Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

 

Политика –  деятельность государства и иных политических институтов (прежде всего  – политических партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – государство как политическая организация всего общества.

 

Взаимодействие  политики и права можно рассматривать  в следующих аспектах:

 

1) влияние политики на  право. Поскольку политика отчасти  реализуется путем правотворчества,  политика определяет право, содержание  правовых норм;

 

2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Государство проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Государство может использовать и иные механизмы, как правомерные (например, разъяснение политики государства в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (например, запугивание полит, оппонентов). Для правового государства является аксиомой, что всякое действие государства, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

 

3) влияние права на  политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого  влияния можно привести положения  Конституции об основах конституционного  строя и правах и свободах  человека и гражданина. В частности, Конституция:

провозглашает человека, его права и свободы  высшей ценностью;

указывает на демократический  социальный и правовой характер государства;

гарантирует свободу  эконом, деятельности;

гарантирует разделение властей;

запрещает цензуру  и т. п.

По этим и  многим другим вопросам политика государства  жестко связана правом.

 

Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в политической деятельности;

 

4) возможность  несоответствия права политике. Право всегда более консервативно,  чем политика, отстает от политики. Например, в случае принятия политического  решения, требующего реализации  в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодательного процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

 

  1. Социальное назначение и ценность права. Понятие и виды функций права.

Сущность и  содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они  зависят от экономического строя  государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как:

1.изъявляет  согласованную общественную волю;

2.призвано служить  интересам всего без исключения  населения государства;

3.гарантирует  организованность и развитие  социальных связей;

4.право является  мерилом свободы и ответственности  субъектов правоотношений;

5.выступает  как средство удовлетворения  разнообразных потребностей и  интересов.

 

 Социальная  ценность права определяется:

1.общественной  востребованностью, т. е. состоянием  права в качестве определенного  достижения цивилизации, проявления  культуры и развития мысли  отдельного человека;

2.инструментальной  востребованностью – использованием  права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

 

Функции права  представляют собой ключевые направления  юридического воздействия права  на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

 

Существует  несколько видов функций:

1.общесоциальные;

2.специально-юридические.

 

 Общесоциальные  функции – это функции, посредством  которых право выражается в  качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1.политическая  функция – это функция, которая  направлена на правовое регулирование  между субъектами политической  власти;

2.экономическая  функция – это функция, которая  направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3.культурно-историческая  функция – это функция, которая  направлена на собрание и развитие  культурно-духовных ценностей;

4.функция социального  контроля – это функция, которая  заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5.воспитательная  функция – функция, посредством  которой складывается убежденность  в целесообразном и справедливом  порядке правового регулирования.

 

 Специально-юридические  функции – это функции, посредством  которых определяются средства  и приемы регулирования общественных  отношений:

1.регулятивная  функция – это функция, которая  направлена на осуществление  правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2.регулятивная  динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3.регулятивная  статическая функция – это  функция, с помощью которой  реализовывается воздействие на  общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4.охранительная  функция – это функция, которая  состоит в охране положительных,  правомерных и вытеснении отрицательных  явлений общественной жизни, а  также пресечении, предупреждении  и восстановлении нарушенных прав:

5.компенсационная  функция – это функция, с  помощью которой обеспечивается  предоставление компенсаций за  причиненный вред или нанесенный  ущерб;

6.восстановительная  функция – это функция, которая  направлена на восстановление  нарушенного права либо положения;

7.ограничительная  функция – это функция, которая  направлена на ограничение в  общественных отношениях общественно  опасного поведения;

8.карательная  функция – это функция, которая  состоит в назначении наказания  за совершенные правонарушения.

 

  1. Правовое регулирование и правовое воздействие. Эффективность    правового    регулирования,    ее    критерии    и    факторы обеспечения.

Любое влияние  права на поведение людей охватывается понятием правовое воздействие.

Правовое воздействие  осуществляется в двух формах:

1. общесоциальное  действие права - это воздействие,  при котором право оказывает  на общество влияние, одинаковое  с иными социальными явлениями.  В этом воздействии не проявляется  специфика права, оно влияет  на поведение также, как и  политика, экономика, религия, мораль и иные явления. Общесоциальное действие права проявляется в

- информационном  действии права,

- ценностноориентационном  действии права (право закрепляет  представления о ценностях, принятых  в обществе, и этим ориентирует  людей на принятие и овладение этими ценностями).

2. правовое регулирование  - это осуществляемое при помощи  особой системы правовых средств  упорядочивающее воздействие права  на общественные отношения. Признаки  правового регулирования состоят  в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.

Правовое регулирование  представляет собой процесс, протекающий  во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования.

 

Элементами  социального аспекта являются различные  экономические и социально-политические факторы, обусловливающие реализацию правовых норм, в частности, состояние судебной, административной и общеуправленческой практики, государственной дисциплины. Он включает в себя прежде всего следующие вопросы: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально-полезной цели; формирование правом социально-полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

 

Инструментальная, специально-юридическая характеристика механизма правового регулирования  является наиболее значимой, так как в этом случае в единстве рассматривается вся система правовых средств, призванных обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

 

Психологический аспект механизма правового регулирования  характеризует происходящее в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей - участников общественных отношений. Прежде всего здесь речь идет о побудительных мотивах поведения. Этот аспект состоит из таких элементов, как правосознание населения и профессиональное сознание юристов и всех вообще правоприменителей. Он включает в себя личностные характеристики граждан, предполагающие устойчивое положительное отношение к праву и закону, неподкупность, обострение чувства справедливости, гражданское, а нередко и личное мужество.

 

Запреты в психологическом  аспекте способствуют достижению при  помощи юридических средств формирования содержательных мотивов поведения  участников общественных отношений  и обеспечение их действия.

 

Юридическое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений, призвано дать простор, стимулировать экономические и иные социальные процессы (претворение в жизнь принципа "разрешено все, что не запрещено"); свобода выбора занятием различными видами коммерческой деятельности (кроме производства оружия, лекарств, алкоголя...).

 

Кибернетический аспект включает в себя воздействие  различных управленческих факторов, в том числе функций, структуры, организации функционирования, работы с кадрами государственных и  иных структур, обеспечивающих правореализацию.

 

В своем единстве эти аспекты образуют комплексный  механизм, который определяет эффективность  действия права.

 

  1. Понятие механизма правового регулирования. Стадии и основные элементы 
    механизма правового регулирования. 

Механизм правового  регулирования (механизм действия юридических норм) - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств.

Процесс правового  регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм).

 Исходным  элементом механизма правового  регулирования являются субъекты права - отдельные лица и организации, наделенные возможностью совершать юридические действия. Итогом механизма действия юридических норм является их правомерное поведение.

 Стадии правового регулирования:

правотворчество,

возникновение правоотношения,

реализация  права.

Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования  и используемыми на каждой из них специальными юридическими средствами являются:

 стадия общей  регламентации правового положения  (статуса) субъектов права, на  которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью;

 

стадия индивидуализации юридических норм, на которой при  возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права  осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм - правомерного поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"