Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

сударством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления) либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ).

60. Право и технические нормы, особенности взаимодействия.

Технические нормы – это правила поведения, складывающиеся в связи с наиболее целесообразным использованием природных объектов и технических средств. 

Данные  нормы  регулируют  отношения  человека  к  явлению природы. Особенности предмета регулирования в главном отличает технические нормы  от  социальных, прежде  всего норм права. Последние всегда регулируют отношения между людьми, общественные  отношения. Отсюда  следуют  особенности  технических  норм:

1) они складываются в  результате взаимодействия человека  и природных объектов, познания  их свойств и особенностей;

2)человек в таком взаимодействии  стремится обезопасить себя от  неблагоприятного воздействия явлений (предметов) природы либо  определить  направление  целесообразного  их  использования;

3) технические  нормы  обеспечивают  законы  природы;

4) ряд  технических  норм  приобретает  соц.  значимость, в  связи с чем, появляются правила техники безопасности, правила дорожного движения и  др. Но  это  уже юр. нормы,  поскольку  их  реализация  предполагает  складывание  отношений между людьми, правоотношений. Это является фактором взаимодействия технических и правовых норм.

61. Признаки и  понятие нормы права.

Норма права хар-тся  как исходящее  от  гос-ва общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства.

– Норма права явл. носителем  всех  признаков  и  свойств,  присущих  и свойственных праву в целом.

– В норме права закрепляются такие соц. связи, которые  имеют  наиболее  важное  значение  и  ценность  для  личности, общества и  государства, которые являются  типическими, постоянно  повторяющимися,  адресуются  неопределённому  кругу  субъектов этих связей.

– Норма  права  устанавливается  или  санкционируется  гос-м.

– Норма права – общее правило, эталон, масштаб поведения, адресованный  индивидуальным  и  коллективным  субъектам  права.

–  Норма  права  всегда  является  правилом  поведения  общего

абстрактного характера. В соотв-х нормативных предписаниях поэтому обнаруживается большая или меньшая степень отдалённости (абстрактности)  по  отношению  к  регулируемому жизненному случаю.

– Норма права гарантируется в своём осуществлении правосознанием,  убеждением,  воспитанием,  в  случае  нарушения –  применением мер гос. принуждения.

Норма  права,  кроме  этого,  хар-тся  формально-юридическими показателями:

–  имеет  предоставительно-обязывающий  характер –  одним субъектам  предоставляет  юридические  возможности,  на  других возлагает бремя обязанностей;

– соединяет в себе количественные и качественные характеристики  регулируемой  соц. связи:  вид  и  меру  возможного поведения,  вид  и меру  должного  поведения,  вид  и меру  невыгодных последствий в случае правонарушения;

– содержит распоряжения государства различного свойства – общие ориентации, обязывания, дозволения, запреты, ограничения, рекомендации, стимулы, поощрения;

–  хар-тся  строением,  содержит  следующие  элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию.

62. Структура нормы права, её основные элементы.

Диспозиция - часть нормы права, в кот. содержится само правило поведения, указание на субъективное право и юридическую обязанность (простые, описательные, альтернативные).

Гипотеза нормы права – эта такая её часть, кот. указывает на жизненные обстоятельства (юр. факты), с кот. связывается наступление юр. последствий (простые, описательные, альтернативные).

Санкция нормы права – это такая её часть, кот. указывает на  невыгодные  последствия,  наступающие  в  случае  правонарушения.

Виды:

Абсолютно-определённая санкция – это вид и мера невыгодных последствий при нарушении диспозиции только определённой значимости: увольнение с работы, арест на имущество, подписка о невыезде и др. 

Относительно-определённая  санкция  предусматривает  вид  и меру  неблагоприятных   последствий  с минимальными  и максимальными его границами.

Альтернативная санкция предусматривает назначение двух и более однопорядковых видов и мер неблагоприятных последствий за  нарушение  диспозиции: штраф,  исправительные  работы,  лишение свободы.

Разновидности  санкций  по  отраслевым  критериям:  дисциплинарные,  гражданско-правовые,  административные, уголовно-правовые, процессуальные, конституционно-правовые.

Нормы уголовного права имеют свои структурные особенности. В них устанавливается юр. запрет, в связи с чем гипотеза  и  диспозиция  сливаются.  Отсюда  появляется  видимая  на  первый  взгляд  двучленность  структуры  уголовно-правовых  норм.  Следует  поэтому  различать  логическую (всегда  трехчленную) структуру  и  фактическую.  Последняя  и  создаёт  видимость  двухчленной нормы права.

63. Виды норм  права.

Нормы права классифицируются по различным основаниям:

–  по  отраслевой  принадлежности:

нормы  конституционного,  административного,  гражданского,  уголовного права и др.;

–  по  соотносимости  с  методами  правового  регулирования

Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей.

Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.

Факультативные нормы - позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).

-по функциям  права:

Регулятивные предписания направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Рассматриваемый вид юр. норм является правоустановительным потому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится главным образом к установлению субъективных юр. прав и обязанностей.

Охранительные предписания направлены на регламентацию мер юр. ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Необходимость обособленной и притом дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлена различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере.

Регулятивные нормы подразделяются на три вида:

обязывающие – юр. нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия;

запрещающие – юр. нормы, устанавливающие обязанность лица воздерживаться от действий известного рода (запреты);

 управомочивающие  – юр. нормы, устанавливающие субъективные права с положительным содержанием, т.е. права на совершение управомоченным тех или иных активных действий.

64.Нормы материального  и процессуального права.

Материальные  нормы  призваны  регулировать  общественные отношения   во   всех сферах жизни. На их основе  складываются  все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные  правоотношения.

Материальные нормы права: 1)регулируют эконом., полит., соц., идеолог.и иные материальные отношения; 2)определяют правовой статус гр-н, их права и обязанности.; 3)регулируют взаим-ния гр-н между собой и с создаваемыми ими общ. органами и организациями; 4)опосредуют деят-ть полит. партий, гос. органов и организаций, должностных лиц; 5)определяются компетенция гос. органов, их структура, сфера деятельности, характер взаим-ний с гр-ми и между собой, форма правления, гос. режим, форма гос. устройства; 6)устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности гос. органов, но и принципы их организации и деят-ти.

Процессуальные нормы регулируют деят-ть правоприменительных органов,  порядок ведения ими юр. дел и  касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему. Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осущ-ния и защиты предусмотренных материальными нормами прав.

 

 

 

 

 

65. Норма права  и статья нормативного акта.

Различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта.

I. Норма права и статья  НПА совпадают, например, ст. 14.11 Кодекса  РФ об административных право-

нарушениях «Незаконное  получение  кредита».  Здесь  совпадение связывается  с наличием  в  приведённой ст.14.11  гипотезы, диспозиции и санкции, т.е. с композиционной завершенностью статьи. 

II.  Норма  права шире,  чем  статья  НПА. Так, в большинстве  статьей ГК РФ, Семейного кодекса  РФ и 

др. обнаруживается один или два элемента нормы права.

III. Норма права может  быть уже, чем статья НПА. Ст. 213 УК РФ, например, содержит три  самостоятельных состава, т.е. три  нормы права.

66. Норма права  и нормативное предписание.

Нормы права  соотносятся  с нормативными  предписаниями по следующим позициям:

1. Норма права характеризует  содержание права (правила поведения), а нормативное предписание –  форму его внешнего выражения  и закрепления. 

2. Норма права – явление  всеобщее и универсальное для  права,  а  нормативное  предписание  –  конкретизированное  правовое требование  (дозволение,  запрет,  ограничение,  поощрение,  рекомендация).

3. Норма права – категория  науки,  а нормативное предписание  –  юридическое  выражение  и  закрепление  правового  требования, продукт правотворческой деятельности (практики).

67. Способы изложения  норм права в статьях НПА.

Способы изложения норм права в НПА: 1) прямой, когда все элементы юр.нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи др. с др.; 2) отсылочный, когда в статье один из элементов юр. нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же НПА; 3) бланкетный предполагает  закрепление части нормы права  в статье нормативного правового акта, а по недостающей части делается  отсылка  к  статьям  другого  нормативного  правового акта.

68. Понятие системы  права. Структура права.

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Структура права:

Права человека (естественные права). Это неотъемлемые права человека и гражданина, кот. дарованы человеку государством и принадлежат ему от рождения.

Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права.

Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом.

Нормы, изданные государством, или законодательные. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами); Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции).

Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы.

Договорные нормы. Они не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора.

 

 

69. Частное и  публичное право.

Частное право — совокупность юр. норм, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения.

Публичное право — это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, в которых реализуется публичный интерес либо возникает необходимость его охраны.

В основе деления права на частное и публичное лежат 2 сферы социальных отношений, в частном праве главным считают – правовое выражение частных и групповых интересов, равенство сторон, диспозитивный характер регулирования, увеличение дозволения в праве, признание гос-вом юр. силы договоров и защита их судом; публичное право связанно с публичной властью, носитель публичной власти – гос-во, поэтому в правоотношениях, носящих публичный характер, всегда присутствует субъект, обладающий властными полномочиями. Нормы публичного права обычно содержат жесткие предписания и не оставляют субъектам возможности изменить это императивное предписание.

70. Отрасль права: признаки, понятие, виды.

Признаки:

1. Отрасль права - это совокупность логически связанных институтов права и норм, центральный компонент среди других, центральное звено в структуре орава, характеризующиеся качественной спецификой правового регулирования определенной совокупности социальных связей.

2.  Она регулирует область (сферу) качественно однородных, -  обособленных в системе социальных связей, общественных отношений, имеет предмет правового регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"