Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
43. Демократия-понятие и основные компоненты.
Во-первых, демократия – это феномен, присущий государству. Если даже исходить из буквального перевода термина (demos и kratos), то народовластие (ст. 3 Конституции РФ) выражает сущность формируемого в демократическом режиме государства (ст.1 Конституции РФ).
Во-вторых, демократия проявляется исключительно в государстве. За его пределами она преображается в самоуправление.
В-третьих, демократия – это такое оформление государственной власти, при котором отсутствует единый центр власти. Организация государственной власти основывается на системе ее разделения на относительно самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную власти.
В-четвертых, демократия – это порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина в сочетании с обязанностями и ответственностью, обеспечивающий приоритет личности над всеми другими интересами и ценностями. Стабильный и предсказуемый правопорядок, формирующийся в русле реализации принципа законности.
В-пятых, демократия – это свобода делать все, что не запрещено законом. С этой стороны граждане действуют в общедозволительном режиме правового регулирования.
В-шестых, демократия – это государство, которое признает и уважает права и законные интересы меньшинства. Демократия не может быть основана на условиях и факторах, порождающих социальные, национальные и др. напряжения.
В-седьмых, демократия – системное образование, обусловленное единством лежащих в ее основе ценностей. Она характеризуется непротиворечивостью там, где нет глубокого материального, ценностного и иного разрыва между слоями и группами населения страны.
Демократия – это такая форма организации государственной власти и порядок властеотношений, при которой последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, реализуется правовой порядок взаимоотношения личности и государства на началах взаимной ответственности, реально утверждается режим правовых ограничений и законности в деятельности носителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к равновесию и благополучию.
44. Формы и институты демократии
Формы демократии – внешне выраженные способы формирования и реализации государственной воли. Традиционно различают формы представительной демократии и непосредственной демократии.
Представительная демократия имеет место там, где население страны (избиратели) осуществляет государственную власть через своих представителей. Формами народовластия здесь являются представительные органы власти, а также производные от них структуры (ветви) власти.
Непосредственная демократия имеет место в случаях прямого волеизъявления населения страны – избирателей, прямого участия в решении общегосударственных дел. К форме непосредственной демократии здесь относят выборы представительных органов власти, референдум, всенародный опрос.
Формы демократии складываются (материализуются) как ее компоненты, оформляются в институты демократии, образующие в совокупности систему. Институт демократии – это структурно-нормативное и функциональное образование в организации государственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу. Институты демократии характеризуют саму демократию в системе. Уместно поэтому относить такие институты к сфере экономики, организации власти, формирования институтов публичной власти, осуществления контроля и надзора за законностью и т.п.
45. «человек» «гражданин»
«личность» соотношение
Вопрос о соотношении понятий
«человек»-«личность»-«
обеспечиваемых им возможностей, на базе которых происходит гармонизация соотношения общества и государства, гражданина и государства, гармонизация в смысле обеспечения приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, открывающего путь к общественному прогрессу, формирующего экономическую, социальную базу государственности, интеллектуальный потенциал общества и т.п. Речь о взаимосвязи приоритета личности с удовлетворением объективных потребностей развития общества и государства, сила и мощь которых определяются развитостью экономических, политических, социальных, интеллектуальных инфраструктур, немыслимых без личностных, экономических, интеллектуально-творческих свобод и гарантированных иных возможностей людей.
Теоретическая конструкция правового государства в общем и целом базируется на ценностях либерализма – минимизация роли государства в экономической, социальной сферах жизни, ставка на формирование общечеловеческих ценностей свободы, равенства, справедливости, реализация цели построения консолидированного гражданского общества и др. Вместе с тем в условиях социально-структурированного общества роль государства в достижении его равновесия объективно возрастает. Нетрудно заметить, что даже в условиях буржуазного развития государство предпочитает снимать противоречия, конфликты, противостояния не силой, а иными средствами. Прекрасно понимая опасность социальных конфликтов, правящие классы, элиты перестают считаться с затратами на снятие социальных напряжений, обеспечивая безопасность общества и государства, незыблемость ценностей демократии.В русле складывающихся политических реальностей появляются теоретическая модель социальной политики, социальная функция государства, социальное законодательство. Социальная деятельность государства оформляется на уровне основного принципа конституционного строя (Германия, Франция, Испания и др.) и становится стандартом международного, определяющего минимальные социальные нормы. Последнее десятилетие рубежа XXI в. подтвердило привлекательность идеи социального государства, но не только с функциональной позиции выполнения социальной работы. Возобладает тенденция квалифицировать социальное государство как инструмент снятия социальных напряжений. Социальное государство сегодня − это активная сила общественного прогресса. Оно способно во взаимодействии с гражданским обществом развёртывать творческий его потенциал, задействовать энергию людей. Социальное государство − это не только право на достойное существование, но и на саморазвитие, прогресс через инвестирование средств в образование, науку, здравоохранение и др. в русле реализации соответствующих программ и законодательства. Идея и практика социального государства поэтому не противоречат тенденции его формирования как правовой организации публичной власти, т. е. как правового государства.
46. Право в общесоциальном смысле
Во-первых, общецивилизационное (надпозитивное) право является продуктом исторического развития. Оно берет начало в древнегреческой гуманистической традиции, возрождается в других условиях в представлениях идеологии естественного права (прежде всего в Европе, Америке), находит нормативное опосредствование в многочисленных нормативных документах, воплощается в масштабных международных документах.
Во-вторых, формируясь как международные стандарты, надпозитивное право становится всеобщим и универсальным юридическим средством, сдерживающим в силу международных обязательств государственную власть, обладающим приоритетом (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) над позитивным правом, внутренним законодательством.
В-третьих, надпозитивное право имеет свой предмет регулирования. Это основные (базовые) права, свободы, обязанности, образующие ядро правового статуса личности. Это устройство такой государственной власти, которая ориентирована на преодоление противостояний и конфликтов, на достижение благополучия, в основе которого лежит гарантированное осуществление основных прав и свобод.
В-четвертых, формой юридического закрепления общецивилизационного права является позитивное право, внутреннее законодательство РФ.
Общецивилизационное (надпозитивное) право – это признанные международным сообществом базовые формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости.
Общецивилизационное (надпозитивное) право – область фактических притязаний людей на пользование общественно необходимыми благами, берущими начало в природе человека и личности. Они опосредствованы как в международных документах, так и во внутреннем законодательстве (позитивном праве), имеют в силу этого юридический характер.
47. Основные права
и свободы человека и
В соответствии со значимостью и ценностью для человека, личности основные права и свободы классифицируются на обособленные группы.
Наиболее приближенными к интересам лиц, удовлетворяющих первичные жизненные потребности, являются личностные права. Это право на жизнь, здоровье, личную безопасность, физическую неприкосновенность и др. (физические права), а также неотделимые от личности права на имя, честь, достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность личной жизни, свободу передвижения и др. (личные права).
Далее, по степени приближенности и ценности для интересов лица идут интеллектуально-культурные права и свободы: право на воспитание и образование, право на пользование культурными ценностями, преумножение своими усилиями этих ценностей и достояний (свобода творчества), информационная открытость и свобода пользования информацией и т.п.
Следующую по значимости позицию занимают социально-экономическое права: право на собственность, в том числе на производительную собственность, право на выбор профессии и профессиональную подготовку, право на выбор трудовой деятельности и справедливую оплату труда, право на извлечение прибыли, право на отдых и др.
Общецивилизационное право включает группу политических прав и свобод: право на гражданство и правосубъектность, право на участие в формировании представительных органов власти и местного самоуправления, право на формирование и участие в деятельности общественных объединений, государственную защиту прав и свобод, а также гласность, открытость, свободу собраний, шествий, слова и др. Приведенная классификация основных прав и свобод человека и гражданина выстраивается по степени приближенности обозначенных групп к насущным интересам лица.
Основным правам и свободам человека и гражданина соответствуют основные обязанности. Это прежде всего обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон, обязанность платить законно установленные налоги, обязанность сохранять природу и окружающею среду, обязанность и долг защищать Отечество.
48. Правовой статус личности: понятие структура
Правовой статус – это правовое положение человека и гражданина государства, выраженное в совокупности прав и обязанностей, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством.
Сердцевину правового статуса образуют права, свободы, обязанности лица, определяемые международными соглашениями, Конституцией РФ. Конституционный уровень основных прав и свобод, обязанностей, гражданина конкретизирует отраслевой срез прав и обязанностей, а также законные интересы.
В структуре правового статуса личности определённое место занимают правосубъектность как способность быть субъектом права, гражданство. И то, и другое определяют полноту правового положения субъектов социальных связей. Правовой статус – явление многоплановое. Это не только правовое положение человека, гражданина, но и правой статус должностных лиц, органов государства, ветвей власти, объединений граждан. Отсюда разнообразие видов правовых статусов.
Различают международный, базовый (конституционный), отраслевой (специальный), индивидуальный правовые статусы. Уместно ставить вопрос о правовом статусе гражданина, общественных объединений, органов местного самоуправления, должностных лиц, органов государства, ветвей власти.
49. Правовое гос-во
в механизме обеспечения
1. Правовое государство – это государство (как и всякое), политическая организация власти, выполняющая государственную работус использованием средств легализированного принуждения. 2. Правовое государство обладает особенностями природы, институциональными, назначения и др. Во-первых, оно возвышается над гражданским (развитым) обществом и соответствует его самодостаточности – экономической, социально-политической, правовой. Во-вторых, правовое государство − это юридическое закрепление основных прав и свобод человека и гражданина. Их приоритет обусловливает наличие демократического режима осуществления власти, роль и значение государства как главного средства приведения общества к равновесию и благополучию.
В-третьих, правовое государство – это система разделения властей, баланс взаимных «сдержек» и «противовесов», отсутствие условий для возобладания единого центра власти и её монополизации, всегда приводящих к приоритету государственных начал и интересов под всеми другими интересами и ценностями (права человека, свобода, равенство и т.д.).
В-четвёртых, правовое государство – это наличие конституционного суда, способного поддерживать и гарантировать режим конституционализма, предотвращать всякие попытки выхода за пределы конституционного пространства. В-пятых, правовое государство – это организация власти, основанная на режиме законности, адресованном, прежде всего, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, общественным объединениям. В-шестых, в правовом государстве власть обладает свойством суверенитета. Отсутствуют любые надгосударственные структуры и решения.
В-седьмых, правовое государство основывается на ценностях правовой культуры и юридическом мировоззрении населения.
Правовое государство − политическая организация власти (социальный институт), базирующаяся на развитых институтах гражданского общества, выполняющая функции управления в пределах юридических ограничений, приводящая общество к согласию, равновесию и благополучию.
Под принципами правового государства следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации и функционированию публичной власти, являющиеся преобразованной формой отражения объективных закономерностей развития этой правовой организации в её гармоничном взаимодействии с носителями прав и свобод человека и гражданина. Это прежде всего принцип верховенства правового закона, но не только в его соотношении с системой подзаконных нормативных правовых актов, но и в постулате правосознания о правлении законов, а не лиц, о том, что только закон может разрешить все жизненные проблемы. Правовому государству присущ принцип его самоограничения правом. Речь идет о связанности государства международными и конституционными стандартами основных прав и свобод человека и гражданина, а также системой «сдержек». Принцип взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед своими гражданами также присущ правовому государству и определяет саму его природу. В государстве, основанном на праве, действует также принцип юридического равенства субъектов социальных связей, поскольку перед законом все равны в своих возможностях, т.е. формально. Право при этом является равным масштабом, применяемым к неравным людям. В этом видится высшая справедливость, гарантируемая правом.
50.Государственная власть и право.
Государство как институт общества и политический институт занимает определенное место в политической системе. Будучи организацией политической структуры, оно отличается от негосударственных организаций рядом показателей, обусловливающих его особую роль и значение консолидирующего звена, ядра и политической структуры, а также политической системы в целом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"