Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка
ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК
Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).
2.производные
– органы, которые формируются
первичными органами государств
В
зависимости от объема
1.высшие
органы власти – это
2.центральные, в частности министерства;
3.местные
– государственные органы
В
зависимости от широты
1.органы
общей компетенции – это
2.органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В
зависимости от числа
1.коллегиальные
– те, которые принимают решение
большинством голосов,
2.единоличные
– где решения принимаются
единолично руководителем,
В
зависимости от характера
1.законодательные;
2.исполнительные;
3.судебные;
4.контрольно-надзорные органы.
В
зависимости от времени
1.постоянные
органы – составляют
2.временные,
которые создаются в
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
2. непротиворечивость,
т. е. не допускается наличие
нескольких взаимоисключающих
3. полнота,
в соответствии с ней
4. самостоятельность,
не допускается возможность
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
1. разделение
властей. Выделяют три ветви
власти: законодательную, исполнительну
2.демократизм.
Демократия– народовластие. В
соответствии с принципом всем
гражданам предоставляется
3.гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
4.законность
– строгое и неуклонное
5.профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
6.гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
7.национальное
равноправие, в соответствии с
которым любому лицу вне
8.федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.
К
организационным принципам
1.иерархичность;
2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
3. ответственность
государственных органов за
4. сочетание
коллегиальности и
5. соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные
принципы организации и
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:
1.социально-экономические, культурные;
2.исторические, национальные и религиозные традиции;
3.природные и климатические условия;
4.расстановка политических сил и т. д.
Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:
1) форма правления –
организация высших
2) форма государственного
устройства – отражает
3) государственно-правовой
(политический) режим – представляет
собой совокупность приемов,
Таким образом, форма государства определяет:
1.порядок формирования
органов государственной
2.структуру государственных органов;
3.особенность
территориальной
4.характер взаимоотношений
органов государственной
5.специфику отношений государственных органов и населения;
6.приемы, способы,
методы осуществления
В соответствии
с указанной выше классификацией
элементов государства
Российская Федерация в соответствии с Конституцией является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
В результате можно
выделить характерные черты
1.демократизм;
2.федерализм;
3.республиканская форма правления;
4.разделение властей;
5.политическое, идеологическое многообразие;
6.признание
и гарантирование Основным
7.государственный
суверенитет, носитель
8.правовое государство;
9.социальный
характер, в соответствии с ним
политика государства
Российская Федерация является полупрезидентской республикой.
По своему государственному
устройству Российское государство
является федерацией, которая построена
на следующих характерных
1.добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;
2.равноправие
субъектов Российской Федерации
3.самоопределение
народов, наций и
4.государственная целостность;
5.разграничение
полномочий между
Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия
– форма правления, при
1.высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);
2.власть наследуется
представителем правящей
3.монарх осуществляет
функции как главы государства,
Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов:
1. абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
2. ограниченная
– может быть конституционной,
парламентской и
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1.правительство
формируется из представителей
2.в законодательной,
исполнительной и судебной
При дуалистической монархии:
1.государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2.правительство,
в отличие от парламентской
монархии, не зависит от партийного
состава парламента и не
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1.президент
имеет значительные полномочия
и является одновременно
2.правительство
сформировывается
3.жесткое разделение
властей на законодательную,
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
1.правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2.глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"