Система нормативных актов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
ГЛАВА 2. Виды форм права
ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 425.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым "писаным" правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: 
 
а) содержит юридические нормы; 
б) представляет собой официальный письменный акт-документ; 
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. 
 
Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли. 
 
С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: 
 
а) компетентными органами государства; 
б) в порядке делегированного законодательства; 
в) в пороядке референдума. 
 
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер. 
 
Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для "рядовых" субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами. 
 
Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. 
 
Закон обладает следующими признаками: 
 
а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; 
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; 
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; 
г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; 
д) должен отражать волю и интересы общества в целом; 
е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний). 
 
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: 
 
а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны); 
б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции; 
в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. 
 
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. 
 
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. 
 
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. 
 
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: 
 
а) указы Президента РФ; 
б) нормативные акты Правительства РФ; 
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств). 
 
На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 
 
Статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 апреля 1996 г. органам местного самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты. 
 
Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. 
 

 

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

 

 

 

 

Введение

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнить присущие право

регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство,

должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе

в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и

формами и источниками права.

В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним

“источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем

непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и

незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В

качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные

условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или

изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также –

правовой системы в целом.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном

единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае,

прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый

характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных

случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические

нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно

определённого выражения.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.

В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы

общественные жизни, которые непосредственно касались интересов

государственной власти.

Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под

воздействием обыного права и судебной практики. Со временем нормативно –

правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной

жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового

регулирования общественных отношений.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других

источников права.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно

– правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют

нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме

решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы

права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым

устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по

своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами

государства.

Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется

государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –

правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско –

правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами,

следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства

(кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов,

решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти

и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся

конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами,

положениями о тех или иных государственных органах, правительственными

постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания,

изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается,

какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный

акт.

Нормативно – правовые акты, как источники права имеют определённые

организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками

права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные

органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие

институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых,

индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких

требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания

нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся

норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и

определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. На него, как

подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить

необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1

1.    Общая теория права / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от

всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих

индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :

1.    нормативные акты есть  результат правотворческой деятельности

компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на

то общественных объединений и организаций;

2.    они содержат в себе  общеобязательные правила поведения (нормы);

3.    содержащиеся в них  предписания являются выражением  государственной воли;

4.    применяются и реализуются  в особом процессуальном порядке;

5.    имеют строго определённую  документальную форму (закон, указ,

постановление и т. д.);

6.    направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то

время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных

жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.

7.    рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как

применительные акты – на однократную реализацию;

8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо  к

неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет

конкретного адресата.

Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных

правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный

правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права,

которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на

одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и

прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности

(например, назначение органом социального  обеспечения пенсий конкретному

лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации

общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах.

Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление

обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией,

арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права

не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к

персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно – правового акта, как источника права следует отличать

источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем

сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из

исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов.

Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом

порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа,

содержащий нормы права.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     Виды нормативно – правовых актов.

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным

основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру

действия; субъектам, их издающим.

     По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются

на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов

является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их

место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих

правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты

нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами.

Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется

тем, что не во всех нормативно -  правовых актах содержатся нормы однородного

содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое,

семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными

актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы

различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни.

Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры

комплексных нормативно - правовых актов

     По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :

-        на акты  общего действия, охватывающие всю  совокупность отношений

определённого вида на данной территории;

-        на акты  ограниченного действия – распространяются  только на часть

территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной

территории;

-        на акты  исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные

возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на

которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

    

           По основным субъектам государственного  правотворчества 

нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной  власти

(юрисдикционные акты общего характера).

 

     Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт

современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют

наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение

закона можно сформулировать следующим образом : это нормативно – правовой акт,

принимаемый высшим представительным органом государства в особом

законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий

наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей

населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника

права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой :

1.    законы принимаются  высшими представительными органами  государства или

самим народом в результате референдума ;

2.    законы принимаются  по основным наиболее существенным  вопросам

общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов

личности;

3.    законы принимаются  в особом законодательном порядке, что не присуще

подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре

обязательные стадии : внесение законопроекта в законодательный орган ;

обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его опубликование. Принятие

закона в результате референдума также осуществляется в законодательном

порядке, предусмотренном Законом о референдуме ;

4.    законы не подлежат  контролю или утверждению со  стороны какого – либо

другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только

законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может

признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его

может только законодательный орган ;

5.    Законы представляют  собой ядро всей правовой системы  государства, они

обусловливают структуру всей совокупности нормативно – правовых актов,

юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно – правовых актов по

отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение    законов в системе нормативно – правовых

актов государства выражает одно из основных требований законности –

верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один

подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.

Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы определяют основные начала государственного и

общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе

конституционных законов строятся и детализируется вся система нормативно –

правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым

актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.

     Подзаконные нормативно – правовые акты.  

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и

не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем

законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять

им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда

общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты,

как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов

применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных

органов исполнительной  власти. По субъектам издания и сфере распространения

они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные

акты.

1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей

компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории

страны. Пор своей юридической силе и значению в системе правового регулирования

общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов

осуществляется государственное управление обществом, координируются

экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших

органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного

правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.

     Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают

высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия

президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или

специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные

стороны жизни, связанные с государственным управлением.

     Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты,

принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях

урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой,

социальным строительством, здравоохранением и т.д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов

представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы

представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов

ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов

государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на

данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета,

муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

     3. Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции). В ряде

стран определённые структурные подразделения правительственных органов

(министерства, ведомства) также наделяются  правотворческими функциями, которые

делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это

нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на

ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские,

транспортные, государственно – кредитные, и другие ).

     4. Внутриорганизационные подзаконные акты.  Это такие нормативно  -

правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации

своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В

рамках, определённых актами высшей  юридической силы, внутриорганизационные

нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в

конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских

частей и других   организаций.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и

определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь

вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон

охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он

является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

     Акты судебной власти.

Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате

обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный,

правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в

тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости

нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание

правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в

праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой,

потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые

не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики

позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное

значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы

права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью

руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим

при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики

состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая

деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих

законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

Систематизация нормативно правовых актов.

    

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами

государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации

правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент,

обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее

эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это

деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами,

отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям

общественного развития. Они группируются по особым системным признакам,

сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные

акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация

правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное

законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую

состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно -

правовых актов :

I . Кодификация – это деятельность  правотворческих органов государства  по

созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта,

которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего

законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками

Во – первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные

правотворческие органы на основании конституционных или других законных

полномочий;

Во – вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой

акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

В – третьих, кодификационный акт является свободным актом, так как в нём

сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но

регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;

В – четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов, которые

действуют в определённой сфере общественной жизни;

В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате кодификации,

рассчитано на длительное регулирование общественных отношений.

Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации

законодательства, имеющая правотворческий характер.

     Три основные виды кодификационных актов :

     1.Основы законодательства – это нормативно – правовой акт,

устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера

государственного управления;

     2.Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов,

действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой

упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.)

     3.Устав, положение – это кодификационные акты специального действия,

которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими

органами (президентом или правительством)

II. Инкорпорация представляет собой  объединения в сборнике или  собрание

действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения

содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего

законодательства :

1. При внешней обработке нормативно  – правовые акты располагаются  в

определённом порядке : алфавитном, хронологическом или предметном, то есть

достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно – правовых  актов, включаемых в инкорпоративные

сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания

компетентными органами сборников действующих нормативно -  правовых актов. По

своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой

опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и

упорядоченном виде.

Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой

упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их

опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих

нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям

права, их институтам, сферам государственной деятельности.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая

проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то

полномочий правотворческих органов.

III. Консолидация – это такая  форма систематизации, при происходит

объеденение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той

же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой

акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые

черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно –

правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической

инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или

возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как

эффективное средство для объединения однородного нормативного материала,

сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно – правовые акты действуют в определённых пределах, очередных

во времени, в пространстве и по кругу “охватываемых” этими актами лиц.

Установление этих пределов – границ имеет чрезвычайно важное значение,

поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих

случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах

общеобязательных норм.

Определяя границы действия нормативно актов во времени, Г.Ф.Шершеневич был прав,

когда писал, что “закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет

начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон

начинает применяться и с какого времени его не следует его применять,

чрезвычайно важен в практическом отношении”1 .

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с

момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им

юридической силы.

В одних случаях вступление нормативно – правового акта в силу связывается с

датой его принятия или утверждения.

В других случаях вступление нормативно – правового акта в силу соотносится с

датой его опубликования (обнародования).

    

 
   

1.Шершеневич Г.Ф. общая теория  права. С. 397.

самими или же указывается в других, специально           Наконец в третьих

случаях срок вступления в силу нормативно – правовых актов определяется либо

изданных актах для введения их в действие.

Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне

понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма

различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое

государственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым

“начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой

важности и сложности закона”2.

Для более сложных и более важных нормативно – правовых  актов срок вступления

в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно – правовых

актов. Это обусловлено тем, что ддля ознакомления и изучения, а в ряде

случаев и для принятия предварительных подготовительных мер  , сязанных с

реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше

времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных

нормативно – правовых актов.

Важное значение имеют не только сроки, но и способы “вступления в силу” или

“введение в действие” нормативно  - правовых актов. В подовляющем большинстве

случаев в настоящее время нормативно – правовые акты начинают действовать

одновременно по всей территории на

2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С.400.

которую они расчитаны.

Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного

введения их в действие.

Действие закона прекращается :

Во – первых, в результате истечения срока действия закона или иного

нормативно – правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого

рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении

чрезвычайного положения на определённой территории и на определённый срок,

при создании

временных государственных органов, действующих в переходный период, и при

других обстоятельствах.

Во – вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно – правового

акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.

В – третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом,

устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила

данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во

времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как

обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение

действия закона на все

те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления

его в силу.

По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В

практическом плане это означает, что в случае возникновения, например,

имущественного спора или совершения правонарушения применияется тот закон,

который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения

противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменён или

изменён.

Предзумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но

и в других странах. Не признание обратной силы закона способствует

стабилизации общства и государства, уселению увренности каждого гражданина в

надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и

правопорядка.

Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения

уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за

определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная

сила закона признаётся в области гражданского и семейного права. Однако об

этом должно быть прямое указание в законе.

Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные

границы действия законодательных актов в пространстве, на определённой

территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственног

суверенитета и  территориального верховенства, законы, издаваемые высшими

органами власти того или иного государства, действуют лиш на его территории.

В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие

высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед

всемидругими нормативными актами, действующими на этой же государственной

территории.

Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара,

включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находется под

суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет

свою власть.

По территориальному критерию все нормативно – правовые акты подразделяются на

акты, действие которых распростроняется на всю территорию государства, акты,

охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распростроняется

за пределы территории страны.

Однако законы, изданные в прядке текущего законодательства могут действовать

и лишь на строго определённый, ограниченный части территории.об этом заранее

оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть,

например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиеся

определённых районов или всего Крайнего Севера, и др.

Действие некоторых нормативно – правовых актов может выходить за пределы

территории государства ; и наоборот.

В современных условиях широкого развития экономических, политических,

торговых, финансовых, и иных связей между государствами особую значимость

приобретает возможность применения норм международного права к

внутригосударствненным отношениям.

Важные значения для государственно – правовой теории и практики имеет

опрделения действия нормативно – правовых актов по кругу лиц, выяснения

вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу нормативно – правовые акты издаются с непосредственной

целью распростронения их предписаний на граждан данного государства. При этом

государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами,

равна, как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должно

принимать меры не только к тому чтобы гарантировать соблюдения данных

конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но

и оказывать им защиту покровительство за пределами государства.

В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого

государства, то есть имеет двойное гражданство, он пользуется не только

покровительством современной России, но также и покровительством “своего”

нового государства.

Законодательство России, равно как других стран приравнивается иностранных

граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским

гражданам.

Особое положение в России, так же как и в других странах занимают дипломаты,

консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений,пользующихся

дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и

национальным (внутренним) правовом они не подлежат оресту и задержанию. На

них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части,

гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные

органы, к которым поступают требования о начале производства следственных

действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны

заведомым признавать подобного рода дела неподведомственными.

На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только

самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было

оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных

действий со стороны других ли

лиц.

Заключение.

И так, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз поторюсь и дам

определение нормативно – правовому акту. <span class="HTML_0020Preformatted__Char" style=" font-size: 12pt; font-st



Информация о работе Система нормативных актов в Российской Федерации