Для того чтобы эффективно
регулировать общественные отношения,
право как характеристика социальной
организации должно иметь какое-то внешнее
выражение, форму. В правовой доктрине
эта внешняя форма выражения (объективизация)
правовой нормы обозначается условным
термином «источник права». Под правовой нормой
в данном случае понимается система норм
права, действующих в данном обществе.
В мировой практике
известны различные виды источников права: правовой
обычай (обычное право), нормативный правовой
акт государственных органов, судебный
прецедент, договор нормативного содержания,
общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права
являются законы.
Законы как основная
и главная форма выражения права играют
первостепенную роль в системе права любого
цивилизованного государства. В современной
юридической литературе встречается множество
определений понятия «закон», из которых
следует, что закон (в упрощенном определении)
– это нормативный правовой (юридический)
акт, издаваемый государством и содержащий
общие правила поведения (правовые нормы),
который регулирует важнейшие общественные
отношения с участием граждан, государственных
и общественных организаций.
Закон – это почти всегда
нормативный правовой акт, устанавливающий,
излагающий или изменяющий общие предписания
– нормы права. Подобная характеристика
закона обусловлена двумя обстоятельствами:
во-первых, с точки зрения этимологии
и смысла слово «закон» означает «правило»,
«предел, положенный свободе воли и действия»;
это акт государства и в отличие от норм
обычного права под словом «закон» всегда
имеют в виду правило поведения общего
значения, обязательное для всех лиц или
организаций;
во-вторых, с юридической точки
зрения смысл слова «закон» состоит в
том, что под ним понимается «правило,
постановление высшей власти».
Следовательно, закон
(равно как и другие нормативные правовые
акты) отражает объективные потребности
регулирования общественных отношений
и в силу этого приобретает форму общего
и обязательного правила поведения для
всех. Потребности общества неизбежно
проходят через волю государства, чтобы
в форме закона приобрести общеобязательную
силу.
Главное в законах,
кроме их всеобщности, – это то, что они
рассчитаны не на один конкретный случай,
а на множество случаев, то есть законы
являются общеобязательным регулятором
поведения людей и организаций. Закон
реален, если выражает существенные, основные
связи социальных факторов. В этом смысле
теория закона непосредственно связана
с проблемой содержания и формы права,
вытекает из их соотношения.
Говоря о соотношении
права и закона, прежде всего необходимо
решить проблему: что представляет собой
сам правовой закон. Многие теоретики
государства и права полагают, что правовыми
следует считать законы, соответствующие
правовым критериям. Только в этом случае,
по их мнению, право и закон совпадают.
Во-первых, сразу напрашивается
вывод, что есть законы, которые не отвечают
правовым критериям и, соответственно,
с правом не совпадают. Во-вторых, возникает
целая серия вопросов, а именно:
Каков же критерий правовых
законов?
Какие законы можно рассматривать
как совпадающие с правом, а какие - нельзя?
Исчерпывающего ответа
на эти вопросы не существует. В различные
времена учеными и философами предлагались
различные критерии (основания) разграничения
права и закона, правовых законов и неправовых,
но все они не являются бесспорными.
Еще в конце XIX - начале
XX веков в отечественной и зарубежной
литературе в качестве такого критерия
предлагалось, например, понятие «общая
воля», то есть воля всего общества, нации
или народа. По логике подобных суждений
правовыми следовало считать лишь такие
законы и нормативные акты, которые адекватно
отражали бы эту «общую волю». Следовательно,
все прочие нормативные акты автоматически
оказывались бы в разряде неправовых.
Пытаясь провести грань
между правом и законом, авторы нередко
обращаются к таким категориям морали,
как справедливость, добро, гуманизм, зло
и т.п. Из подобной концепции следует, что
государство в лице своих законодателей
может превратить в право любую социальную
норму, которая оценивается как справедливая
с точки зрения господствующей морали.
Однако, по мнению многих
правоведов, попытки определить право
как справедливость не могут быть признаны
удачными. Понятие «справедливость» -
абстракция, и в процессе его воплощения
и использования каждый вкладывает в него
свое собственное понимание. Право же
представляет собой общий масштаб поведения.
Он одинаков для всех и в принципе не допускает
неоднозначной интерпретации. Кроме того,
такой подход отрицает сам факт существования
правовой справедливости до ее выражения
законодателем. Сказанное, однако, не означает,
что справедливость вовсе отсутствует
в юридических нормативах и потому не
должна участвовать в определении права.
Справедливость учитывается в дефиниции
права постольку, поскольку оно представляет
собой систему правил поведения свободных
и равных субъектов.
В целях решения проблемы
соотношения права и закона нередко используется
и такая категория, как правовой
идеал. С.А.Емельянов описывает
его как «порождение индивидуального,
общественного, научного сознания о разумном
устройстве общежития на принципах добра,
справедливости, гуманизма и сохранения
природной среды». Ссылаясь на известное
высказывание древних римлян о том, что
«справедливость и благо есть закон законов»,
автор приходит к выводу, что правовой
идеал как раз и составляет содержание
правовых законов, что это и есть ничто
иное, как «закон законов». Следовательно,
все другие законы, которые не содержат
в себе правового идеала, сообразующегося
с принципами добра, справедливости и
иными подобными им категориями, не являются
правовыми.
Современное понятие
правового государства предполагает достаточно
высокий уровень развития права и государственности
как таковой. Юридическая сущность правового
государства заключается в том, что его
публичная власть исключает произвол
и действует только в соответствии с правом,
причем юристы особо подчеркивают, что
под правом здесь нельзя понимать закон,
который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое
государство – это прежде всего система
разного рода гарантий, защищающих социально-экономические
и политические основы общества, а также
основные права и свободы личности.
Легитимный закон не
обязательно будет правовым. В этом утверждении,
в частности, содержится ответ на вопрос
о том, можно ли считать правовыми законы
(а заодно и государство, которое их принимает)
только потому, что эти законы приняты
высшим – избранным народом – органом
власти. Ответ отрицательный: ни демократическое
избрание высших органов власти, ни принятые
этой властью законы сами по себе не в
состоянии обеспечить государству статус
правового. В результате действия права
как продукта естественно-исторического
развития юридические нормы, действующие
в рамках правового государства, могут
формироваться и помимо нормотворческой
деятельности органов власти.
/ По материалам
Академии управления при Президенте
Республики Беларусь
Распечатать
всю статью
|
Привет! Я помогу тебе в поиске
полезного и интересного
Напиши сюда,
что ищешь
и нажми
- Новости
- Юридическая
азбука
- Правовые
лабиринты
- Путешествие
в прошлое
- Наше
государство — Республика Беларусь
- Белорусское
государство и право в фотографиях, рисунках
и песнях
- Полезная
информация
- Общеюридические
- По
игре
- По
статьям библиотеки
- Виртуальная
приемная
- Форум
Вы можете прислать
нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.
|