Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

2.производные  – органы, которые формируются  первичными органами государства (например, правительство).

 

 В  зависимости от объема выполняемых  полномочий выделяют:

1.высшие  органы власти – это правительство,  парламент и т. д.;

2.центральные,  в частности министерства;

3.местные  – государственные органы субъектов  Федерации и т. п.

 

 В  зависимости от широты компетенции  различают: 

1.органы  общей компетенции – это президент,  правительство и др.;

2.органы  специальной компетенции – это  министерства, различные службы  и агентства.

 

 В  зависимости от числа государственных  гражданских служащих существуют органы:

1.коллегиальные  – те, которые принимают решение  большинством голосов, например  правительство;

2.единоличные  – где решения принимаются  единолично руководителем, например  президентом.

 

 В  зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1.законодательные;

2.исполнительные;

3.судебные;

4.контрольно-надзорные  органы.

 

 В  зависимости от времени функционирования:

1.постоянные  органы – составляют большинство  государственных органов, рассчитаны  на функционирование в нормальных условиях;

2.временные,  которые создаются в чрезвычайных  условиях, а также для реализации  каких-либо крупномасштабных задач.

 

Принципы  организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1. нормативность,  что обозначает закрепление в  законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие  нескольких взаимоисключающих принципов;

3. полнота,  в соответствии с ней происходит  предварительное установление самых  важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4. самостоятельность,  не допускается возможность дублирования  нескольких принципов.

 

Различают также две группы принципов организации  и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

 

 Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

 

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1. разделение  властей. Выделяют три ветви  власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2.демократизм.  Демократия– народовластие. В  соответствии с принципом всем  гражданам предоставляется одинаковая  возможность влиять на политику  и выполнять контроль над действующими  государственными органами;

3.гласность.  В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4.законность  – строгое и неуклонное соблюдение  всеми государственными органами  правовых предписаний, законов;

5.профессионализм  и компетентность. Этот принцип  предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6.гуманизм  – принцип, который призван  обеспечить приоритет прав и  интересов личности человека  и гражданина при реализации  деятельности государственным аппаратом;

7.национальное  равноправие, в соответствии с  которым любому лицу вне зависимости  от национальности, расы, вероисповедания  и т. д. предоставляется возможность  для замещения им государственной  должности, причем на равных  условиях;

8.федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

 

 К  организационным принципам относятся:

1.иерархичность;

2. дифференциация  и законодательное закрепление  функций и полномочий;

3. ответственность  государственных органов за принимаемые  ими решения, а также за неисполнение  или недобросовестное исполнение  должностных обязанностей в сфере  предусмотренных полномочий;

4. сочетание  коллегиальности и единоначалия  в принятии решений;

5. соотношение  отраслевых и территориальных  начал управления.

 

 Частные  принципы организации и деятельности  государственного аппарата –  это те, которые имеют действие  только на отдельные органы  механизма государства.

 

 

  1. Понятие и элементы формы государства. Факторы, обуславливающие форму конкретного государства.

Форма государства  – это совокупность его внешних  признаков, порядка и способов организации  высших органов власти, реализации политической и государственной  власти.

 

 На форму государства  могут оказывать влияние следующие факторы:

1.социально-экономические,  культурные;

2.исторические, национальные  и религиозные традиции;

3.природные и климатические  условия;

4.расстановка политических  сил и т. д.

 

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

 

1) форма правления –  организация высших государственных  органов, порядок их образования,  структура, полномочия, взаимодействие  с населением, а также друг  с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

 

2) форма государственного  устройства – отражает политико-территориальную  организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между  центральной и местной властью.  По форме устройства государства  разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

 

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет  собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления  власти. Основные типы политических  режимов: авторитарный, демократический,  тоталитарный.

 

 Таким образом,  форма государства определяет:

1.порядок формирования  органов государственной власти;

2.структуру  государственных органов;

3.особенность  территориальной самостоятельности  населения;

4.характер взаимоотношений  органов государственной власти  друг с другом;

5.специфику  отношений государственных органов и населения;

6.приемы, способы,  методы осуществления политической  власти.

 

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского  государства.

Российская  Федерация в соответствии с Конституцией является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

 

В результате можно  выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1.демократизм;

2.федерализм;

3.республиканская форма правления;

4.разделение  властей;

5.политическое, идеологическое многообразие;

6.признание  и гарантирование Основным Законом  государства местного самоуправления;

7.государственный  суверенитет, носитель которого  – многонациональный народ Российской Федерации;

8.правовое государство;

9.социальный  характер, в соответствии с ним  политика государства сориентирована  на создание условий, которые  обеспечивают человеку достойную  жизнь и свободное развитие.

 

Российская  Федерация является полупрезидентской  республикой.

 

По своему государственному устройству Российское государство  является федерацией, которая построена  на следующих характерных признаках  федерализма:

1.добровольное  вхождение в состав Федерации  субъектов РФ;

2.равноправие  субъектов Российской Федерации;

3.самоопределение  народов, наций и национальностей;

4.государственная  целостность;

5.разграничение  полномочий между федеративными  органами государственной власти  РФ и органами власти субъектов  Российской Федерации и др.

 

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

 

  1. Форма правления: понятие и виды. Форма правления в России: этапы развития и современное состояние.

Форма правления  – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает  влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

 

 Монархия  – форма правления, при которой:

1.высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2.власть наследуется  представителем правящей династии  и выполняется пожизненно;

3.монарх осуществляет  функции как главы государства,  так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

 

Монархическая форма правления имеет место  в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

 

 Монархии  могут быть двух видов:

1. абсолютная  – верховная власть по закону  полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2. ограниченная  – может быть конституционной,  парламентской и дуалистической.

 

 Конституционная  монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

 

Признаки парламентской  монархии:

1.правительство  формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2.в законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха практически отсутствует  (имеет символический характер).

 

При дуалистической монархии:

1.государственная  власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2.правительство,  в отличие от парламентской  монархии, не зависит от партийного  состава парламента и не ответственно  перед ним.

 

 Республиканская  форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

 

В президентской  республике:

1.президент  имеет значительные полномочия  и является одновременно главой  государства и правительства;

2.правительство  сформировывается внепарламентским  путем;

3.жесткое разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную. Основным признаком  этого разделения является большая  самостоятельность государственных  органов по отношению друг  к другу.

 

Такая форма  правления существует, например, в  США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской  республике.

 

В парламентарной республике:

1.правительство  формируется на парламентской  основе и ответственно перед  ним;

2.глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"