Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
Структура: Первое. Историко-теоретический блок юриспруденции (тгп, иогп). Второе. Отраслевая юридическая наука (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.). Третье. Прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.). Четвертое. наука международного права (международного публичного и международного частного права).
2.Правоведение
в системе общих гуманитарных
и социально-экономических
В юридической науке, познающей специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция рассмотрения теории государства и права как политико-юридической или даже политической науки. Юридическая наука, с одной стороны, учитывает «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.
Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности. В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.
3. Функции юр.науки
1. познавательная – установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания.
2. констатирующая – установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей.
3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни.
4. Эвристическая функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи.
5. методологическая функция.
6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной деятельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.
4. Особенности предмета ТГП, ее место в системе юридических наук
теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права вообще, направления возвышения личности в системе
ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования. Это общий объект науки.
Предмет теории государства и права детализирует объект по названным выше позициям и обнаруживается в поэлементном срезе науки и учебной дисциплины. Это науковедческий и методологический блок знаний (объект, предмет науки, методология познания); институциональный компонент (общее учение о государстве и праве, современная государственно-правовая жизнь); функционально-динамический компонент (функции государства и правовые формы их осуществления, правотворчество, правоприменение и др.); результативный компонент (правовое поведение, законность и т. д.); наконец, ценностно-интеллектуальный компонент предмета теории государства и права. Особенности предмета данной науки и учебной дисциплины дает основание для вывода о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевым и прикладным компонентам юриспруденции в порядке реализации ее методологической функции и по другим основаниям.
5. Методологии правоведения
Методологию правоведения можно определить как систему принципов, способов и средств, применение которых обеспечивает получение достоверного знания о государственно-правовых закономерностях.
Теологическая методология основана на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. Естественно-правовая методология. Она ориентирует на обнаружение и познание существа государства и права в их обусловленности природой человека. Определенное значение для методологических построений имели историческо-правовые и психолого-индивидуалистические принципы, приемы и способы познания права, особенно социологическая юриспруденция.
6. Исследовательские направления изучения предмета ТГП. Методологическим основанием изучения объекта и предмета теории государства и права, имеющим универсальный характер, является философия. Она на мировоззренческом уровне обеспечивает получение достоверного знания, исходя из объяснения объективного мира, человеческого общества и самого человека, с одной стороны. С другой – поднимает познание явлений, форм, институтов, механизмов в государственно-правовой жизни на уровень философских обобщений. Философия, в свою очередь, возвышается в связи с получением предметного знания, что способствует выработке идеальных ценностей и моделей в государственном устройстве и правовом регулировании.
С философским направлением
юридических исследований взаимодействует социологическое,
обусловленное, во-первых, тем, что государство
и право являются институтами общества,
действуют в определенном порядке
взаимосогласования в цепи: человек
(личность) – государство и право – общество;
во-вторых, наличием разделов философии:
«Философия истории», «Социальная философия»,
«Политическая философия» и др. Одновременно
социологическое направление нередко
квалифицируется как социология права
и рассматривается вместе с философией
права в качестве компонентов в структуре
юридической науки и теории государства
и права. Формально-догматическое
направление освоения предмета
юридической науки и теории государства
и права акцентирует внимание исследователя
на постижении догмы права, наличных правовых
явлений в их данности. За скобки здесь
выносятся ценностные и оценочные компоненты
юридического знания, мировоззренческо-
7. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы получения достоверного знания о гос-ве и праве.
1) общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:
- материалистический подход
- позволяет проследить связь
государства и права с
- диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;
- метод перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному - например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма государственного устройства, затем к их видам;
- исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;
-системный метод - исследование объекта как системы - упорядочивание множества элементов.
2.) частнонаучные
• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы
• метод государственного и правового регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно судить о других.
• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
спец методы:
1)сравнительно-правовой (сопоставление
различных гос и правовых
2)формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)
8. Категории и понятия ТГП. Их логический строй.
Значение категории как наименования (имя собственное) предмета и понятия как индивидуализации предмета через обнаружение и объединение наиболее существенных признаков, свойств, показателей соответствующего явления, института.
В первых разделах можно видеть характеристику юридической науки, ее структуры, функций, понятия и места теории государства и права среди других юридических наук, а также методологических оснований познания предмета юриспруденции и теории государства и права. Другие разделы содержат обобщенную характеристику государства, его функций, форм, государственного аппарата и др., институциональные и функциональные компонентые государственной организации. Наиболее весомыми с позиции удельного веса являются разделы общего учения о праве, его функционального анализа, механизма урегулирования общественных отношений.
9. Теории происхождения гос-ва и права: общая хар-ка
Теологические теории (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) – одни из самых древних и одновременно «сквозных» теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога». Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель. Он считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина. Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев) Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству. Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития. Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий.
10. Общественная
власть и правовое
В дородовом и родоплеменном строе общественных отношений социальные связи базировались на принципах самоуправления, которое обусловливается всей организацией жизни – равным участием всех в получении продуктов жизнеобеспечения (собирательство и охота), равным отношением к орудиям труда, грубоуравнительным распределением получаемых в готовом виде средств поддержания жизни. Это определяет саму природу публичной власти и социального регулирования в родоплеменной организации жизни людей.
– Публичная власть формировалась в пределах рода, племени, действовала в условиях кровнородственных связей, цементировалась социальными нормами, первобытными обычаями, традициями.
– Публичная власть непосредственно совпадала с населением и имела характер самоуправления. В частности, родовое собрание избирало старейшин, а на время военных действий – военных вождей. Последние были подотчетны и сменяемы.
– Механизм осуществления публичной (общественной) власти характеризовался тем, что важнейшие вопросы решались в окружении взрослых членов рода, которые всегда имели возможность воздействовать на характер принимаемого решения.
– Социальные нормы – это первобытные обычаи, традиции, мораль, которые исходили от всего общества, а при нарушениях обеспечивались всем обществом, силой привычки, убеждением, принуждением. Публичная власть и социальные нормы удовлетворяли потребность в управлении сообществами людей, т.к. условия для формирования другой управляющей системы еще не сложились.
11. Общие закономерности происхождения гос-ва и права. формы возникновения гос-ва и права у разных народов
В целом государство возникает закономерно. Оно существенно отличается от систем самоуправления догосударственного общества по следующим позициям: 1. Территориальным делением населения, заменяющим кровнородственные связи, и возникновением свойственного только государству института гражданства, подданства, определяющих юридическую принадлежность вместе с определенным правовым статусом к данному государству, его территории. 2. Публичная власть в государстве не совпадает с населением. Она «материализуется» в особом слое профессионально подготовленных людей, «оформленных» в государственных структурах, государственном аппарате, выполняющих работу по управлению обществом. 3. Для содержания такой публичной (государственной) власти взимаются налоги (подати, дань) с населения. Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем прежде, свойства в силу возникновения межклассовых, сословных, кастовых противоречий. Условия жизни вызывают необходимость появления более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"