Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

 

В системе юридических  дисциплин теория государства и  права занимает ведущее место, так  как она вооружает обучаемых  знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения.

 

Главная же заслуга  теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества. Вооруженные знаниями общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

 

Все сказанное  относится и к практической работе в органах внутренних дел. Вместе с тем теория государства и права имеет особое значение в деле высокопрофессиональной подготовки сотрудников системы МВД.

 

Во-первых, она  позволяет видеть место органов  внутренних дел в механизме государства, а также их роль в выполнении государственных функций.

Во-вторых, теория государства и права, освещая  проблему «Государство, право и личность», дает надежный ориентир во взаимоотношениях работников органов внутренних дел  с населением.

В-третьих, эта  наука дает направление деятельности органов внутренних дел в условиях углубления и расширения демократии, формирования правового государства, развития самоуправленческих начал и гласности в работе государственного аппарата.

В-четвертых, она  вооружает знаниями о возможностях и пределах использования права и иных элементов механизма правового регулирования в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В-пятых, теория государства и права, освещая  проблемы правомерного поведения и  правонарушений, правоприменения, юридической ответственности, обеспечения законности и правопорядка в целом, как через отраслевые юридические науки, так и непосредственно, дает знания о правовой основе повседневной деятельности различных служб и подразделений ОВД.

 

  1. Первобытное общество: экономическая основа,  социальное управление и регулирование общественных отношений.

В первобытном  обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

 

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции  военных лидеров.

 

В эпоху неолита  изменились производственные отношения  – появилось разделение труда  на земледелие и скотоводство, что  повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

 

В земледельческих  общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

 

Все эти факторы  неизбежно повлекли возникновение  государства. Власть вождя стала  передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы, которые также заинтересованы в укреплении гос власти.

 

В странах с  восточным типом производства –  в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в  государствах ацтеков и майя –  развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью. В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

 

В связи с  возникновением классов появляется и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее  не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.

 

Социальные  нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось  и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.

 

  1. Причины, формы, факторы и общие закономерности процесса возникновения государства и права.

Процесс формирования государства в разных странах  происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

1.переход присваивающего  хозяйства к экономике производящего  характера;

2.появление  разделения труда: возникновение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия, выделение особой  социальной группы людей – купцов;

3.появление  в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного  расслоения общества;

4.возникновение  частной собственности на продукты  труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому  расслоению общества.

 

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

 

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

 

1.  Афинская. Считается, что процесс возникновения  государства в Афинах шел классическим  путем. Этапами данного процесса  являлись последовательные реформы:  Тезея Солона, Клисфена. Главная  идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

 

2. Древнеримская.  Данная форма возникновения государства  имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

 

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

 

4. Азиатская. В странах  Древнего Востока и Азии на  форму возникновения государства  повлияли климатические условия.  Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

 

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

 

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

 

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

 

 

  1. Характеристика основных теорий происхождения государства и права. Причины их многообразия.

Одна из первых теорий, объясняющая природу государства  естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

 

Теологическая теория происхождения государства  различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом  Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и императорского Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле «всякая власть от бога» имеется в виду лишь абстрактная власть, а не власть конкретного монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христианской власти.

 

Теория договорного  происхождения государства и  права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) представляет государство и право продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII–XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права. Важнейшими из условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в «естественное» состояние.

 

Широкое распространение  в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти.

 

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или  иные естественные закономерности возникновения  и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

 

Теория насилия, главным представителем которой  является Л. Гумплович, рассматривает  государство как результат насилия, вражды, завоевания одних народов  другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

 

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала  государство как результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью  государства понимались его классовая  природа, использование государства  для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает.

 

Причины возникновения  государства и права разъясняет также и так называемая психологическая теория, ярким представителем которой был Л. Петражицкий. Возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям».

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"