Системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Вопросы контрольной работы:
В.1. Государственное управление
В2. Муниципальное управление
В.3 – В.9 Понятие формы государства
...
В. 15 Из истории самоуправления Польши

Содержание работы

javascript:activate_paper(1411226)

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт ГиМУ ответы на вопросы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

С первого января 1999 года введено трехуровневое территориальное  деление, в соответствии с которым  Польша делится на 16 воеводств, 308 сельских повятов и 65 городских (города на правах повятов), 2489 гмин.

Воеводство – самая  крупная территориальная единица; повят – территориальная единица  второй ступени; в его состав входят несколько гмин; гмина – основная территориальная единица.

Новое территориальное  деление Польши установлено законом  от 24 июля 1998 года. Законом о повятовом  самоуправлении учреждены органы самоуправления повята и определена их компетенция. Одновременно образованы органы самоуправления, а также правительственные органы в воеводстве.

Во всех вышеназванных  единицах территориального деления  действуют представительные органы территориального самоуправления. Это  — советы, избираемые на всеобщих выборах  сроком на 4 года.

На сегодняшний день, согласно Конституции Польши, территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных властей. Конституция определяет для органов местного самоуправления весь круг задач или полномочий, которые явно не установлены для органов власти иных уровней.

При этом собственные  задачи местного самоуправления определены как публичные задачи, служащие удовлетворению потребностей самоуправленческого  сообщества, а их реализация обеспечивается участием в публичных доходах. Термин «публичные доходы» используется в Конституции Польши для обозначения любых видов доходов, поступающих в местные или государственные бюджеты.

Согласно нормам Конституции, органы местного самоуправления на основании  и в пределах полномочий, содержащихся в законе, устанавливают акты местного права, обязательные на территории деятельности этих органов.

 

Самоуправление воеводства. Воеводство является самой крупной  единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся  сообществом, которое в силу закона образуют жители воеводства.

Воевода является представителем правительства в воеводстве. Средняя  величина воеводства – 2, 4 млн человек  населения. На воеводу возложены 4 основные задачи: 1) политико-представительская  – представитель Правительства в регионе; 2) надзор над территориальным управлением в воеводстве; 3) обеспечение общественного правопорядка и коллективной безопасности; 4) контроль за использованием государственной собственности.

Кроме воеводы существуют также т.н. «объединенная» и «необъединенная» правительственные администрации. Название связано с критерием объединенности и необъединенности данных институтов с институтом воеводы. Воевода связан с этими органами, поскольку является региональным органом правительственной администрации. В регионах существуют также органы правительственной администрации, которые не подчиняются воеводе, например, налоговая администрация.

Органы самоуправления воеводства не являются органами надзора  или контроля по отношению к повяту и гмине, а также не являются органами высшей инстанции в административной иерархии.

Самоуправление воеводства определяет стратегию развития воеводства. Оно выполняет задачи воеводского  характера в следующих областях: образование (в том числе высшее), санитарно-просветительная работа и здравоохранение, общественная безопасность, обороноспособность. Органами самоуправления воеводства являются: воеводский сеймик и правление воеводства. В состав сеймика входят депутаты, избираемые на четырехлетний срок. Воеводский сеймик принимает устав воеводства, его бюджет, избирает и отзывает воеводское правление, выносит решения по имущественным вопросам воеводства, по выпуску облигаций и получению займов.

Воеводское правление  является исполнительным органом воеводства. Оно состоит из 5 человек. Председателем правления является маршал воеводства. Воеводское правление выполняет задачи воеводства, входящие в круг деятельности воеводского самоуправления и не отнесенные к компетенции воеводского сеймика. Правление выполняет решения воеводского сеймика и распоряжается имуществом воеводства.

Воеводство имеет право  вести международное сотрудничество. Приоритеты этого сотрудничества определяет воеводский сеймик. Сотрудничество воеводства с региональной общественностью  других стран должно осуществляться в соответствии с польским внутренним законодательством, внешней политикой государства и его международными обязательствами в пределах задач и компетенции воеводства. Воеводство может также участвовать в международной деятельности региональных учреждений и объединений. Однако проекты соглашений о региональном сотрудничестве, равно как и проекты решений о вступлении в международные региональные объединения могут приниматься только с согласия министра иностранных дел, полученного через воеводу.

Надзор за деятельностью самоуправления воеводства проводят председатель Совета министров и воевода, а в области финансовых вопросов — региональная расчетная палата.

 

На территории воеводства функции исполнительной администрации  осуществляют: воевода, подчиненные ему руководители совмещенных служб и служб инспекции и охраны, органы необъединенной администрации, органы территориального самоуправления, а также подотчетные старосте руководители повятовых служб инспекции и охраны, задачи и компетенции которых определены законами.

Воеводское самоуправление – это для Польши совершенно новое  явление. Кроме Силезской автономии  и слабого самоуправления на территории Пруссии, воеводского самоуправления на территории Польши не существовало. Территориальное самоуправление в  воеводстве было введено в 1998 г. и было чем-то новым с точки зрения общественного менталитета. Можно сказать, что это все еще определенный цивилизационный проект, а не эффективно действующее региональное самоуправление.

Самоуправление повята. На более низких уровнях административного деления страны похожая ситуация имеет место на уровне повята – там также действуют органы правительственной необъединенной администрации. Однако на уровне повята они связаны со старостой повята, который является органом не правительственной администрации, а территориального самоуправления.

Жители повята образуют на основании закона местное самоуправляющееся  сообщество. Это сообщество и соответствующая  территория составляют повят. Повят  выполняет от собственного имени  и под собственную ответственность предусмотренные законами публичные задачи. Его самостоятельность подлежит судебной защите. Повят как единица основного территориального деления охватывает все территории граничащих друг с другом гмин или всю территорию города на правах повята. Городом на правах повята является город, насчитывающий свыше 100000 жителей, а также город, который с 31 декабря 1998 года перестал быть местом нахождения воеводских властей. Повят должен охватывать по возможности однородную по поселенческой и пространственной структуре и по общественным экономическим связям территорию.

Повят выполняет публичные  задачи, выходящие по своему характеру  за пределы гмин, в следующих областях: народное образование, санитарно-просветительная  работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, помощь инвалидам, общественный транспорт и дороги, культура и др.

Жители повята принимают  решения всеобщим голосованием в  ходе повятовых выборов и референдумов или через органы повята. Этими  органами являются: повятовый совет и правление повята.

К полномочиям Совета повята относятся издание актов  местного права, выбор и отзыв  повятового правления. Совет принимает  также решения по вопросам герба  и флага повята.

Повятовое правление  является исполнительным органом повята. В его состав входят: староста как председатель правления, его заместитель и 3—5 членов правления. Правление повята выполняет решения повятового совета и задачи повята, предусмотренные положениями закона.

Надзор за деятельностью  повята проводят председатель Совета министров и воевода, а в области финансовых вопросов — региональная расчетная палата.

Самоуправление гмины. Гмина – это очень старое название, которое мы находим во многих европейских  языках, хотя, в зависимости от той  или иной страны, акцентируется тот или иной аспект понятия. Понятие гмины включает в себя 3 основных аспекта: 1) гмина как территория – это основная единица территориального деления страны; 2) гмина как население: гмина – это самоуправляемое местное сообщество; 3) гмина как учреждение, где каждый гражданин может решать свои вопросы.

В Польше насчитывается  около 2, 5 тысяч гмин. Самые маленькие  гмины насчитывают менее 2, 5 тыс. человек, а самой крупной является гмина, насчитывающая 1, 8 млн человек. Средняя сельская гмина насчитывает 7 тысяч жителей, и этого количества достаточно для того, чтобы основать систему распределения публичных задач на гминах. Гмина обладает наиболее сильной позицией среди других единиц самоуправления, и именно с гминами связано выполнение всех основных публичных задач, которыми занимается территориальное самоуправление.

Законом установлено, что  жители гмины образуют самоуправляющееся  сообщество. Гмина выполняет общественные задачи от своего имени и под собственную  ответственность.

Гмина может создавать  вспомогательные административные единицы.

Круг действия гмины  охватывает все публичные дела местного значения, которые законом не отнесены к компетенции других субъектов. К собственным задачам гмины  относится удовлетворение нужд и  потребностей сообщества. Эти задачи охватывают, в частности: благоустройство территории, распоряжение земельными площадями и охрану среды, гминные дороги, улицы, мосты, площади, а также организацию дорожного движения. К собственным задачам гмины относятся также такие вопросы, как: водопроводы и водоснабжение, поддержание порядка, общественный транспорт, здравоохранение и другие вопросы.

Для выполнения своих  задач гмина может создавать  организационные единицы, в том  числе предприятия, и заключать  договоры с другими субъектами. Гмина  может заниматься хозяйственной деятельностью, выходящей за пределы задач общественно полезного характера, исключительно в случаях, предусмотренных особыми законами.

Жители гмины принимают  решения на основе всеобщего голосования  в ходе выборов и референдумов или через органы гмины. Референдум может быть проведен также по любому вопросу, имеющему важное значение для гмины. Он проводится по инициативе совета гмины или по требованию 10% жителей, имеющих право голоса. Референдум считается действительным, если в нем приняло участие не менее 30% жителей, имеющих право голоса.

Органом, принимающим  в гмине решения и осуществляющим контроль, является гминный совет. Совет  может насчитывать от 15 до 100 депутатов. Для осуществления контроля за деятельностью  правления гмины совет учреждает ревизионную комиссию, которая следит за выполнением гминного бюджета.

Исполнительным органом  гмины является правление гмины. В состав правления входят войт или  бургомистр, либо президент города — в качестве председателя, а  также члены.

Таким образом, в новом территориальном делении Польской Республики действует территориальное самоуправление трех видов: гмины, повяты и воеводства. На уровне гмины и повята нет совмещенной правительственной администрации. На уровне воеводства действует самоуправление воеводства и совмещенная, а также несовмещенная правительственные администрации. На сегодняшний день, несмотря на сравнительно небольшую территорию и численность населения, в Польше созданы разветвленные системы государственного и муниципального управления. Учитывая, что большая часть функций возлагается на местное самоуправление, государство носит «вспомогательный» характер.

 

 

 

 

Польша - унитарное  государство с двухступенчатой  системой административно-территориального деления: воеводства (49) - гмины (2468).

В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления  полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим - демократический.

Нынешняя конституционная  система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства Президента, избираемого Национальным собранием Польши. Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма. Осенью 1990 г. в Конституцию были внесены изменения, касающиеся выборов Президента. Глава государства стал избираться непосредственно гражданами страны. Значительным этапом явилось принятие 17 октября 1992 г. Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властями, а также территориальном самоуправлении, получившего название Малой конституции.

Действующая Конституция  принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г.

Законодательная власть в Польше принадлежит Сейму и  Сенату - двум палатам польского  парламента. Нижняя палата - Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства  в объеме, определенном предписаниями  Конституции и законов.

Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, как по мажоритарной, так и пропорциональной системе. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых гражданами по мажоритарной системе. Обе палаты избираются на 4-летний срок.

Информация о работе Системы государства