Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа
Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши
javascript:activate_paper(1411226)
Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав правительства или какой-то отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено ему только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.
Основные политические партии: Венстре, Демократы центра — ДЦ, Консервативная народная партия — КНП, Партия прогресса, Социал-демократическая партия Дании — СДПД, Христианская народная партия — ХНП.
Правовой основой местного
Структуры местного управления
Низшим уровнем территориальной организации является коммуна (kommune). На этом уровне существуют лишь органы самоуправления, состоящие из представительного уровня - совета коммуны, и бургомистра (borgmester), руководящего работой совета и муниципальной администрации.
Совет самостоятельно определяет свою численность; таким образом она варьируется от одной коммуны к другой, но в рамках одного муниципального образования меняется сравнительно редко. Деятельность совета осуществляется прежде всего через комиссии, которым он делегирует большую часть своих полномочий, и которые принимают решения от его имени. Законом установлен крайне небольшой список вопросов, по которым решения могут приниматься только на пленарном заседании совета, в частности - вопросы территориального планирования и принятие бюджета. Количество, характер деятельности и состав комиссий определяется советом самостоятельно; законом предусмотрено лишь обязательное создание комиссии по финансам и как минимум одной постоянной комиссии. На практике количество комиссий может меняться от трех до десятка.
Администрация коммуны подчиняется прежде всего совету, который решает вопросы принятия на службу и увольнения. Эта деятельность может осуществляться специальной комиссией, но чаще всего делегирована комиссии по финансам. Однако эта иерархия усложняется тем, что административные службы на практике оказываются в двойном подчинении у соответствующей комиссии и, с другой стороны, у бургомистра.
Бургомистр избирается советом из своего состава сроком на четыре года. Он одновременно выполняет функции председателя совета, руководителя администрации и председателя комиссии по финансам. Он является лишь представителем совета и может действовать только от имени последнего и во исполнение его решений. Бургомистр может быть смещен досрочно лишь в результате судебного решения. Оперативное руководство администрацией коммуны осуществляет директор администрации, подчиняющийся только бургомистру. Одновременно с этим он является, в большинстве случаев, секретарем совета коммуны.
Следующим уровнем территориальной организации является амт (amt) или округ. Самоуправление на этом уровне осуществляется советом округа и председателем, которого совет избирает из своего состава. Органы управления округом формируются на тех же основаниях, что и органы коммуны, повторяя все их характеристики. Так же как и в коммунах, решающую роль играет комиссия по финансам, возглавляемая председателем совета.
Территория амта является одновременно и территорией самоуправляющегося сообщества, и административной единицей прямого государственного управления. Государственную администрацию в округе возглавляет амтсман, чиновник, назначаемый правительством. В его подчинении находятся силы порядка, и он обладает рядом регламентарных полномочий. В целом органы прямого государственного управления крайне немногочисленны, поскольку большая часть полномочий на местном уровне передана органам самоуправления.
В Дании существуют территориальные сообщества, пользующиеся особым статусом. Гренландия и Фарерские острова пользуются правом региональной автономии, что предусматривает ряд статусных различий и дополнительные полномочия (в частности, связанные с поддержанием местных диалектов). В метрополии особым статусом пользуются Копенгаген и Фредериксберг, которые одновременно являются коммунами и округами, что связано как с историческими традициями, так и с плотностью населения: в агломерации Копенгагена, с примыкающим к нему Фредериксбергом, проживает треть населения страны.
Полномочия и их выполнение
Особенностью распределения полномочий между разными уровнями управления в Дании является следующий парадокс: в законе о местном управлении отсутствует перечень дел местного значения и, шире, компетенций органов местного самоуправления. Распределение полномочий и предметов ведения между разными уровнями, включая центральный, осуществляется в рамках специальных законов, относящихся к той или иной сфере управления (здравоохранение, образование, экономическое развитие и т.д.). Это делает очень условными правовые гарантии местного самоуправления, но обеспечивает гибкость регулирования.
Другая особенность, характерная для всех стран скандинавской системы - управление максимально децентрализовано с точки зрения исполнительской деятельности; с этим связано фактическое отсутствие у государства исполнительских полномочий и полномочий оперативного управления в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, регулирования труда и занятости, экологической политики и т.д. В этих сферах государство осуществляет лишь общее законодательное регулирование и значительную часть финансирования.
Несмотря на то, что большая часть служб децентрализована, в Дании действует законодательно установленный принцип, согласно которому уровень услуг, будь то здравоохранение, образование, газо- и водоснабжение, должен быть одинаковым для всех граждан на всей территории королевства. Таким образом, органы самоуправления свободны в том, что касается организации, но не могут влиять на уровень предоставляемых услуг.
В. 15 Из истории самоуправления Польши
Территориальное самоуправление в Польше имеет давнюю историю и продолжительную традицию. Название «Речь посполитая» появилась в позднем Средневековье и относилась к «речи посполитой шляхецкой». Страна принадлежала свободным людям, однако свободной была только горстка людей — шляхта. Кроме шляхецкого самоуправления функционировало также развитое городское самоуправление. Этот механизм действовал до разделов Польши в конце XVIII века.
После разделов на польских землях функционировал уже тот строй, который был навязан тем или иным государством, к которому отошла соответствующая часть Польши, т.е. прусский, австрийский, российский. Местное самоуправление было дифференцировано в зависимости от того, в состав какого государства вошел данный регион. Наиболее сильным самоуправление было на территориях, аннексированных Австрией, наиболее слабое — на территории, аннексированной Россией.
Центральное управление Польши
Высшим органом
В мае 1997 в Польше была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам (Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия), и двумя оппозиционными партиями (Союз свободы, Союз труда). Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента.
С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. Президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра. Также президент может распустить парламент, наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов). Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре.
У президента страны нет практически никакой позитивной власти, власти правления, но в то же время он обладает значительными полномочиями негативной власти. Ее наиболее сильным инструментом является возможность отказать в подписании закона, называемая президентским вето. Основная исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству, которое формируется победившей на выборах партией или коалицией партий.
Правительство – это не только кабинет, а также различные центральные и региональные органы правительственной администрации, то есть кроме министерств существуют центральные учреждения, которые подчиняются отраслевым министрам или премьер-министру. Это обычно единицы администрации, связанные с отдельными сферами, как, например, пожарная служба, санитарная инспекция и т.д.
Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти.
Судебная система Польши включает Верховный суд, местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 году правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского Союза. В соответствии с ними создается приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.
Начиная с 1998 г. в Польше
проводятся системные политические,
экономические и административн
Местное самоуправление Польши
В 70-е гг. была проведена административная реформа, которая привела к большим изменениям в структуре местных органов власти, а также роли центральных институтов. В ходе этой реформы были укреплены сельские структуры, значительно увеличилось число воеводств.
Реформа территориального деления проходила в два этапа: в 1990 г. на уровне гмины, а в 1998 г. – на уровне повята и воеводства. Целью данной реформы является децентрализация и демократизация управления. Это осуществляется путем ограничения на уровне воеводства функций правительственной администрации, действующей наряду с администрацией самоуправления воеводства, и введения администрации самоуправления на всех трех уровнях территориального деления — гмины, повята и воеводства.
До 1999 года Польша делилась на 49 воеводств и 2394 гмины, 247 городов. В этих единицах действовали народные советы, избираемые раз в четыре года путем всеобщих выборов. Во главе воеводской администрации стояли воеводы, городскую администрацию возглавляли бургомистры или президенты, администрацию городов и гмин — бургомистры, а администрацию гмин — войты. Согласно Конституции от 22 июля 1952 года, народные советы – это местные органы государственной власти и основные органы общественного самоуправления трудящихся городов и деревень.