Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

109. Понятие и состав правового отношения.

Правовые отношения – это такие социальные связи, которые становятся юридическим выражением (формой) реальных жизненных обстоятельств, имеющих характер волевых отношений между лицами, одно из которых в соответствии с нормами действующего права требует от другого совершения действий или воздержания от действий, а другое обязано выполнить требуемое.

Правовые отношения характеризуются следующими показателями:

– социальной связью особого рода. Здесь присутствует особый по сравнению с другими социальными связями субъектный состав (субъекты права), права и корреспондирующие им обязанности, основания их возникновения, объекты и т.п.;

– связью между лицами, опосредствованной нормой права. Нет нормы права, нет и правоотношения;

– правовые отношения детерминированы условиями жизни людей, порождаются и подпитываются факторами, лежащими за пределами права, в обществе. Как и все государственно-правовые институты и формы, правовые отношения обладают возможностью быть относительно самостоятельными, потенциально оказывать активное обратное воздействие на породившие их факторы;

– правовые отношения – это юридическое выражение реальных жизненных отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.п.), юридическая форма таких связей, которая не совпадает ни с самим этим отношением, ни с нормативным предписанием, его опосредующим;

– правовые отношения – волевые отношения между лицами. С одной стороны, в них присутствует воля участников (лиц), с другой – воля государства, обеспечивающего урегулированность и порядок социальных связей. В целом правовые отношения проходят через сознание людей, в котором складываются контуры будущих отношений под влиянием интересов, приоритетов и ценностей;

– правовые отношения складываются между лицами, связанными между собой субъективными правами и юридическими обязанностями. Права и обязанности при этом персонифицированы и в правоотношениях приводятся в движение – реализуются;

– правовые отношения охраняются и гарантируются государством.

Правовые отношения характеризуются составом. В нём всегда присутствуют субъекты, содержание, объекты, юридические факты.

 

110. Субъекты правоотношения. Физические лица как субъекты  правового отношения;

Субъекты правовых отношений – это лица (индивидуальные, коллективные), которые участвуют в правоотношениях как носители субъектных прав и юридических обязанностей.

Индивидуальные субъекты (физические лица) – это граждане иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Коллективные субъекты – это государственные органы, негосударственные организации, хозяйственные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом.

111. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

правосубъектность – способность лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

Правоспособность – способность лица иметь права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юридического лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физических лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка.

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности. Дееспособность физических лиц может быть неполной, полной, ограниченной, отсутствующей.

1. Неполная дееспособность  зависит от возраста и подразделяется  на:

а) дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет), объём которой с точки зрения возможностей лица определяется ст. 28 ГК РФ. Недостающая дееспособность здесь восполняется родителями, усыновителями, опекунами;

б) дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет определяется ст. 26 ГК РФ, в которой говорится о больших возможностях лица совершать не только мелкие бытовые сделки, но и распоряжаться заработкам или другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими и др. Недостающая дееспособность может быть восполнена родителями, усыновителями, попечителями. Для лиц от 14 до 18 лет дееспособность может быть определена в полном объёме при заключении брака или объявлении эмансипации в условиях действия ст. 27 ГК РФ.

2. Полная дееспособность  наступает с 18-летнего возраста.

3. Лицо может быть ограничено  в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Над ним устанавливается попечительство.

4. Лицо, которое вследствие  психического расстройства не  может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признано судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ).

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают. Кроме того, правоспособность и дееспособность юридических лиц имеют уставный характер.

Деликтоспособность (способность на деликт) – способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физических лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В уголовном праве по некоторым преступлениям – с 14 лет.

112. Организации  как субъекты правоотношений. Юридические  лица.

Государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, деятельность которых имеет властно-организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др. Негосударственные организации участвуют в правоотношениях как юридические лица и как выполняющие вспомогательную работу (например, родительский комитет школы по делу о лишении родительских прав).

Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в хозяйственной деятельности и обладают статусом юридических лиц. Последние в порядке ст. 48 п. 1 ГК РФ характеризуются признаками: а) организационной оформленностью; б) наличием в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленного имущества; в) правом от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; г) быть истцом и ответчиком в суде.

113. Государство  как субъект правоотношения.

Государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, деятельность которых имеет властно-организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др.

114. Содержание  правоотношений. Правомочия и юридические  обязанности.

Содержание правоотношений составляет субъективные права и юридические обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц и юридическое содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц.

Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в правомочиях: а) праве на положительные действия; б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица; в) праве притязания – приведения в действие

принудительного механизма для обеспечения исполнения юридической обязанности со стороны обязанного лица.

Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может существовать вне правоотношения (абсолютное право собственности, например, либо обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе).

Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается: а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица; б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица; в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях; г) в обязанности нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

115. Объекты правоотношений, понятие и классификация.

Объекты правоотношений характеризуются как материальные или нематериальные блага, по поводу получения, передачи и использования которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Вся совокупность разнообразных объектов правоотношений классифицируется на следующие виды:

Предметы материального мира – это такие, в создание, воспроизводство, поддержание которых человек не вкладывает средства, общественно необходимый труд.

Вещи и ценности – все то, что подлежит стоимостной оценке, во что вложено общественно необходимое количество и качество труда.

Услуги – полезный результат действий.

Личные нематериальные блага – жизнь, безопасность, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т. п.

Продукты духовного творчества – предметы, удовлетворяющие эстетическим запросам и иным потребностям.

116. Понятие и  классификация юридических фактов. Фактический состав.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им юридический статус в целях их урегулирования, упорядочения. Это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния.

События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения), в результате которых возникают неблагоприятные последствия, а стало быть, правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т. д.

Деяния (действия или бездействия) – это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Деяния, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза – прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры, завещания, соглашения и т. д.). В литературе указывается на юридические факты-поступки длящегося характера, например создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые «юридические составы», т.е. сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

118. Понятие и  структура механизма правового  регулирования.

Механизм правового регулирования определяют как систему взаимодействующих правовых средств и способов перевода нормативности права в режим упорядоченности общественных отношений.

В структуре механизма правового регулирования называют три главных компонента:

1) нормативная основа механизма правового регулирования, на стороне которой юридические принципы, нормы права, предписания законодательства. В нормативной основе нужно видеть способы урегулирования: обязывания, дозволения, запреты, рекомендации, ограничения, стимулы;

2) правоотношения в полном  наборе элементов состава, а также  с предпосылками для участия  в нем: гражданство, правосубъектность, юридический факт. Механизм правового  регулирования может действовать  в условиях непосредственной  реализации норм права – таких ее форм, как соблюдение, исполнение, использование (вне правоотношений и в регулятивных правоотношениях). Однако если на пути реализации норм права встречаются препятствия: совершается правонарушение, возникает спор о праве, складывается необходимость во властном распоряжении относительно нового правового статуса лица (назначение пенсионного обеспечения, приказ и зачислении в вуз и т. д.), – то права и обязанности реализуются только в правоотношениях. Механизм правового регулирования в этом случае оснащается другими средствами, в том числе юрисдикционными;

3) его действие полностью  воплощается в формировании такого  порядка общественных отношений, который называют правопорядком.

119. Правовые формы  гос. деятельности в механизме  правового регулирования.

Следует обратить внимание на то, что механизм правового регулирования – динамический институт правовой системы. Свойство динамизма ему придают правовые формы государственной деятельности. Так, к нормативной основе постоянно подключается правотворчество как фактор обновления законодательства РФ, а также официальная интерпретационная деятельность. Акты официального толкования создают условия для правильной реализации нормативной основы механизма правового регулирования.

К правоотношениям в случаях возникновения спора о праве, совершения правонарушения, необходимости определить новый правовой статус лица подключается правоприменительная деятельность. Акты применения норм права восполняют недостающую энергию норм права в преодолении препятствий, встречающихся на пути правореализации. Для нормального функционирования механизма правового регулирования необходимо осуществлять контрольно-надзорную деятельность – нормоконтроль, надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц. Последние являются важными, поскольку механизм правового регулирования может действовать только в режиме законности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"