Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка
ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК
Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).
Широкое распространение
получила теория «правового государства»,
которая отстаивает требование об ограничении
деятельности государства, его органов
исключительно формально-
Основателями патриархальной теории происхождения государства считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.
Государство – организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории.
Признаки государства:
1. Территория
– определенная часть
2. Население
характеризует состав и
3. Суверенитет
– способность государства
4. Публичность
власти – наличие особого
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.
Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются:
рабовладельческая
формация (которая характеризуется
эксплуатацией рабов
феодальная формация (которая характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией);
капиталистическая
формация (которая характеризуется
эксплуатацией рабочих
коммунистическая формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом» социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма» впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуправление).
Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.
В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
во-первых, распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
во-вторых, только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
в-третьих, возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.
Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.
Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.
На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.
Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.
Власть имеет следующую структуру:
1.субъект власти
(в частности, государство,
2.объект (на
кого именно направлена власть)
3.отношения, возникающие по поводу власти;
4.регламентирующие правила, нормы.
Власть может иметь различные мотивы:
1.привычка подчиняться;
2.страх;
3.убежденность в необходимости повиновения;
4.авторитет властвующего;
5.доверие;
6.правовые нормы;
7.воля и др.
Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.
В зависимости
от мотивов и источников
1.власть вождя (рода, племени);
2.государственная (политическая) власть;
3.экономическая власть;
4.церковная власть;
5.социальная власть;
6.родительская власть и др.
Социальная
власть – это отношения
Государственная
власть является особой
Характерные
признаки государственной
1. публичность
– распространение власти на
все население государства и
реализация ее специально
2. универсальность
– этот признак состоит в
том, что власть имеет
3. верховенство
– обозначает свойство
4. законодательная
прерогатива – существование
монопольного права на
5. легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;
6. легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;
7. легальное
употребление силы – власти
реализуют свою силу с помощью
специально созданного
8. использование системы выплаты налогов;
9. использование государственного принуждения;
10. деление всего
населения только по
Методы управленческого
воздействия государственной
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"