Система нормативных актов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
ГЛАВА 2. Виды форм права
ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 425.01 Кб (Скачать файл)

В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов; 4) Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общеобязательный характер.

Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).

Принципы международного права - это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч. 4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

Нормативный правовой акт - это изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.

Широкому использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, из- меняет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлен - но наименование.

Нормативно-правовой акт - это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).

Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные акты  есть результат правотворческой  деятельности компетентных органов  и должностных лиц государства, а также уполномоченных на  то общественных объединений  и организаций;

2) они содержат  в себе общеобязательные правила  поведения (нормы);

3) содержащиеся  в них предписания являются  выражением государственной воли;

4) принимаются и  реализуются в особом процессуальном  порядке;

5) имеют строго  определенную документальную форму  и реквизиты, порядок вступления  в силу и сферу действия;

6) направлены на  регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время  как акты применения норм права  касаются в основном лишь конкретных  жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны на  постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные  акты - на однократную реализацию;

8) нормативные акты  не персонифицированы, адресуются  либо ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а акт  применения правовой нормы имеет  конкретного адресата;

9) может быть  быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система. Эта система характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Гольцова И.Ф. Экономическая теория: Самара,2000

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления, т.е. референдумы. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

В зависимости от особенности правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

· нормативные акты законодательных органов;

· нормативные акты исполнительных органов;

· нормативные акты правоохранительных органов;

· нормативные акты органов местного самоуправления;

· нормативные акты контрольно-надзорных органов;

· нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

· общефедеральные;

· акты субъектов Федерации;

· акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия различают:

· акты неопределенно длительного действия;

· временные акты.

В зависимости от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:

· принятые государством;

· санкционированные государством;

· признанные государством.

По юридической силе нормативно-правовые акты классифицируют:

· законы;

· подзаконные нормативные акты.

Таким образом, общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативно- правовые акты. Такое деление отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержание законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Заключение

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

Например, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.

Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия сохраняет в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом в качестве основной формы права становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.

Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других - делегированное законодательство органов управления, в третьих - прецеденты и судебные решения, в четвертых - религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.

Список литературы

Гольцова И.Ф. Теория государства и права: Самара,1999

Гольцова И.Ф. Экономическая теория: Самара,2000

Жинкин С.А. Теория государства и права: Ростов н/Д: Изд.: «Феникс», 2003

Конституция Российской Федерации, М.

Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000

6. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.:1997

Предыдущий | Оглавление | Следующий

ПРАВО И ЗАКОН

Продолжая традиции русской правовой мысли, после событий Октября 1917 г. в советской юридической науке активно шло освоение марксизма в его понимании государства и права, а если быть точнее, то процесс его насаждения как единственно правильного. Решающее влияние на ход этого процесса оказали взгляды В. И. Ленина и его соратников в условиях господства диктатуры пролетариата, переросшей в тоталитарную систему.

Наряду с этим подходом ярко выраженной идеологической направленности в юридической науке существовали и другие направления в правопонимании. Так, П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис отстаивали широкий социологический подход в понимании права2[1]. Имели хождение психологические идеи Л. Петражицкого по вопросам понимания права и связанных с ним явлений3[2]. Они находили поддержку и развитие в работах М. А. Рейснера и других4[3].

В 30-е годы, когда в советском обществе усиленно формировалась тоталитарная система, в юридической науке утвердился (не без известного не только идеологического, но и государственного принуждения!) так называемый нормативный подход к пониманию права.

В соответствии с этим подходом, формула К. Маркса и Ф. Энгельса о буржуазном праве лишь как о возведенной в закон обусловленной условиями жизни класса воле господствующей буржуазии, была интерпретирована в том смысле, что право — это система установленных или санкционированных государством формально-определенных, общеобязательных норм, выражающих волю экономически господствующего класса (или союза классов и социальных слоев) и выступающих в качестве классового регулятора общественных отношений. Такое понимание права было принято голосованием по докладу академика А. Я. Вышинского на Всесоюзном совещании ученых-юристов в 1938 г. и стало общепринятым, господствующим в науке.

Право, согласно этой интерпретации, непосредственно исходило от государства, определялось им, хотя одновременно не отрицалась и обусловленность права в конечном счете существующими общественными отношениями, объективными закономерностями исторического развития. Иначе говоря, право было отождествлено с законами государства, приказами, инструкциями, исходящими от его органов. «Закон, — писал А. Я. Вышинский, — есть форма, в которой выражается воля господствующего класса. Право — это не один закон, а вся сумма или вся совокупность законов». Отсюда следовало, что всякое правило, установленное государственными органами (в том числе органами государственного управления — министерствами, ведомствами и т.д.), есть право, есть закон, обязательный к исполнению всеми.

Одновременно был сформирован стереотип непогрешимости социалистического государства, за которым фактически стояла партийно-государственная номенклатура, представляющая, по существу в условиях тоталитаризма, определенный социальный слой. Именно эта политическая группировка стремилась путем использования закона навести такой «правовой порядок» в общественных отношениях, который виделся ей как объективный, неизбежный.

С конца 50-х годов в советской юридической науке изредка стали появляться публикации, в которых ставился вопрос о расширении структурных элементов права, о включении в его содержание наряду с нормами права правоотношений (С. Ф. Кечекъян, А. А. Пионтковский, А. К. Стальгевич), правоотношений и правосознания (Я. Ф. Миколенко), субъективных прав (Л. С. Явич). Однако при этом, по существу, не

518_Я. В. Витрук

подвергалась сомнению мысль о совпадении права и закона, что порождало лишь необходимость ввести новые термины, поскольку не изменялось само содержание таких понятий, как субъективное право, правоотношение, правосознание и т.д.

Информация о работе Система нормативных актов в Российской Федерации