Системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши

Содержание работы

javascript:activate_paper(1411226)

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт ГиМУ ответы на вопросы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, Европейская  хартия местного самоуправления, являясь  базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового  регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных о местном самоуправлении и др.

 

В.11  Сфера  компетенции местного самоуправления  

 К вопросам местного  значения относятся: принятие уставов муниципальных образований, внесение изменений в них, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и эксплуатация муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог; бла­гоустройство территории; создание условий для деятельности учреждений культуры, для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и т.п.

 

Органы государственной  власти России и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с установленными законами обладают полномочиями в вопросах регулирования местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

принятие и изменение  федеральных законов об общих  принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

обеспечение гарантий осуществления закрепленных Конституцией Российской Федерации и законами РФ обязанностей государства в области местного самоуправления;

наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями РФ;

установление государственных  минимальных социальных стандартов;

регулирование отношений  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами;

принятие федеральных  программ развития местного самоуправления;

компенсация дополнительных расходов, понесенных в результате решений органов федеральной государственной власти РФ;

регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; регулирование и  установление ответственности органов  местного самоуправления и т.д.

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации относятся:

принятие и изменение  законов субъектов Федерации  о местном самоуправлении;

регулирование порядка  передачи объектов государственной  собственности субъектов РФ в  муниципальное владение;

регулирование отношений  между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности;

наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей необходимых  для их исполнения материальных и финансовых средств;

обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

обеспечение государственных  минимальных социальных стандартов для населения;

установление и изменение  порядка формирования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, определение и изменение их границ и наименований, установление порядка регистрации уставов муниципальных образований и т.п.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городах, сельских поселениях, в различных административных единицах и землях. Территории муниципальных образований — городов, поселков, районов, сельских округов и т.п. — определяются в соответствии с законами субъектов РФ, а также с учетом исторических и местных традиций. Территорию каждого муниципального образования составляют земли в границах этого образования (вне зависимости от форм собственности и целевого назначения данных земель). Проблемы, возникающие в связи с созданием, объединением, преобразованием или упразднением внутригородских муниципальных административных единиц, а также вопросы, касающиеся их территорий, решаются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований и с учетом мнения населения (а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — на основании законов субъекта РФ). Местное самоуправление на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется при сохранении единства городского хозяйства согласно уставам и законам данных субъектов РФ.

 

 

В.13  Швеция

 

   Швеция - унитарное  государство, состоящее из 29 округов  (ленов). По форме правления –  конституционная монархия. Функции  короля значительно ограничены  и сведены преимущественно к  церемониальному характеру. Функции исполнительной власти переданы правительству, формируемому шведским парламентом, которому оно и подотчетно.

   Правительство  назначается в зависимости от  расстановки сил в парламенте.  Возглавляет правительство премьер-министр,  который определяет и назначает состав кабинета министров, утверждаемого парламентом.

   Парламент Швеции  – риксдаг однопалатный представительный  орган, избираемый на основе  пропорционального представительства. 

 

Интересной особенностью государственного устройства Швеции является право роспуска риксдага правительством, которое имеет ряд условий, касающихся сроков, процедуры и др.

 

   Центральная власть  в ленах осуществляется губернаторами,  представляющих в регионах исполнительную  власть.

 

   В ленах действуют  органы местного самоуправления – ландстинги. Основы местного самоуправления Швеции заложены в 1862 г. ордонансом, в соответствии с которым было образовано 2,5 тысячи округов – по числу церковных приходов.

 

   В настоящее  время территория Швеции разделена  на 288 коммун, в каждой есть свой выборный орган. Источником местной власти на коммунальном и земельном уровнях являются советы, избираемые на пропорциональной основе соответственно числу полученных партией голосов. Одномандатных округов в Швеции нет ни на одном уровне.

 

  Полномочия между государственной и муниципальной властями четко разделены и не вызывают никаких противоречий.

 

   Основным финансовым  источником муниципалитетов и  региональных органов является  прямой местный налог с физических  лиц, который устанавливается местными органами. Парламент Швеции определяет только нижний и верхний предел размера налога.

 

   Общее число  народных избранников, которым  принадлежит высшая власть в  коммунах около 50 тысяч человек.  Однако в исполнительном органе  коммун только один или два человека за свою работу получают заработную плату.

 

   Вопросы взаимоотношений  между предприятиями и муниципалитетами  решаются на основе договоров  между отраслевыми профсоюзами  и объединениями муниципальных  и губернских служащих, основой  которых являются индивидуальные контракты об условиях труда и взаимных обязательств сторон.

Административные органы ленов  являются носителями правительственной  власти на региональном уровне и осуществляют полномочия в двух областях — планирования и административного управления. Они возглавляются губернаторами, назначаемыми правительством, и состоят из 14 членов, назначаемых, по предложению ландстингов, государственными органами. Они осуществляют контроль за деятельностью коммун, находящихся в пределах соответствующих ленов, и законностью опротестования некоторых решений местных общин, подпадающих под действие специальных законов. Государственный контроль касается в основном обязательных функций коммун и не затрагивает те функции, которые они берут на себя добровольно. Как правило, государственные органы избегают вмешиваться в текущую деятельность коммун.

Административные органы ленов  призваны играть и иную роль. Дело в  том, что не все центральные органы государственного управления представлены на региональном уровне. В этом случае администрация ленов осуществляет функции центральной администрации в своих регионах. Региональные учреждения, создаваемые центральной администрацией, зависят от нее, но опираются в своей деятельности на консультативные комиссии, состоящие из непрофессионалов, представителей общественности. На местном уровне также имеются несколько государственных учреждений: бюро Казначейства и службы социального страхования, занятости и др.

Все коммуны и ландстинги имеют  свои собственные органы для принятия решений, а именно: муниципальные собрания и ландстинги, избираемые прямым голосованием. Численный состав их колеблется от 31 (при менее чем 12 000 избирателей) до 101 члена (при более чем 300 000 избирателей). Члены муниципальных собраний и ландстингов избираются на четыре года во время проведения выборов в риксдаг.

Исполнительными органами муниципальных  собраний и ландстингов являются исполнительный комитет и другие комитеты коммун и ландстингов.

Исполнительные комитеты имеют  полномочия по административному управлению в сфере своей компетенции и контролю за деятельностью других комитетов (без права, однако, вмешиваться в деятельность последних). В их задачу входит также определение общей ориентации по некоторым важным хозяйственным вопросам и передача на рассмотрение выборных и других органов предложений, которые они считают заслуживающими обсуждения.

Исполнительные комитеты и их председатели избираются соответствующими выборными  органами.

Глава исполнительной власти коммуны  — председатель муниципального исполнительного комитета', на уровне ландстинга главой исполнительной власти является председатель его исполнительного комитета. Право принятия решений председателей этих комитетов ограничено. В большинстве случаев решения принимаются членами комиссии коллективно.

Не существует никакого органа, наделенного  полномочиями осуществлять общий административный контроль за законностью и целесообразностью актов местных властей.

Шведское правительство несет  коллективную ответственность за функционирование государственной администрации, но его контрольные функции распределены между многочисленными государственными органами. Как уже говорилось, в определенных пределах деятельность коммун контролируется административными органами ленов.

В некоторых случаях коммуны могут налагать вето на решения, принимаемые правительством, в частности тогда, когда эти решения касаются использования принадлежащих им участков или открытия производств, представляющих опасность для окружающей среды. Иногда коммуны могут опротестовывать в правительстве решения, принимаемые некоторыми центральными органами.

Коммуны и ландстинги назначают  своих собственных ревизоров по проверке счетов.

Кроме того, деятельность коммун находится под контролем судебных органов в рамках рассмотрения дел, начатых против них.

 

  В.12 Ф Р Г

 

   Систему государственного  и муниципального управления  Германии составляет взаимодействие  между пятью административными  уровнями: федерация, земли, округа, районы и общины. Государственное  устройство основывается на двух принципах:

 

  = Обязанность земель  поддерживать способность входящих  в них территорий к самоуправлению  и развитию;

 

  = Принцип выравнивания  и консолидации местных территориальных  образований.

 

   Конституционным  законодательным органом на уровне федерации является БУНДЕСТАГ (нижняя палата) и бундестрат (верхняя палата). Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую – депутаты парламента и бундесрат.

 

   Бундесрат –  верхняя палата парламента Германии  представляет интересы 16 земель. В его состав входят не избираемые депутаты как в США и Швеции, а члены земельных правительств или их представители в зависимости от численности населения земли предоставляемому пропорционально количеству голосов. Интересы земель в бундесрате ставятся выше интересов политических партий.

 

   Исполнительная  власть Германии осуществляется  федеральным правительством, которое   возглавляет федеральный канцлер.  Он имеет право назначать правительство  и председательствует на его  заседаниях, определяет основные направления деятельности правительства. Канцлер отвечает перед парламентом, избравшим его на эту должность.

Информация о работе Системы государства