Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.
Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).
Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.
В основе и первого, и второго лежат причины и исторически сложившиеся условия:
– слабость российских юридических традиций;
– нестабильность общества и переходная государственность;
– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;
– произвол чиновников и всплеск преступности.
Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.
131. Правовая культура в РФ, деформации и пути их преодоления
Правовая культура воплощает качественную сторону право-
сознания и институтов правовой системы, характеризующихся цен-
ностными показателями всех ее компонентов, восприимчивостью к
общечеловеческим достояниям свободы, равенства, справедливости.
1. Если правосознание
осознании права, правовых явлений индивидами, социальными
общностями, обществом в целом, то правовая культура являет ка-
чественную сторону, но не только правового мышления людей, но
и состояния институтов, нормативного компонента, правопорядка.
2. Если правосознание включает интеллектуально-психоло-
ические и поведенческие аспекты, процессы, то правовая культура
имеет большую степень «материализации» в правовых текстах, качестве правовой деятельности, ее эффективности, целесообразности.
3. Если для правосознания
доминирует оценочно-опережающе
достояние, способность к восприятию общецивилизационных ценностей всех правовых явлений.
4. Правосознание, наконец, динамично, а правовая культура
консервативна.
Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния,
несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.
Правовой нигилизм – это в целом скептически-
отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений,
а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости
(правовой негативизм).
Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном со-
стоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с пере-
оценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять
хороший закон, и все проблемы общества будут решены.
В основе и первого, и второго лежат причины и исторически
сложившиеся условия:
– слабость российских юридических традиций;
– нестабильность общества и переходная государственность;
– непрофессионализм и неквалифицированная работа в
структурах власти и правоохранительных органах;
– произвол чиновников и всплеск преступности.
Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и
других издержек состояния правосознания связано с длительной и
кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.
132. Правовой нигилизм и пути формирования юр. мышления.
Правовая культура воплощает качественную сторону правосознания и институтов правовой системы, характеризующихся ценностными показателями всех ее компонентов, восприимчивостью к общечеловеческим достояниям свободы, равенства, справедливости.
1. Если правосознание
2. Если правосознание включает
интеллектуально-
3. Если для правосознания
доминирует оценочно-
4. Правосознание, наконец, динамично, а правовая культура консервативна.
Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.
Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).
Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.
В основе и первого, и второго лежат причины и исторически
сложившиеся условия:
– слабость российских юридических традиций;
– нестабильность общества и переходная государственность;
– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;
– произвол чиновников и всплеск преступности.
Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.
133.Основные типы правопознания: обзорная характеристика.
Теологические учения о праве исходят из божественного происхождения и сущности права (Ф. Аквинский): в цепи соотношения
Вечного Закона, выражающего божественный разум; Естественного закона, обусловленного правилами природы; Человеческого закона,
положительного, снабженного юридической санкцией для обезвреживания людей порочных; Божественного закона, данного в божественных откровениях Ветхого и Нового заветов. Право определяется как действие справедливости в божественном порядке человеческого
общежития. Приоритет здесь отдается справедливости как воздаянию
каждому своего. Человеческое право может выступать как источник права, но лишь в качестве соответствия Естественному и Божественному началам.
Естественно-правовые концепции (Сократ, Платон) исходят из приоритета естественных, неотделимых от природы человека прав; из различения права (естественного) и закона (позитивного права); из соединения права и нравственности; из того, что
при возникновении противоречий права и закона государство отдает предпочтение праву.
Позитивистская концепция (К. Бергбом, Г.Шершеневич), в отличие от естественно-правовой, отдает приоритет субъективному праву, производному от объективного права, устанавливаемого государством. Юридический позитивизм исходит из разъединения права и
морали, поскольку право не связано моральными обоснованиями.
Право и закон отождествляются. Задача юристов состоит в тщательном изучении догмы права: юридических конструкций, наличных
норм права, юридической ответственности, интерпретаций – то есть в нахождении пути к достижению стабильного правового порядка.
Нормативистская концепция (Г. Кельзен) выстраивается на основе
противопоставления области сущего и должного. Право (область должного) находит свое обоснование в самом себе, а не в каких-то
классово-политических, социальных условиях и факторах. Оно (право),будучи системой норм, выстраивается в стройную, иерархически со-
подчиненную пирамиду, в основе которой лежит некая базисная норма,устанавливаемая логическим анализом реального юридического знания. Основная норма вводит все другие нормы и действия в контекст
правопорядка, придает им общезначимый характер, результативность и действенность. Непротиворечивость в такой замкнутой пирамиде способствует установлению режима законности при абсолютизации влияния государства на процесс формирования и действия права.
Психологическая концепция (Л.И. Петражицкий) исходит из признания правом конкретной реальности – эмоциональной, чувственной ее оценки. Обретая императивно-атрибутивный характер,эмоции и переживания признаются государством, становятся регулятором поведения людей, рассматриваются как наличное, действующее право.
Концепция выстраивается на основе признания правосознания и ценностей правовой культуры как правообразующего фактора.
Марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из обусловленности права экономическим строем общества,
исключительно классового его характера, производности права как системы норм от государства, обеспеченности права принудитель-
ной силой государства (примата государства над правом), перспектив его трансформации в правила коммунистического общежития
(мифологизации правопознания).
Марксистский подход стал основой для советского правопонимания, сложившегося в русле отождествления права и тоталитарного
законодательства, формирования этатистского позитивизма.
Социологические концепции (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих) исходят из поиска источника права не в норме или психике, а в реальной жизни. Право поэтому не в норме закона, не в правосознании,а в порядке общественных отношений. Выявление условий такого
порядка в процессе разрешения юридического дела является прерогативой судьи, административного органа.
Позитивным здесь является признание того, что нормы права
действуют в «системе координат», под влиянием множественных
социологических факторов; что роль судьи, разрешающего дело, в
освоении этих факторов велика; что в правоприменительной практике нужно находить социальное равновесие.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"