Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
91.Особенности юридической
природы актов локального
Локальное нормативное регулирование является одним из проявлений самоорганизации общества. Целью такого регулирования является "упорядочение корпоративных отношений "изнутри", создание сбалансированной системы корпоративных отношений, в основе которых лежит социальный мир и эффективная экономика Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, в дальнейшем не вмешивается в данную сферу. Локальное регулирование направлено на законные интересы основных участников правоотношений (в сфере труда - это работник и работодатель Локальное нормотворчество имеет характерную особенность: по своему содержанию распространяется лишь на определенные участки общественных отношений. Обладая конкретизирующим свойством, оно не только компенсирует несовершенство законодательства, но и детализирует его. По общему правилу локальные нормативные акты (как обязательные, на которые есть прямое указание в вышестоящем нормативном правовом акте, так и инициативные, утверждаемые организациями самостоятельно) имеют ограниченную сферу действия, т.е. их нормы имеют силу только в пределах конкретной организации. В юридической литературе признано, что в локальных актах происходит конкретизация общих положений, зафиксированных в актах более высокого уровня <6>. Кроме того, по мнению некоторых ученых, на современном этапе уже нельзя сводить роль локального нормотворчества только к той или иной форме конкретизации норм федерального и республиканского уровней <7>. Практика применения действующего законодательства позволяет более широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании в современной России. Локальные нормативные акты могут в той или иной степени восполнить пробелы законодательства и осуществить первичное правовое регулирование при отсутствии соответствующих вышестоящих нормативных правовых актов
92.Порядок опубликования
и вступления в действие
Законы и подзаконные нормативные правовые акты обнародуются путем опубликования и иным, определенным в самом акте, образом. Все нормативные правовые акты, регулирующие права человека, обязательно нуждаются в опубликовании. Законы и другие общегосударственные акты публикуются в официальных изданиях: Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации. Право публиковать официальные тексты законов и других нормативных правовых актов имеет издательство «Юридическая литература».
Нормативные правовые акты действуют во времени. Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. В-третьих, время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ. В-четвертых, те нормативные правовые акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия нормативных правовых актов связывается со следующими обстоятельствами:
1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
2) в связи с прямой
отменой нормативного
3) в связи с фактической заменой нормативного правового акта иным актом, регулирующим ту же область общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного правового акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий прав. норм.
Вновь принятый нормативный правовой акт по общему правилу распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:
1) когда в самом нормативном правовом акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
2) когда нормативный правовой
акт смягчает уголовную
3) когда нормативный правовой
акт отменяет уголовную
Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный правовой акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта
93.Действие нормативных
правовых актов в пространстве
и по кругу лиц.
Действие в пространстве. Пределы действия
нормативно-правового акта в пространстве
определяются территорией, на которую
распространяются его предписания. Под
территорией понимается земная поверхность,
недра, водное и воздушное пространства
в пределах государственной границы, территория
посольств за рубежом, военные корабли
в открытом море и в иностранных территориальных
водах, невоенные суда в открытом море
и в иностранных территориальных водах,
кабины летательных и космических аппаратов
в атмосфере. Территориальные пределы
действия нормативных актов отражают
суверенитет государства и его юрисдикцию.
Иностранное законодательство применяется
на территории конкретного государства
лишь постольку, поскольку оно само это
допускает в общей форме или в конкретных
соглашениях с зарубежными государствами.
Международными договорами регулируется
и так называемое экстерриториальное
действие правовых актов, когда законодательство
данного государства распространяется
за пределами его территории (действует
в отношении граждан и организаций, находящихся
на территории других государств).
Действие нормативных актов распространяется,
как правило, на территорию, которая подведомственна
органу, их издавшему. Так, нормативные
акты членов федеративного государства
действуют лишь на их территории; акты
местных органов государства - на территории
района, префектуры, города, земли и т.п.
Но и нормативные акты, издаваемые высшими
органами государственной власти Российской
Федерации, могут распространять свое
действие только на определенную часть
страны, если соответствующий орган это
прямо оговорит при принятии конкретного
нормативного акта.
Действие по кругу лиц означает по общему
правилу распространение нормативных
требований на всех адресатов в рамках
территориальной сферы действия того
или иного акта. Законы и другие нормативные
акты на территории государства действуют
применительно ко всем гражданам, государственным
и общественным организациям. Их действие
распространяется также на иностранных
граждан и лиц без гражданства. Этим лицам
гарантируются предусмотренные национальным
законодательством права и свободы. Они
могут обращаться в суд, в другие органы
государства для защиты принадлежащих
им личных, имущественных, семейных и иных
прав. Иностранные граждане, лица без гражданства,
находящиеся на территории определенного
государства, должны уважать его конституцию
и соблюдать законы.
94.Понятие
и виды систематизации
Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Целями систематизации являются: создание стройной системы законодательства, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление.
Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные правовые акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение нормативных предписаний не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных правовых актов (т.е. по хронологическому принципу).
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. К источникам неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д.
Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация – это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.
95.Юридическая
техника в правотворчестве.
Юридическая техника в правотворчестве определяется как совокупность правил, приемов и средств осуществления правотворческих работ, применение которых обеспечивает наиболее полное соответствие формы нормативных установлений их содержанию, доступность и обозримость массива нормативных предписаний, полноту урегулирования общественных отношений. Среди правил и приемов проведения правотворческой работы следует назвать прежде всего правила русского языка; правила прохождения документов в правотворческом органе; правила поиска, систематизации, хранения информации; наконец, использование унифицированных стереотипов и реквизитов формируемого документа.
В процессе правотворчества следует руководствоваться следующими требованиями к форме проектов:
– логической увязкой текста проекта;
– непротиворечивостью как внутри проекта, так и между нормативными правовыми актами;
– экономией нормативного материала при обеспечении полноты урегулирования предмета;
– точностью и ясностью языка текстов нормативных установлений;
– определенностью и единообразием используемых терминов и словосочетаний.
96.Понятие реализации норм права. Формы непосредственной реализации норм права.
Право только тогда может выполнить свое предназначение по урегулированию общественных отношений, когда его нормы реализуются, обеспечивается организованное его воздействие на сознание и поведение субъектов социальных связей.
Законодатель и другие субъекты правотворчества используют максимум возможного для того, чтобы энергии нормативного предписания было достаточно для его непосредственной реализации.
Отправные нормативные установления законодательства – программные положения, предписания-принципы, нормативные обобщения-дефиниции и т.д. – реализуются как средства социального ориентирования по ценностным, информационным каналам и только в конечном счете – через субъективное право и юридическую обязанность, специализированные обеспечивающие предписания – дополнительные, коллизионные, сроки фикции и др. – действуют через обеспечение непротиворечивости, согласованности нормативного материала, выполнение дополнительных функции права.
Реализация норм права – это осуществление нормативных предписаний, их воплощение в правомерное поведение людей.
К формам непосредственной реализации нормативных предписаний относятся:
- соблюдение нормативного
предписания – это воздержание
от нарушения правовых
- исполнение нормативного предписания – это активная деятельность лица, специально направленная на реализацию возложенных на него обязанностей. Реализуются след дозволения: плата налога, возвращение кредитору долга и др.
- использование правовых возможностей – это активная деятельность лица, специально направленная на получение предоставленных ему прав, возможностей. Например поступление в вуз, заключение трудового соглашения и др.
97.Применение норм
права как правовая форма
Применение норм права определяется как организационно-правовая форма деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разрешением жизненных ситуаций и принятием в порядке, определённом нормами процессуального права, актов применения норм права.
Как и другие правовые формы государственной деятельности, правоприменение характеризуется:
– наличием полномочий для производства правоприменительных действий;
– официальностью работы правоприменителя;
– разрешением юридических дел;
– процессуальной урегулированностью порядка осуществления
действий;
– юридически значимыми результатами;
– использованием технико-юридических средств для оптимизации этой работы.
Важно отметить логическую сторону действий правоприменителя. Она состоит в подведении жизненного случая (малая посылка) под действие общей нормы (большая посылка) и на этой основе – в формулировании выводов по делу (умозаключение).
Достоверность выводов по делу связана с выполнением необходимых требований к качеству работы. Это требования законности и обоснованности.
98.Основания применения норм права.
В первую очередь следует заметить, что правоприменительная деятельность – это одна из правовых форм государственной деятельности и ей присущи все признаки, характерные для всех других правовых форм (правотворческой, контрольной и др.).
Вместе с тем специфическими признаются условия и предпосылки появления в сфере реализации норм права правоприменителя
– органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц и др. К числу таких условий и предпосылок относят:
а) возникновение спора о праве (нет возврата долга, наследники не поделили наследуемое имущество);
б) совершение правонарушения с необходимостью применения к правонарушителю мер государственного принуждения;
в) необходимо властное распоряжение по определению нового правового статуса лица (приказ ректора о зачислении в вуз, назначение на должность, решение диссертационного совета о присвоении учёной степени и т.п.).
В этих случаях на пути непосредственной реализации норм права возникают препятствия, которые преодолевает правоприменитель. В ходе его властной деятельности энергия нормативного предписания дополняется энергией властного индивидуального распоряжения – акта применения норм права. Тем самым обеспечивается реализация нормативного предписания иными средствами, в том числе принудительными.
99.Стадии применения норм права.
Правоприменительная деятельность характеризуется сквозь призму конструкции «юридическая процессуальная форма»
Называют след стадии правоприменения:
А) Стадия юридического анализа фактических обстоятельств дела. Здесь совершается ряд процессуальных действий для получений доказательств. Это допрос свидетелей, назначение экспертиз, осмотр места происшествия.
Б) Выбор нормы права, подлежащей применению. Правоприменитель ищет официальный текст нормы права (Российская газета, собрание законодательства РФ), удостоверяется в доброкачественности информации.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"