Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

3.правительство  занимает основное место в  государственном механизме и  осуществляет управление страной;

4.президент  избирается парламентом и осуществляет  свою власть с одобрения правительства.

 

Существуют  также смешанные, гибридные формы  правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

 

Революционные эпохи регулируют общественные отношения  по собственным законам, наполненным  диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Узурпировав императорскую власть, оно в свое время "не озаботилось сохранением российской государственности и не ввело на период до созыва Учредительного собрания диктатуру, что было бы естественно в условиях революционного изменения государственного строя и продолжающейся войны".

 

Система органов  власти Российской Республики этого  периода носила двойственный и неэффективный  характер. Она включала в себя следующие  элементы двух блоков: органы власти Временного правительства; Советские органы власти.

 

В Российской Федерации  существует республиканская форма  правления, где главой государства  является Президент, а законодательную  власть осуществляет Парламент –  Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости  централизации государственного управления в странах не только с большой  территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического развития имеется в достаточной мере.

 

  1. Форма государственного  устройства: понятие и виды.

Формой  государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

 

 Простыми (унитарными) государствами называют  единые и централизованные государства,  которые состоят из административно-территориальных  единиц, полностью подчиняющихся  центральным органам власти, не  обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

 

 Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

 

В зависимости  от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1.централизованные (власть на местах формируется  из представителей центра);

2.децентрализованные, в них функционируют избранные  органы местного самоуправления;

3.смешанные;

4.региональные, которые состоят из политических  автономий со своими представительными  органами и администрацией.

 

 Сложными  государствами называют такие,  которые состоят из государственных  образований, обладающих различной  степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

 

 Федерация  – это объединение нескольких  самостоятельных государств в  одно государство. Такими государствами,  в частности, являются США и  Российская Федерация.

 

 Признаки  федерации:

1.наличие  самостоятельности у субъектов  государства;

2.союзное  государство;

3.функционирование  наряду с общефедеральным законодательством  законодательства субъектов федерации;

4.двухканальная  система выплаты налогов.

 

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1.национально-государственная;

2.административно-территориальная;

3.смешанная.

 

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1.договорные;

2.конституционные.

 

 Конфедерация  – это межгосударственные объединения  или временные юридические союзы  суверенных государств, которые  создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

 

В отличие  от федерации, конфедерацию характеризуют:

1.отсутствие  суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2.совместное  решение субъектами конфедерации  общих вопросов, для реализации  которых они объединялись;

3.добровольный  выход из государства и отмена  действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

 

 Империя  – это такое государство, которое  формируется в результате завоевания  чужих земель, составные части  которого имеют различную зависимость  от верховной власти.

 

  1. Федеративное устройство России: прошлое и современность.

Исторический  аспект развития федеральных отношений  в России предполагает выделение  трех основных периодов.

 

1. Создание  основ социалистического федерализма  (1918 - 1936 гг.). На протяжении тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. Считается, что оснований для цивилизованного федерализма в стране до 1917 г. не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские. Поэтому здесь могла сложиться только федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Устанавливалось новое государственное устройство на всей территории бывшей Российской империи. Начался хаотический, здесь уместен даже термин - революционный, процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, продолжавшийся до принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

 

2. Утверждение  фактического унитаризма в государственном  устройстве России (1937 - 1985 гг.). Ко  времени принятия Конституции  СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Края и области субъектами Федерации не признавались. Но и конституционные положения не являлись гарантом от производимых репрессий. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) были депортированы немцы Поволжья, калмыки и карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы; были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды. Лишь в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

 

3. Реформы  государственного устройства перед  принятием Конституции 1993 г. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические решения на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и "параду суверенитетов" автономных образований РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.), где были сильны сепаратистские направления, звучали требования выхода из состава РСФСР. Система государственного управления (вертикаль власти) практически не действовала. Государственный режим представлял собой смесь анархии и олигархии с отдельными, выгодными кому угодно, но только не государству демократическими "вкраплениями". Единое правовое пространство практически отсутствовало. На всех управленческих уровнях власти процветали кумовство, профессиональная некомпетентность и безответственность. Не было нормальной партийно-политической системы, являющейся обязательным атрибутом любого демократического государства.

 

В этих сложных условиях, создавших опасность  распада Российской Федерации, большое  значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который  подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что он разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.

 

Федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

 

Основы  конституционного строя в области  государственного устройства Российской Федерации закреплены в Конституции:

 

1. Российская  Федерация состоит из республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов  Российской Федерации. 

 

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

 

3. Федеративное  устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

 

Российская  Федерация по состоянию на ноябрь 2005 г. состояла из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов  федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский - непосредственно в состав Российской Федерации). Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.

 

В 2001 г. был образован и начал официально функционировать с 1 декабря 2005 г. новый субъект (Пермский край) в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

 

С 1 января 2007 г. считается образованным в результате объединения граничащих между собой Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа новый субъект Российской Федерации, имеющий статус края - Красноярский край. Вошедшие в состав Красноярского края автономные округа сохранят положение административно-правовых единиц с особым статусом, устанавливаемым федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.

 

  1. Политический (государственный) режим: понятие и разновидности. Политический режим современной России.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной  власти, которые проявляют ее характер и содержание.

 

 Существуют  следующие виды политического режима:

1.авторитарный  – политический режим, при  котором осуществление государственной  власти связано с одним лицом,  как правило, по его произволу,  не учитывается мнение большинства  населения государства;

2.переходный  и чрезвычайный – политические  режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3.демократический  – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

 

 Признаки  авторитарного политического режима:

1.происходит  отстранение населения страны  от формирования государственной  власти;

2.государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"