Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка
ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК
Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).
3.правительство
занимает основное место в
государственном механизме и
осуществляет управление
4.президент
избирается парламентом и
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
Революционные эпохи регулируют общественные отношения по собственным законам, наполненным диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Узурпировав императорскую власть, оно в свое время "не озаботилось сохранением российской государственности и не ввело на период до созыва Учредительного собрания диктатуру, что было бы естественно в условиях революционного изменения государственного строя и продолжающейся войны".
Система органов власти Российской Республики этого периода носила двойственный и неэффективный характер. Она включала в себя следующие элементы двух блоков: органы власти Временного правительства; Советские органы власти.
В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
История России,
а также зарубежный исторический
опыт свидетельствует о
Формой
государственного устройства называют
политико-территориальное
Простыми
(унитарными) государствами называют
единые и централизованные
Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.
В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:
1.централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);
2.децентрализованные,
в них функционируют избранные
органы местного
3.смешанные;
4.региональные,
которые состоят из
Сложными
государствами называют такие,
которые состоят из
Федерация
– это объединение нескольких
самостоятельных государств в
одно государство. Такими
Признаки федерации:
1.наличие самостоятельности у субъектов государства;
2.союзное государство;
3.функционирование
наряду с общефедеральным
4.двухканальная система выплаты налогов.
В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:
1.национально-государственная;
2.административно-
3.смешанная.
В зависимости от юридической основы различают федерации:
1.договорные;
2.конституционные.
Конфедерация
– это межгосударственные
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1.отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2.совместное
решение субъектами
3.добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя
– это такое государство,
Исторический аспект развития федеральных отношений в России предполагает выделение трех основных периодов.
1. Создание
основ социалистического
2. Утверждение
фактического унитаризма в
3. Реформы
государственного устройства
В этих сложных условиях, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что он разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.
Федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в Конституции:
1. Российская
Федерация состоит из
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное
устройство Российской
Российская Федерация по состоянию на ноябрь 2005 г. состояла из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский - непосредственно в состав Российской Федерации). Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.
В 2001 г.
был образован и начал официаль
С 1 января 2007 г. считается образованным в результате объединения граничащих между собой Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа новый субъект Российской Федерации, имеющий статус края - Красноярский край. Вошедшие в состав Красноярского края автономные округа сохранят положение административно-правовых единиц с особым статусом, устанавливаемым федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:
1.авторитарный
– политический режим, при
котором осуществление
2.переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;
3.демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.
Признаки
авторитарного политического
1.происходит
отстранение населения страны
от формирования
2.государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"