Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
В) Толкование нормы права: уяснение смысла нормативного предписания, поиск официального разъяснения нормативного предписания.
Г) Вынесение решения по делу правоприменительного акта, в котором закрепляются выводы по делу. Решение суда, приговор суда, приказ директора и др.
100.Понятие и
классификация актов
Акты применения норм права – это юридические документы, принимаемые управомоченными органами и должностными лицами по результатам разрешения юридического дела, содержащие властные распоряжения относительно персональных прав и обязанностей.
Акты применения норм права принимаются управомоченными органами и должностными лицами, обеспечивают реализацию нормативных предписаний применительно к конкретным жизненным ситуациям, имеют конкретный адресат (персонифицированы) и регулируют индивидуальную плоскость социальных связей, исчерпываются однократной реализацией (исполнением), выполняют функцию поднормативного регулирования общественных отношений.
Акты применения норм права классифицируются по субъектам принятия; характеру правового воздействия (регулятивные, правоохранительные, правонаделительные); юридической форме (указы, распоряжения, приказы); отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования); по юридическому значению (промежуточные, окончательные); характеру юридических последствий (правоконстатирующие, правоизменяющие, правопрекращающие); форме выражения (акты-документы, акты-действия).
102. Понятие и виды толкования норм права.
Толкование нормативных предписаний – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по установлению их смысла в целях правильной реализации и совершенствования.
Толкование нормативных предписаний включает два взаимодействующих компонента – уяснение и разъяснение.
Уяснение смысла нормативного предписания – это мыслительная деятельность лица, направленная на объяснение заложенной в словесной формулировке воли законодателя. Смысл нормативного предписания уясняется «для себя».
Разъяснение смысла нормативного предписания – это деятельность управомоченных органов и лиц, а также других субъектов, связанная с доведением до заинтересованных профессиональных групп и субъектов правореализации действительного смысла и воли законодателя. Целью разъяснений нормативных предписаний является доведение информации о содержании и смысловом значении нормативного предписания для объяснения правильной и единообразной реализации в практической работе, преодоления коллизий, нестыковок, неясностей в правоприменительной практике.
103.Требования правильного применения норм права.
Необходимость толкования обусловлена особенностями пред-
мета, целей и пределов, а также материальным и волевым содержанием нормы права, в частности следующими свойствами права.
1. Формальной определённостью нормативных предписаний,
заключающих вид и меру возможного поведения, обязанного поведения, неблагоприятных последствий в случае совершения право-
нарушения. Кроме того, в текстах предписаний законодательства
слова, термины, словосочетанияиспользуются законодателем од-
нозначно, что подлежит установлению в интерпретационной деятельности.
2. Нормативностью как свойством законодательной материи,
определяющей высокую абстрактность нормативных предписаний и
возможностей их конкретизации, неперсонифицированность (некон-
кретность адресата), рассчитанность на многократность и непрерыв-
ность реализации. От нормативного предписания до поведенческого
акта с учётом признаков нормативности лежит пространство, освоение которого возможно через интерпретации.
3. Системностью нормативных предписаний, находящихся во
взаимосвязях и взаимодействиях в иерархической плоскости и по
«горизонтали».
В целом в процессе толкования устанавливаются соотношения буквы и духа закона, что имеет важное значение для правоприменительной (и не только) практики. В необходимых случаях, определяемых полномочиями, эта деятельность осуществляется упра-вомоченными органами. В процессе толкования задействуется целый спектр способов и средств. Результаты официального толкования закрепляются в специальных юридических актах (интерпрета-
ционных актах), неофициального толкования – в других письменных источниках, публикациях, заключениях.
104. Субъекты толкования норм права.
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит интерпретационная деятельность, различают официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами, имеет обязательное значение для других правоприменяющих органов и должностных лиц. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия, ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.
Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в статьях, монографиях, комментариях, заключениях. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.
Официальное и неофициальное толкование может быть 2х видов – нормативное (общее) и казуальное.
Нормативное толкование призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права, оно не ведет к созданию новых юридических предписаний, а только разъясняет смысл уже действующих, даётся в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального значения, неоднозначную и противоречивую практику их применения. Среди разновидностей нормативного толкования называют аутентическое и легальное.
Аутентическое (авторское) толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа. Принимая нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например, Президент РФ, Правительство РФ. Акты аутентического толкования имеют ту же форму и юридическую силу, что и толкуемый акт.
Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения – легальное толкование. Оно осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Такими полномочиями обладают Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. (п. 5 ст. 125, ст. 126, ст. 127 Конституции РФ). По результатам легального толкования принимаются интерпретационные акты (постановления).
Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по результатам рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения – правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное). Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином.
Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами в процессе осуществления полномочий. Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно не имеет формально обязательного значения, однако имеет силу научной обоснованности, убедительности – теоретической и с позиции юридической практики.
105. Толкование норм права по объему
В зависимости от соотношения текста и содержания, «буквы» и «духа», нормативного предписания различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное толкования.
Буквальное толкование – наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, словесное выражение нормативного предписания и его действительный смысл идентичны.
При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону), но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативные правовые акты, а не только акты органов законодательной власти.
Ограничительное толкование применимо, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в нормативном предписании записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания. Ограничительно толкуется ответственность за дачу заведомо ложных показаний, поскольку п. 1 ст. 51 Конституции РФ устанавливает ограничения.
106. Способы толкования норм права
Способы толкования - сов-ть приемов и средств, применение которых позволяет уяснить смысл нормативного предписания и выраженной в нём воли законодателя.
Грамматический (филологический) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного предписания. В нем сочетаются обычные литературные и общеупотребительные слова, спец. юр. терминология терминология из др.областей знаний и жизнедеятельности. Текстовое толкование - выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Главное – понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.
При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова (как при грамматическом толковании), а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой.
Системное толкование – это уяснение смысла правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли законодательства в целом. Системное толкование позволяет установить факты коллизий (противоречий), нестыковок между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии.
Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д.
С помощью историко-политического толкования выясняются, во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования.
107. Юридическая
природа и виды
Интерпретационные акты – юридические документы, принимаемые в результате официального нормативного толкования предписаний законодательства управомоченными субъектами и имеющие формально обязательное значение.
Различают акты аутентического и легального толкования в соответствии с разновидностями официального толкования.
Акты аутентического толкования по юридической силе приравниваются к разъясняемым положениям нормативного правового акта, поскольку эту работу осуществляет субъект правотворчества. Субъект толкования в праве выходить за пределы толкуемого нормативного предписания.
Юридическая припода актов легального толкования несколько иная. Они принимаются субъектами правоприменительной деятельности, имеющими специальные полномочия толковать нормативные предписания, принятые субъектами правотворчества
Акты легального толкование ориентированы на разъяснение предписаний законодательства по вопросам судебной практики, не имеют самостоятельного, отдельного, толкуемой нормы значения, формальная обязательность таких актов обеспечивается угрозой отмены решения по делу в случае неиспользования или неквалифицированного использования рекомендаций.
108. Пробелы в системе законодательства, пути их преодоления.
Пробел в законодательстве имеет место тогда, когда жизненный случай нуждается в правовом урегулировании, но нет нормативного предписания, которое прямо регулирует это отношение. Пробелы возникают в результате недосмотра субъекта правотворчества, вследствие недостаточно полного изучения предмета правового регулирования.
Пути устранения пробелов в законодательстве:
1 Восполнение пробела, которое
осуществляет субъект
2 Преодоление пробела
субъектами
Аналогия закона – распространение в процессе правоприменительной деятельности на не урегулированный конкретным предписанием законодательства жизненный случай другого нормативного предписания, регулирующего сходные отношения.
Аналогия права предполагает случае отсутствия конкретных и сходных предписаний законодательства применения общих принципов и смысла законодательства. Применение аналогии закона и аналогии права не допускается в уголовном праве.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"