Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.).
1. Введение - 3
2. Понятие системы права - 4-7
2.1. Реализация права - 8-12
2.2. Применение права - 13-14
2.3. Стадии применения права - 15-19
2.4. Акты применения права - 20-23
3. Система законодательства - 24-25
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии - 26-29
3.2. Юридический процесс - 30-34
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства - 35-37
5. Заключение - 38
6. Список использованной литературы - 39
на рассмотрение третейского суда.
2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы
поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов,
обладающих общим характером.
3. Акты применения права направлены на реализацию требовании
юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права
применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их
субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е.
выполняют функции индивидуального регулирования.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным
принуждением. При этом акт применения права - документ, который является
непосредственным основанием для использования государственных
принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам
занимаются судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам
ведают соответствующие учреждения Министерства внутренних дел Российской
федерации.
Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по
различным основаниям.
|Критерий |Виды |Примеры |
|1. По субъектам |акты органов |постановление Совета |
| |государственной власти |Федерации о назначении |
| | |Генерального прокурора РФ |
| | | |
| |акты органов |приказ об увольнении |
| |государственного |конкретного лица |
| |управления | |
| | | |
| |акты судебных органов |приговор суда |
| | | |
| |акты |постановление санитарной |
| |контрольно-надзорных |инспекции о наложении |
| |органов |штрафа |
| | | |
| |акты органов местного |распоряжение мэра города о |
| |самоуправления |назначении главы районной |
| | |администрации |
|2. По характеру |регулятивные |решение суда по |
|правового воздействия|
| | | |
| |охранительные |приговор суда |
|3. По значению |основные |приговор суда |
| | | |
| |вспомогательные |определение о предании |
| | |обвиняемого суду |
|4. По форме |отдельный документ |приговор суда |
| | | |
| |резолюция на материалах |утверждение прокурором |
| |дела |обвинительного заключения |
| | | |
| |устная форма |наложение штрафа за |
| | |безбилетный проезд в |
| | |общественном транспорте |
По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной
власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов,
судебных органов, органов местного самоуправления.
По способу принятия данные акты систематизируются на принятые
коллегиально и единолично.
По характеру
правового воздействия акты
регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию
диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и
обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм,
устанавливая меры юридической ответственности.
По значению в правоприменительном процессе они могут быть
вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и
основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела
социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).
По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа
(приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому),
форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором
обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в
следственные органы), а в наиболее простых случаях - устный вид (наложение
штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности
и целесообразности.
Требование
обоснованности относится к
дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или
опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует
практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно
фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).
Требование
законности охватывает
четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом,
рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;
2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор
доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.; 3) правильную юридическую
квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном
случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями
диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Требование целесообразности вторично по отношению к требованию
законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как
правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но
эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-
разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении
принципов справедливости, эффективности, учета материального положения
сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру
наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать
тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие
ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере
ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком
наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен
вышестоящей судебной инстанцией.
Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют
четкую структуру и состоят из четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение,
постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или
должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом
рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и
какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих
наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую
квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения
применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался
правоприменитель.
В резолютивной
части формулируется решение
обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об
установлении юридического факта и т.д.).
3. Система законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-
правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и
структурные характеристики права. Данная система является внешним
выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно
в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение
между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной
нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют
самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные
тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых
норм, закрепления их в
официальных актах и
имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно
выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы
законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства
обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными
отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли
законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное
право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое
законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское
процессуальное
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов
государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.
Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит
Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления
Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные
нормативные акты.
Федеративное строение системы основано на двух критериях -
федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в
сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и
Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня
нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное
Информация о работе Система права и система законодательства