим законности.

 

85. Основные  принципы (требования) законности. Законность  и целесообразность.             

Принципы законности - это основные идеи, обеспечивающие правомерный характер человеческой деятельности в сфере права. Это установки правосознания, ориентирующие человеческое поведение на идеалы законопослушного поведения. Вопрос о количестве и наименованиях этих принципов достаточно дискуссионен. Наиболее распространено признание шести основных принципов законности:

  1. всеобщность, или государственная обязательность;
  2. единство;
  3. верховенство закона в системе источников права;
  4. связь законности и культурности;
  5. недопустимость противоречия законности и целесообразности;
  6. неотвратимость юридической ответственности за правонарушения.

Законность имеет государственно-обязательный характер. Это вытекает из ст. 15 Конституции  РФ. Государственная обязательность законности понимается как всеобщность ее требований, распространяющаяся на всех субъектов общественной жизни. Все субъекты в равной степени обязаны соблюдать правовые нормы. С другой стороны, все правовые нормы, как конституционные, так и подзаконные, имеют государственную обязательность. Не должно быть деления правовых норм на более значимые и менее значимые.

Единство законности проявляется в том, что понимание  и применение законов должно быть единообразным. Основные начала правового  урегулирования в государстве должны быть единообразны, и в обществе должно складываться единое правовое пространство, определяющее однообразный характер понимания и применения права на территории всего государства. Данный принцип не должен противостоять законодательству субъектов, которые, опираясь на Конституцию, имеют право создавать свое особенное региональное законодательство. Вместе с тем, эти особенности в праве не должны посягать на основное содержание правового регулирования, установленного федеральным центром.

Законы - это основания  режима законности. Они являются наиболее авторитетными источниками права, поэтому установление режима законности должно основываться на строгом соблюдении законов. Упрочение законности должно начинаться с упрочения и поднятия авторитета самих законов. Ядром законности является конституционная законность, которая выражается в требованиях строгого, неукоснительного соблюдения норм Конституции и других источников конституционного законодательства. Поэтому поднятие авторитета закона должно выражаться в непосредственном характере конституционных законов и их реальном применении на практике.

Законность всегда связана  с культурой общества, особенно с  правовой культурой в данном государстве. В истории замечено, что чем  выше культурный уровень развития общества, тем больше создается возможностей для установления прочного режима законности. Поэтому любое государство заинтересовано в поднятии культуры людей. С точки зрения философии, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способы их передачи от поколения к поколению. Составной частью культуры выступает правовая культура, выражающаяся в накопленных человечеством правовых ценностях. Правовые ценности - это наиболее значительные идеалы правовой жизни людей. Поэтому правовая культура - это важнейший фактор упрочения режима законности правовой жизни. Руководители государственного аппарата всегда заинтересованы в том, чтобы государственные служащие и население постоянно повышали бы уровень своей правовой культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"