Системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши

Содержание работы

javascript:activate_paper(1411226)

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт ГиМУ ответы на вопросы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Конституция устанавливает  принцип парламентаризма: весь состав правительства или какой-то отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено ему только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.

Основные политические партии: Венстре, Демократы центра —  ДЦ, Консервативная народная партия —  КНП, Партия прогресса, Социал-демократическая партия Дании — СДПД, Христианская народная партия — ХНП.

 

       Правовой основой местного управления  в Дании является Конституция  1953 г., закон о местном управлении 1970 г. и законы, посвященные организации деятельности публичной власти в той или иной сфере. В Дании отсутствует практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты деятельности местной власти. Принцип самоуправления местных сообществ закреплен в Конституции; центральные органы власти имеют право принимать решения, затрагивающие функционирование местного самоуправления лишь при наличии закона, предполагающего подобные меры.

Структуры местного управления

       Низшим уровнем территориальной организации является коммуна (kommune). На этом уровне существуют лишь органы самоуправления, состоящие из представительного уровня - совета коммуны, и бургомистра (borgmester), руководящего работой совета и муниципальной администрации.

     Совет самостоятельно определяет свою численность; таким образом она варьируется от одной коммуны к другой, но в рамках одного муниципального образования меняется сравнительно редко. Деятельность совета осуществляется прежде всего через комиссии, которым он делегирует большую часть своих полномочий, и которые принимают решения от его имени. Законом установлен крайне небольшой список вопросов, по которым решения могут приниматься только на пленарном заседании совета, в частности - вопросы территориального планирования и принятие бюджета. Количество, характер деятельности и состав комиссий определяется советом самостоятельно; законом предусмотрено лишь обязательное создание комиссии по финансам и как минимум одной постоянной комиссии. На практике количество комиссий может меняться от трех до десятка.

        Администрация коммуны подчиняется прежде всего совету, который решает вопросы принятия на службу и увольнения. Эта деятельность может осуществляться специальной комиссией, но чаще всего делегирована комиссии по финансам. Однако эта иерархия усложняется тем, что административные службы на практике оказываются в двойном подчинении у соответствующей комиссии и, с другой стороны, у бургомистра.

        Бургомистр избирается советом из своего состава сроком на четыре года. Он одновременно выполняет функции председателя совета, руководителя администрации и председателя комиссии по финансам. Он является лишь представителем совета и может действовать только от имени последнего и во исполнение его решений. Бургомистр может быть смещен досрочно лишь в результате судебного решения. Оперативное руководство администрацией коммуны осуществляет директор администрации, подчиняющийся только бургомистру. Одновременно с этим он является, в большинстве случаев, секретарем совета коммуны.

      Следующим уровнем территориальной организации является амт (amt) или округ. Самоуправление на этом уровне осуществляется советом округа и председателем, которого совет избирает из своего состава. Органы управления округом формируются на тех же основаниях, что и органы коммуны, повторяя все их характеристики. Так же как и в коммунах, решающую роль играет комиссия по финансам, возглавляемая председателем совета.

           Территория амта является одновременно и территорией самоуправляющегося сообщества, и административной единицей прямого государственного управления. Государственную администрацию в округе возглавляет амтсман, чиновник, назначаемый правительством. В его подчинении находятся силы порядка, и он обладает рядом регламентарных полномочий. В целом органы прямого государственного управления крайне немногочисленны, поскольку большая часть полномочий на местном уровне передана органам самоуправления.

        В Дании существуют территориальные сообщества, пользующиеся особым статусом. Гренландия и Фарерские острова пользуются правом региональной автономии, что предусматривает ряд статусных различий и дополнительные полномочия (в частности, связанные с поддержанием местных диалектов). В метрополии особым статусом пользуются Копенгаген и Фредериксберг, которые одновременно являются коммунами и округами, что связано как с историческими традициями, так и с плотностью населения: в агломерации Копенгагена, с примыкающим к нему Фредериксбергом, проживает треть населения страны.

Полномочия и их выполнение

     Особенностью распределения полномочий между разными уровнями управления в Дании является следующий парадокс: в законе о местном управлении отсутствует перечень дел местного значения и, шире, компетенций органов местного самоуправления. Распределение полномочий и предметов ведения между разными уровнями, включая центральный, осуществляется в рамках специальных законов, относящихся к той или иной сфере управления (здравоохранение, образование, экономическое развитие и т.д.). Это делает очень условными правовые гарантии местного самоуправления, но обеспечивает гибкость регулирования.

     Другая особенность, характерная для всех стран скандинавской системы - управление максимально децентрализовано с точки зрения исполнительской деятельности; с этим связано фактическое отсутствие у государства исполнительских полномочий и полномочий оперативного управления в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, регулирования труда и занятости, экологической политики и т.д. В этих сферах государство осуществляет лишь общее законодательное регулирование и значительную часть финансирования.

      Несмотря на то, что большая часть служб децентрализована, в Дании действует законодательно установленный принцип, согласно которому уровень услуг, будь то здравоохранение, образование, газо- и водоснабжение, должен быть одинаковым для всех граждан на всей территории королевства. Таким образом, органы самоуправления свободны в том, что касается организации, но не могут влиять на уровень предоставляемых услуг.

 

 

В. 15 Из истории самоуправления Польши

 

Территориальное самоуправление в Польше имеет давнюю историю и продолжительную традицию. Название «Речь посполитая» появилась в позднем Средневековье и относилась к «речи посполитой шляхецкой». Страна принадлежала свободным людям, однако свободной была только горстка людей — шляхта. Кроме шляхецкого самоуправления функционировало также развитое городское самоуправление. Этот механизм действовал до разделов Польши в конце XVIII века.

После разделов на польских землях функционировал уже тот строй, который был навязан тем или  иным государством, к которому отошла соответствующая часть Польши, т.е. прусский, австрийский, российский. Местное самоуправление было дифференцировано в зависимости от того, в состав какого государства вошел данный регион. Наиболее сильным самоуправление было на территориях, аннексированных Австрией, наиболее слабое — на территории, аннексированной Россией.

Центральное управление Польши

 

Высшим органом государственной  власти в Польше является парламент. До конституционных поправок 1989 г. парламент  состоял из одной палаты – cейма, члены которого избирались на 4 года. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. Сейчас сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. В 1989 году был учрежден Сенат – верхняя палата парламента. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4 года. Он имеет право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената может быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма.

В мае 1997 в Польше была принята новая конституция. Она  явилась плодом компромисса между  парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам (Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия), и двумя оппозиционными партиями (Союз свободы, Союз труда). Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента.

С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования  сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент  должен быть гражданином Польши. Президент  имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра. Также президент может распустить парламент, наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов). Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре.

У президента страны нет  практически никакой позитивной власти, власти правления, но в то же время он обладает значительными  полномочиями негативной власти. Ее наиболее сильным инструментом является возможность  отказать в подписании закона, называемая президентским вето. Основная исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству, которое формируется победившей на выборах партией или коалицией партий.

Правительство – это  не только кабинет, а также различные  центральные и региональные органы правительственной администрации, то есть кроме министерств существуют центральные учреждения, которые подчиняются отраслевым министрам или премьер-министру. Это обычно единицы администрации, связанные с отдельными сферами, как, например, пожарная служба, санитарная инспекция и т.д.

Правительство возглавляет  премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия  в течение 14 дней с момента его  назначения. Премьер-министр может  заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти.

Судебная система Польши включает Верховный суд, местные, военный  и другие специальные суды. Президент  назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 году правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского Союза. В соответствии с ними создается приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.

Начиная с 1998 г. в Польше проводятся системные политические, экономические и административные реформы. Создается новая модель управления, обеспечивающая реальное участие общества в осуществлении власти и эффективность принимаемых решений. В рамках системной реформы государства формируются институты демократического контроля за администрацией на всех уровнях территориального деления страны; повышается эффективность управления путем распределения задач по разным уровням; упорядочивается территориальное деление страны; создаются инструменты проведения региональной политики; децентрализуется система государственных финансов; организация публичной власти приводится в соответствие со стандартами ЕС.

 

Местное самоуправление Польши

 

В 70-е гг. была проведена  административная реформа, которая  привела к большим изменениям в структуре местных органов власти, а также роли центральных институтов. В ходе этой реформы были укреплены сельские структуры, значительно увеличилось число воеводств.

Реформа территориального деления проходила в два этапа: в 1990 г. на уровне гмины, а в 1998 г. –  на уровне повята и воеводства. Целью данной реформы является децентрализация и демократизация управления. Это осуществляется путем ограничения на уровне воеводства функций правительственной администрации, действующей наряду с администрацией самоуправления воеводства, и введения администрации самоуправления на всех трех уровнях территориального деления — гмины, повята и воеводства.

До 1999 года Польша делилась на 49 воеводств и 2394 гмины, 247 городов. В этих единицах действовали народные советы, избираемые раз в четыре года путем всеобщих выборов. Во главе воеводской администрации стояли воеводы, городскую администрацию возглавляли бургомистры или президенты, администрацию городов и гмин — бургомистры, а администрацию гмин — войты. Согласно Конституции от 22 июля 1952 года, народные советы – это местные органы государственной власти и основные органы общественного самоуправления трудящихся городов и деревень.

Информация о работе Системы государства