Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка
ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК
Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).
В качестве
дополнительного элемента
В основе правового
регулирования лежат два
· централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властноимперативных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.
· Децентрализованное
или диспозитивное
Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:
- Запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;
- Обязывание - возложение
обязанности совершить
- Дозволение - предоставление
права на совершение активных
положительных действий в
- Факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.
- Использование
этих способов дает тип
Существуют два типа правового регулирования:
¦ Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.
¦ Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.
Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом, так и отдельную сферу общественных отношений.
Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости от преобладания того или иного способа регулирования выделяют:
- императивный метод,
- диспозитивный метод,
- охранительный метод.
Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
они устанавливаются
в законодательстве и
имеют цель
специфическим образом
представляют
собой особый порядок
создают
конкретную степень
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;
по их юридической природе - материальный и процессуальный;
по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.;
по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;
по функциям
права — режим особого
по формам выражения - законный и договорный;
по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;
по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).
Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.
Признаки нормы права:
общеобязательность нормы означает, что она -
а) адресована неопределенному кругу лиц;
б) рассчитана на неоднократное применение,
в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;
нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;
норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);
норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;
в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;
из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.
1. По
отраслям права выделяются
2. По
функциям: регулятивные нормы и
охранительные. На основе этой
классификации была предложена
ныне популярная
3. По
характеру закрепленных в
обязывающие
(предписывающие) – устанавливают
обязанность совершать
запрещающие
– запрещают совершать
управомочивающие – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
4. По
степени определенности
5. По логическому объему нормы бывают общие и специальные. Общая норма всегда логически охватывает специальную. При конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма. Например, норма об убийстве – общая, норма об убийстве в состоянии аффекта – специальная.
Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.
Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.
Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.
Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.
В простых
гипотезах указывается какое-то
одно обстоятельство, через которое
осуществляется юридическая норма.
В сложных гипотезах
Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.
Управомочивающие
диспозиции определяют
Обязывающие
диспозиции обязывают субъекты
совершать необходимые
Запрещающие
диспозиции обязывают
Санкцией
называется такая часть
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"