Системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши

Содержание работы

javascript:activate_paper(1411226)

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт ГиМУ ответы на вопросы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

 

1) существование общих  для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

 

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е.  гражданин каждого из субъектов  одновременно является гражданином федерации;

 

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет  общегосударственных актов над  актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации  и по вопросам совместного  ведения;

 

4) субъекты федерации  могут иметь свою судебную  систему наряду с высшими судебными  органами федерации;

 

5) двухканальная система  налогов, что предполагает наряду  с общефедеральными налогами  и налоговую систему субъектов  федерации.

 

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

 

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации  оказались нежизнеспособными.

 

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

 

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

 

Третий элемент  формы государства - политический (государственный) режим.

 

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

 

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет  свои подвиды.

 

К недемократическим  режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

 

Деспотический режим  предполагает полный произвол со стороны  правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

 

Тиранический режим  близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

 

Тоталитарный режим  означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

 

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

 

Авторитарный режим. Его  главная черта состоит в том, что государством руководит узкий  круг людей - правящая элита, которая  возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности  демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной  власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

 

Демократический режим. Для этого вида политических режимов  характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

В.10 Целью  Европейской хартии местного самоуправления является восполнение отсутствия общеевропейских нормативов определения и защиты прав местных органов власти, которые ближе всего к гражданам т предоставляют их возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь. Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей. Именно местное самоуправление позволяет гражданам участвовать в принятии решений, касающихся их повседневной жизни. Более того, соблюдение и гарантии этого права позволяют обеспечивать и реализацию иных прав.

В преамбуле изложены основные принципы, на которых она  строится:

 

- органы местного самоуправления  составляют одну из основ любого  демократического строя;

 

- право граждан участвовать  в управлении государственными  делами является общим демократическим принципом, и это право непосредственно может быть осуществлено на местном уровне;

 

- с целью обеспечения  эффективного и приближенного  к гражданину управления необходимо  существование облеченных реальной  властью органов местного самоуправления;

 

- местные органы должны  быть созданы демократическим  путем, иметь широкую автономию  в отношении своей компетенции,  порядка ее осуществления и  обладать достаточными для этого  средствами.

 

Правовые нормы Хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к ней любого государства Европы.

 

При этом Европейская  хартия местного самоуправления устанавливает  обязательства государств, подписавших  ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

 

В соответствии с Хартией  принципы местного самоуправления должны быть призваны альтернативно там, где это целесообразно, в конституции государства или в законодательстве страны. Конституция РФ закрепила ряд основных норм, непосредственно относящихся к организации и деятельности местного самоуправления. Эти нормы устанавливают то конституционное поле, в рамках которого функционирует муниципальная система.

 

В Российской Федерации  конституционное законодательство включает также и конституционно-правовые акты субъектов Федерации. Устав  Архангельской области воспроизводит  основные положения федеральной Конституции, относящиеся к сфере местного самоуправления Устав Архангельской области. Принят решением Архангельского областного совета депутатов № 36 от 23.05.1995..

 

Хартия определяет сущность местного самоуправления как право и способность населения регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность (п. 1 ст. 3 Хартии). Это положение воспроизведено в российском законодательстве в норме Конституции РФ о праве граждан самостоятельно решать вопросы местного значения (п. 1 ст. 130) и детализировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.// «Российская газета», №202, 08.10.2003., который закрепляет право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления и перечисляет основные правомочия этого права.

 

В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы  требования Хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как:

 

- выборность местных  органов, сочетание форм прямой  и представительной демократии (п. 1 ст. 3 Хартии);

 

- самостоятельное принятие  решений, свободный выбор средств  и способов осуществления собственных инициатив в пределах установленной компетенции (п. 2 ст. 4);

 

- расширение компетенции  путем делегирования дополнительных  государственных полномочий с  передачей соответствующих ресурсов (п. 5 ст. 4).

 

Регламентирование территориальных  основ местного самоуправления включает следующие основополагающие положения:

 

- установленные Хартией  принципы распространяются на  все существующие на территории  государства категории местного  самоуправления;

 

- сами территориальные  разграничения должны проводиться  на основе предварительных консультаций с соответствующими общинами;

 

- ограничения в отношении  отдельных категорий местного  самоуправления допустимы, о чем  должны быть сделаны соответствующие  оговорки при подписании Хартии.

 

Хартия затрагивает  три группы вопросов, относящихся к организационным основам местного самоуправления: самостоятельное определение внутренних административных структур и их соответствие решаемым задачам, свободное осуществление полномочий на местном уровне, ограничение законом административного контроля и вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. Отмеченные принципы нашли свое закрепление и развитие в правовой системе Российской Федерации. Эти нормы развиваются и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

 

Административный контроль, о котором идет речь в Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель - обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления.

 

Финансовые основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям Законодательство Российской Федерации отражает и развивает эти требования Хартии. Конституция РФ гарантирует право каждого муниципального образования утверждать и исполнять собственный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

 

Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов организации и деятельности местного самоуправления

Положения Хартии оказали  заметное влияние на развитие российского  законодательства. Идеи Хартии были использованы при разработке федерального законодательства Российской Федерации о местном  самоуправлении. Отечественная модель включила в себя такие принципы, как признание местного самоуправления на конституционном уровне, свобода действий органов местного самоуправления в пределах их полномочий, самостоятельность местного самоуправления при определении своих внутренних структур. Вместе с тем, законодатель не воспроизвел автоматически принципы, заложенные Хартией. Примером может служить решение об обособлении органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, чего не требует Хартия.

Информация о работе Системы государства