Системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши

Содержание работы

javascript:activate_paper(1411226)

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт ГиМУ ответы на вопросы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

В.1. Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

 

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

правовой подход;

политический подход;

управленческий подход.

 

Согласно правовому  подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

 

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

 

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

 

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования принципу верховенства права (правовой подход);

следования воле народа (политический подход);

следования цели получения  нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

 

Оценка того, насколько  эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

 

 

В2.   Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

 

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип  разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

 

Муниципальное управление, как и государственное, связано  с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

муниципальный орган  не создает законов, это прерогатива  государственных законодательных органов;

государство управляет  гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет  не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах  и выборах органов муниципальной  власти), а собственными службами и  предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

 

Согласно Положению  об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации  на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

утверждает местный  бюджет и отчет о его исполнении;

устанавливает местные  налоги и сборы;

утверждает программы  развития соответствующих территорий;

принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

 

Решения, связанные с  утверждением местного бюджета, расходованием  финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

 

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

 

Также муниципальное  управление отличается от частного предприятия  тем, что одним из источников его  финансирования являются налоги. Муниципалитет  является бюджетной, а не коммерческой общностью.

 

Еще одно отличие состоит  в том, что частное предприятие  поставляет товары на рынок, а муниципальная  служба — только жителям определенной территории.

 

Наконец, частное предприятие  может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Муниципальное же управление - "это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.."

 

 

В.3 – В.9 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

 

Выделяют три основных элемента в форме государства:

 

  1. форму правления,

 

  1. форму территориального (государственного) устройства

 

  1. политический (государственный) режим.

 

 В совокупности  эти элементы раскрывают форму государства.

 

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

 

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

 

1) это, как правило,  единоличное правление;

 

2) власть монарха носит  бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

 

Выделяют две разновидности  монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

 

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

 

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В  целом монарх выполняет главным  образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

 

В настоящее время  ограниченная монархическая форма  правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

 

Для республиканской  формы правления характерны следующие юридические признаки:

 

1) высшие органы власти  формируются путем выборов на  определенный срок, либо должности  в них замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

 

2) должностные лица  несут политическую и юридическую  ответственность за невыполнение  или ненадлежащее выполнение  возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

 

Республиканская форма  правления также относится к  одной из древних. Республики были и  в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

 

Выделяют два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между  этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

 

В президентской республике глава  государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и  может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

 

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

 

К числу президентских  в настоящее время относятся  США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция  и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

 

В "чистом" виде президентские  и парламентарные республики сегодня  встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские  или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается  исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

 

Понятие формы  государственного устройства относится  к характеристике территориальной  организации государства.

 

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

 

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

 

Унитарное государство  имеет следующие признаки:

 

1) полное территориальное  единство государства. Это означает, что административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью;

 

2) для населения установлено  единое гражданство, территориальные  единицы не имеют собственного  гражданства;

 

3) единая структура  государственного аппарата на  всей территории государства,  единая судебная система;

 

4) единая система законодательства  для всего государства;

 

5) одноканальная система  налогов, т.е. все налоги поступают  в центр, а оттуда централизованно  распределяются.

 

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Информация о работе Системы государства