Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:22, курсовая работа
Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
ГЛАВА 2. Виды форм права
ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]
Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].
Введение Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнить присущие право регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство, должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и формами и источниками права. В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также – правовой системы в целом. Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определённого выражения. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы общественные жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обыного права и судебной практики. Со временем нормативно – правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права. Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридических последствий. В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт. Нормативно – правовые акты, как источники права имеют определённые организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1 1. Общая теория права / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174. Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем : 1. нормативные акты есть
результат правотворческой компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций; 2. они содержат в себе
общеобязательные правила 3. содержащиеся в них
предписания являются 4. применяются и реализуются
в особом процессуальном 5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.); 6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств. 7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как применительные акты – на однократную реализацию; 8. нормативные акты не неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата. Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом). Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям. От нормативно – правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Виды нормативно – правовых актов. Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются : - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; - на акты
ограниченного действия – территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; - на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам
|
1.Шершеневич Г.Ф. общая теория права. С. 397.
самими или же указывается в других, специально Наконец в третьих
случаях срок вступления в силу нормативно – правовых актов определяется либо
изданных актах для введения их в действие.
Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне
понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма
различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое
государственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым
“начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой
важности и сложности закона”2.
Для более сложных и более важных нормативно – правовых актов срок вступления
в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно – правовых
актов. Это обусловлено тем, что ддля ознакомления и изучения, а в ряде
случаев и для принятия предварительных подготовительных мер , сязанных с
реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше
времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных
нормативно – правовых актов.
Важное значение имеют не только сроки, но и способы “вступления в силу” или
“введение в действие” нормативно - правовых актов. В подовляющем большинстве
случаев в настоящее время нормативно – правовые акты начинают действовать
одновременно по всей территории на
2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С.400.
которую они расчитаны.
Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного
введения их в действие.
Действие закона прекращается :
Во – первых, в результате истечения срока действия закона или иного
нормативно – правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого
рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении
чрезвычайного положения на определённой территории и на определённый срок,
при создании
временных государственных органов, действующих в переходный период, и при
других обстоятельствах.
Во – вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно – правового
акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.
В – третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом,
устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила
данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.
В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во
времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как
обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение
действия закона на все
те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления
его в силу.
По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В
практическом плане это означает, что в случае возникновения, например,
имущественного спора или совершения правонарушения применияется тот закон,
который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения
противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменён или
изменён.
Предзумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но
и в других странах. Не признание обратной силы закона способствует
стабилизации общства и государства, уселению увренности каждого гражданина в
надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и
правопорядка.
Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения
уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за
определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная
сила закона признаётся в области гражданского и семейного права. Однако об
этом должно быть прямое указание в законе.
Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные
границы действия законодательных актов в пространстве, на определённой
территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственног
суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими
органами власти того или иного государства, действуют лиш на его территории.
В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие
высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед
всемидругими нормативными актами, действующими на этой же государственной
территории.
Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара,
включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находется под
суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет
свою власть.
По территориальному критерию все нормативно – правовые акты подразделяются на
акты, действие которых распростроняется на всю территорию государства, акты,
охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распростроняется
за пределы территории страны.
Однако законы, изданные в прядке текущего законодательства могут действовать
и лишь на строго определённый, ограниченный части территории.об этом заранее
оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть,
например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиеся
определённых районов или всего Крайнего Севера, и др.
Действие некоторых нормативно – правовых актов может выходить за пределы
территории государства ; и наоборот.
В современных условиях широкого развития экономических, политических,
торговых, финансовых, и иных связей между государствами особую значимость
приобретает возможность применения норм международного права к
внутригосударствненным отношениям.
Важные значения для государственно – правовой теории и практики имеет
опрделения действия нормативно – правовых актов по кругу лиц, выяснения
вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.
По общему правилу нормативно – правовые акты издаются с непосредственной
целью распростронения их предписаний на граждан данного государства. При этом
государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами,
равна, как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должно
принимать меры не только к тому чтобы гарантировать соблюдения данных
конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но
и оказывать им защиту покровительство за пределами государства.
В том случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другого
государства, то есть имеет двойное гражданство, он пользуется не только
покровительством современной России, но также и покровительством “своего”
нового государства.
Законодательство России, равно как других стран приравнивается иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским
гражданам.
Особое положение в России, так же как и в других странах занимают дипломаты,
консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений,пользующихся
дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и
национальным (внутренним) правовом они не подлежат оресту и задержанию. На
них не распространяется уголовная, административная и, в значительной части,
гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные
органы, к которым поступают требования о начале производства следственных
действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны
заведомым признавать подобного рода дела неподведомственными.
На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только
самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было
оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных
действий со стороны других ли
лиц.
Заключение.
И так, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз поторюсь и дам
определение нормативно – правовому
акту. <span class="HTML_0020Preformatted__
Информация о работе Система нормативных актов в Российской Федерации